Место прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть место прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина, для этого рассмотрим:
- институт прокуратуры в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- совершенствование законодательства о прокуратуре в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Содержание работы

Введение
1. Институт прокуратуры в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
1.1 Направления защиты Прокуратурой РФ прав и свобод человека и гражданина
1.2 Формы взаимодействия Прокуратуры РФ с другими государственными органами по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина
2. Совершенствование законодательства о прокуратуре в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСАК Конст РФ.docx

— 49.36 Кб (Скачать файл)

Пределы прокурорского вмешательства  действительно стоит законодательно определить. Сегодня недостаточно указания на то, что оно по меньшей мере должно быть правомерным или, как установлено в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», указания на то, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Нельзя не видеть, что, занимаясь, к примеру, «отопительным сезоном» или проблемами жилищно-коммунального сектора, прокурорский надзор так или иначе втягивается в решение задач исполнительной власти. На наш взгляд, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» наряду с нормой, определяющей предмет надзора, обязательно должна быть норма о его основаниях и пределах. В этой норме необходимо указать, что проверки исполнения закона проводятся на основании информации о нарушениях закона, полученной из сообщений физических или юридических лиц, из публикаций средств массовой информации и других источников, а также в случае непосредственного обнаружения прокурором или следователем фактов нарушения законов либо непринятия мер по их устранению уполномоченными органами контроля (надзора).

В хозяйствующих организациях проверке подлежит исполнение установленных  федеральными законами обязательных требований государства к субъектам предпринимательства, но не допускается вмешательство  в оперативно-хозяйственную деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. Такой императив позволяет, и  сузить сферу надзора, освободив  его для защиты предпринимательства; тогда надзор будет по-настоящему избирательным и эффективным.

Надо усиливать надзор за законностью деятельности контрольно-надзорных  органов, за тем, как они выполняют  возложенные законом обязанности. Более того, он должен преобладать  в структуре надзорных действий в связи со значительным числом контролирующих органов и огромным объемом их полномочий. Контролирующие органы по таким параметрам, как специализация, методика проверочных механизмов и  т.п., превосходят надзор прокуратуры.

Следовательно, проблема здесь  в характере правоотношений. Прерогативой прокуратуры должен оставаться исключительно  надзор за законностью деятельности органов контроля. Прокурор вправе требовать от них проведения проверок в подконтрольных (поднадзорных) структурах, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Но прокуратуре не стоит становиться  координатором контрольно-надзорных  органов. Исполнение и соблюдение законов  – это не только предмет прокурорского  надзора, но и обязанность органов  власти, в том числе органов  контроля (надзора). И если прокуратура  станет координировать выполнение этой обязанности, то вновь, как уже отмечалось, втянется в решение задач исполнительной власти. Примером этого может служить  практика реализации положений Федерального закона №294_ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля».

Думается, дело должно быть организовано несколько иначе. Рассмотрев информацию о нарушении закона, к  примеру, в сфере экономики, прокурор вправе выбрать: поручить проведение проверки или ревизии соответствующему органу государственного контроля с последующим  представлением в прокуратуру проверочных  материалов или провести надзорную  проверку собственными силами, в том  числе с привлечением специалистов в необходимых случаях.

 

 

Заключение

 

Конституционная система  защиты прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации  представляет собой целостную конституционно обусловленную упорядоченную совокупность взаимодействующих звеньев правового  механизма, деятельность которого направлена на защиту нарушенных прав и свобод лиц, находящихся под юрисдикцией  Российской Федерации, и достижение в стране состояния их реальной защищенности. Будучи интегративным феноменом, она  получает качественную определенность через функциональное единство своих  элементов. К основным элементам  данной системы относятся: правозащитные  нормы, принципы защиты основных прав и свобод человека и гражданина, субъекты, осуществляющие правозащитную  деятельность, правозащитная деятельность.

Основные элементы конституционной  системы защиты прав и свобод человека и гражданина отличает конституционная  обусловленность, законодательное  развитие согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ). К числу  субъектов конституционной системы  защиты прав и свобод человека и  гражданина относятся различные  государственные органы, органы местного самоуправления, различные объединения  граждан, а также сами граждане. Анализ Конституции РФ и федерального законодательства показывает, что каждый орган государственной  власти (Президент РФ, парламент, Правительство  РФ и федеральные органы исполнительной власти, судебные органы) в пределах своих полномочий осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина и образуют государственную систему  защиты конституционных прав и свобод.

Прокуратура Российской Федерации  является одним из институциональных  элементов конституционной системы  защиты прав и свобод человека и  гражданина, занимая в ней особое место, предопределенное ее местом в системе органов государственной власти. Прокуратура РФ – специфическая подсистема государственных органов; она не относится ни к одной из ветвей государственной власти, а выступает частью системы «сдержек и противовесов». Принимая меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили, прокуратура РФ активно участвует в обеспечении и разделении властей, их взаимодействии.

Защиту конституционных  прав и свобод человека и гражданина прокуратура РФ обеспечивает посредством  особого вида деятельности – осуществлением от имени государства прокурорского  надзора за соблюдением Конституции  РФ и исполнением законов, действующих  на территории России.

Этот вид надзора является «внешним» по отношению к органам  законодательной, исполнительной и  судебной власти, поскольку прокуратура  не входит ни в одну из ветвей государственной  власти. Данное обстоятельство обеспечивает независимость прокуратуры при  реализации своих функций, в том  числе защиты прав и свобод человека и гражданина, а также соотнесение  ее действий и решений исключительно  с Конституцией РФ и законодательством.

Защита конституционных  прав и свобод органами прокуратуры  имеет ряд преимуществ по сравнению  с иными государственными правозащитными механизмами.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. (в ред.) // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
  3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция).
  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2011.
  5. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2010.
  6. Мельников Н.В. Надзор прокуратуры за соблюдением конституционных прав и свобод граждан. М., 2010.
  7. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. М., 2009.
  8. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Г.П. Химичевой. М., 2011.
  9. Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2011.
  10. Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Ю.Е. Винокурова. М., 2009.
  11. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2009.
  12. Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М., 2009.
  13. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарева. М., 2009.
  14. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. М., 2010.
  15. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. В.И. Рохлина. СПб., 2010.

1 О прокуратуре Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. (в ред.) // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

2 Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2009.

3 Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. М., 2010.

4 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2011.

5 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2011.

6 Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Г.П. Химичевой. М., 2011.

7 Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Ю.Е. Винокурова. М., 2009.

8 О прокуратуре Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. (в ред.) // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

9 О прокуратуре Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. (в ред.) // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

10 "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция).

11 О прокуратуре Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. (в ред.) // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

12 Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. В.И. Рохлина. СПб., 2010.


Информация о работе Место прокуратуры в системе защиты прав и свобод человека и гражданина