Отсутствие
в деле протокола судебного заседания,
независимо от того, протокол ли это
предварительного слушания, апелляционного
производства или судебного разбирательства,
является безусловным основанием для
отмены приговора (п. 11 ч. 2 ст. 381 УПК). Все
сказанное по отношению к протоколу
судебного разбирательства полностью
имеет отношение и к протоколам
предварительного слушания и апелляционного
производства.
В окончательном
виде протокол должен быть готов для
ознакомления и подписан в течение
трех суток после окончания судебного
заседания. В тоже время протокол
может изготавливаться по частям
уже по ходу судебного разбирательства.
По просьбе сторон части протокола
им могут быть предоставлены для
ознакомления по мере их изготовления.
Изготовление протокола по частям имеет
смысл тогда, когда судебное рассмотрение
дела имеет длительный характер. Как
протокол в целом, так и его
части подписываются председательствующим
судьей и секретарем судебного заседания.
Сторонам
предоставляется возможность ознакомления
с протоколом судебного заседания
при наличии их письменного ходатайства.
По общему правилу, на изучение протокола
отводится пять суток с момента его подписания.
Однако, исходя из складывающихся обстоятельств,
этот срок вправе продлить председательствующий
по просьбе участника процесса. Помимо
сторон с протоколом могут знакомиться
и другие участники процесса (например,
свидетели, эксперты) по их просьбе и в
части, касающейся их показаний. Председательствующий
вправе ограничить изучение протокола
предельным сроком, если установит, что
лицо явно затягивает время ознакомления
с протоколом. По желанию участника судебного
разбирательства для него и за его счет
может быть изготовлена копия протокола.
Если
при ознакомлении с протоколом
в его содержании обнаружены
какие-то неточности, затрагивающие
интересы участника процесса, то
заинтересованное лицо вправе
принести свои замечания на
протокол судебного заседания
(ст. 260 УПК). В замечаниях стороны,
как правило, просят исправить
или дополнить протокол в соответствии
с тем ходом судебного разбирательства,
который имел, по их мнению, место
в действительности. Председательствующему
судье как главному субъекту
непосредственного исследования
материалов дела предоставлено
исключительное право удостоверить
замечания на протокол либо
отклонить их.
Поданные
на протокол замечания должны быть
рассмотрены председательствующим
незамедлительно. По своему усмотрению
для уточнения изложенных аргументов
судья вправе вызвать лицо, подавшее
замечания. Рассмотрев замечания, председательствующий
выносит определение об удостоверении
их правильности либо об их отклонении.
Возможна
ситуация, когда одни из замечаний
участника процесса подтвердятся и
их необходимо удовлетворить, а другие
окажутся безосновательными. В таких
случаях судья должен вынести
общее определение об удостоверении
правильности замечаний, и в нем
же указать, какие конкретно замечания
участника процесса не подтвердились.
Определение об отклонении замечаний
на протокол судья должен выносить
тогда, когда ни одно из замечаний
не нашло подтверждения. Замечания
на протокол и постановление судьи
во всех случаях должны прилагаться
к протоколу судебного заседания.
3.
Подготовительная часть судебного
заседания
Стадия судебного
разбирательства последовательно
проходит через пять этапов (частей),
первым из которых является подготовительная
часть (глава 36 УПК). Задача подготовительной
части судебного разбирательства сводится
к формированию процессуальных условий
для дальнейшего рассмотрения дела. Все
действия, производимые от имени суда
в подготовительной части, выполняются
председательствующим судьей при коллегиальном
рассмотрении дела.
В подготовительной
части судебного заседания последовательно
осуществляются следующие процессуальные
действия.
1. Судебное
разбирательство начинается с
открытия судебного заседания.
В обусловленное время председательствующий
объявляет слушание дела открытым
и называет, какое уголовное дело
будет рассматриваться.
2. Секретарь
судебного заседания докладывает
присутствующим о явившихся участниках
процесса, а также о тех лицах,
которые не прибыли на рассмотрение
дела. При этом секретарь должен
по возможности выяснить причины,
по которым отдельные участники
не явились. Если такие причины
известны, секретарь сообщает о
них суду.
3. Председательствующий
разъясняет переводчику, если
он участвует в деле, его права,
обязанности и ответственность,
закрепленные в ст. 59 УПК. О
разъяснении прав, обязанностей
и ответственности переводчик
дает подписку, которая приобщается
к протоколу судебного заседания.
Переводчик привлекается к исполнению
своих обязанностей одним из
первых, т.к. в последующем осуществляются
те судебные действия, перевод
которых необходим участникам, не
владеющим языком судопроизводства.
4. Далее председательствующий
просит явившихся свидетелей
удалиться из зала заседания
до их допроса. Судебным приставам
надлежит принять меры к тому,
чтобы еще не допрошенные свидетели
не общались с уже допрошенными,
а также с другими лицами, присутствующими
в зале судебного заседания.
Производится все это для того,
чтобы не допустить искажения
свидетельских показаний, и сохранить
по возможности их первоначальную
обособленность и сохранность.
5. Судебное
разбирательство может вестись
только в отношении того лица,
которому было предъявлено обвинение
и дело о котором было принято
судом к рассмотрению. Для этого
председательствующий обязан выяснить
фамилию, имя, отчество, год, месяц,
день и место рождения подсудимого
и сверить полученные сведения
со сведениями, указанными в обвинительном
заключении или постановлении
о назначении судебного заседания.
Кроме того, председательствующий
должен установить, владеет ли
подсудимый языком судопроизводства,
место жительства подсудимого,
место его работы, род занятий, семейное
положение. При необходимости выясняется
также дополнительная информация о подсудимом.
Все эти данные обязательно должны быть
зафиксированы в протоколе судебного
заседания.
Сведения
о подсудимом выявляются с целью
установления тождества того человека,
который был обвинен в совершении
преступления в ходе предварительного
расследования, с тем человеком,
который находится перед судом.
Этой же причиной объясняется столь
подробное установление биографических
данных.
Выявление данных
о личности подсудимого имеет
и еще одну цель, которая заключается
в том, чтобы подробнее выяснить
смягчающие наказание подсудимого
обстоятельства, если последний будет
признан виновным. Так, на основании
данных о личности могут быть выяснены,
например, такие смягчающие обстоятельства,
как несовершеннолетие подсудимого,
наличие на иждивении подсудимого
малолетних детей, совершение подсудимым
преступления в силу тяжелых жизненных
обстоятельств (ст. 61 УК РФ). Кроме того,
данные о личности подсудимого часто
оказывают помощь в установлении
других обстоятельств дела, непосредственно
связанных с выдвинутым обвинением.
Перечень данных о личности подсудимого,
предложенный законом, не является исчерпывающим;
главный критерий здесь – помощь
в установлении истины по делу.
6. После того
как личность подсудимого установлена,
суд должен выяснить вопрос
о том, вручена ли подсудимому
копия обвинительного заключения
(обвинительный акт) и когда
именно. Судебное заседание не
может начаться ранее семи
суток со дня вручения обвиняемому
обвинительного заключения. Такое
положение закона актуально для
стадии судебного разбирательства,
если не проводилось предварительное
слушание в соответствии с
главой 34 УПК. Если же предварительное
слушание проводилось, то копия
обвинительного заключения должна
быть вручена подсудимому не
менее чем за семь суток
до начала этой процедуры (ч.3
ст. 229 УПК).
Как при утверждении
обвинительного заключения прокурором,
так и в процессе предварительного
слушания дела обвинение может быть
изменено обвинителем. Тогда подсудимому
вручается соответствующее постановление
прокурора, либо постановление суда
о назначении судебного заседания,
фиксирующее измененное обвинение.
Семидневный срок в таком случае
отсчитывается с момента вручения
подсудимому постановления о
назначении судебного заседания, корректирующего
обвинительное заключение.
Если выяснится,
что копия обвинительного заключения
подсудимому не вручена или вручена
менее чем за семь дней до судебного
разбирательства, слушание дела откладывается
до исправления процессуальных недостатков.
Заключение
Задачи уголовного процесса вполне
традиционны и в принципе однозначны
для любого общества и государства.
Они вытекают из исторической предопределенности
происхождения уголовного права. Последнее
возникло как реакция общества и
государства на преступление — наиболее
опасное для интересов личности,
общества и государства деяние. И
в этом смысле уголовное право, как
и право вообще, вполне может претендовать
на то, чтобы считаться явлением
цивилизации и культуры Уголовное
право возникло, чтобы защитить своими
специфическими средствами (главным
образом угрозой наказания и
его применением) личность, общество
и государство от преступных посягательств.
Охранительная задача уголовного процесса
и есть его основная историческая
задача, не зависимая от политического
строя соответствующего государства
либо особенностей его экономики.
Список
используемых источников:
1.«УГОЛОВНЫЙ
ПРОЦЕСС РОССИИ»Под редакцией
доктора юридических наук, профессора
З.Ф. Ковриги, доктора юридических
наук, профессора Н.П. Кузнецова,2002
2. Уголовно
– процессуальный кодекс Российской
Федерации (по состоянию на 1 декабря
2012 года). // 2012