Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам …………………………………………………………………… 5
Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7
Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан ……………………………………………………………………………. . 9
Глава 4.Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность ………………………………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список литературы ………………………………………………………. 27
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Понятие и классификация
лиц, содействующих оперативно-
Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7
Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан ……………………………………………………………………………. . 9
Глава 4.Организация содействия
граждан подразделениям органов
внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность ………………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………. 27
Введение.
Глубокие социально-
В условиях роста преступности,
отличающейся высокой степенью организованности,
вооруженности и
Опыт показывает, что невозможно
обеспечить раскрытие преступлений
и неотвратимость ответственности
преступников без противопоставления
их криминальной деятельности целенаправленного
комплекса оперативно-
Учитывая выше изложенное,
следует признать, что изучение вопросов
правового регулирования
Выбор темы работы обусловлен актуальностью вопросов правового регулирования содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, защиты их прав, непознанностью этих вопросов юридической наукой.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с содействием отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Предметом исследования - правовое регулирование этих отношений.
Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:
- рассмотреть вопросы
соблюдения прав и свобод
- изучить основания и условия привлечения граждан к участию в осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- изучить цели и задачи лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- изучить развитие правового
регулирования содействия
- определить содержание
и объем правового института
содействия отдельных лиц
Для этого были использованы законодательные акты, нормативные документы по теме. Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, теоретические труды ученых в области оперативно-розыскной деятельности, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам.
Участниками оперативно-розыскной
деятельности, помимо должностных лиц
и оперативных сотрудников, могут
быть и иные частные физические лица.
Это граждане, участвующие в подготовке
и проведении оперативно-розыскных
мероприятий (содействующие оперативно-
Лицом, содействующего оперативно-розыскному органу, является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, т.е. предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности и в данной связи наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств.
“Привлечение” означает побуждение
лица принять участие в
В зависимости от различных критериев среди привлекаемых лиц выделяют несколько групп:
По степени участия в ОРД различают основную группу (агент, доверенное лицо и др.) и дополнительную (специалист, переводчик и др.).
По форме оказания содействия
оперативно-розыскным органам
По способам (этапам) задействования
деление производится на лиц, подготавливающих
ОРМ и непосредственно
По длительности содействия
(в зависимости от срока решения
конкретной задачи ОРД) различают разовое
оказание помощи, кратковременное содействие
(например, участие в оперативно-
Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности.
Единственным основанием
для привлечения лица к участию
в оперативно-розыскной
Закон официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов внутренних дел. Следовательно, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.
Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).
Гласное содействие оказывается
лицом при подготовке и проведении
оперативно - розыскных мероприятий,
в ходе которых это лицо не требует
(или не требуется) сохранения в тайне
его участия в данных мероприятиях,
а в последующем при
Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника.
Конфиденциальность содействия
устанавливается при условии
выраженного желания
Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан.
Наиболее оправдавшими себя на практике формами гласного участия общественности в борьбе с правонарушениями и преступностью в прошлом являлись специализирующиеся по определенным направлениям деятельности служб ОВД подразделения народной дружины. Правовые предпосылки для развития их деятельности сегодня уже есть. Однако реальность доказала, что ориентированность первых в основном на охрану общественного порядка на определенных территориях, где объем их работы даже по сравнению с сотрудниками наружной службы составил немногим более 1%, организационная самостоятельность и др. не позволяют всерьез рассчитывать на их помощь оперативным аппаратам ОВД.4
Институт же внештатных сотрудников доказал свою эффективность, поскольку имел ряд принципиальных отличий.
1. Внештатное сотрудничество
граждан с органами внутренних
дел в борьбе с преступностью
регламентировано не только
2. Внештатное сотрудничество
предполагает обязательную
а) организационную
б) право работников оперативных
подразделений самостоятельно подбирать
кандидатов для внештатного
в) полную подотчетность
и подконтрольность внештатных работников
штатному составу оперативных
Внештатные сотрудники подбираются оперативным составом подразделений ОВД из числа совершеннолетних граждан, добровольно изъявивших желание оказывать помощь в решении задач, входящих в компетенцию этих подразделений, и проявивших необходимые для этого личные качества и возможности.
К основным таким качествам
и возможностям следует отнести:
честность, обостренное чувство
справедливости и ответственности,
непримиримость к попранию закона,
смекалку, волю, способность активно
участвовать в подготовке либо проведении
оперативно-розыскных
Указанные качества и возможности
позволяют внештатным сотрудникам
соответствовать определенным требованиям
и условиям сотрудничества. Так, неотъемлемым
условием внештатного сотрудничества
с подразделениями ОВД, осуществляющими
оперативно-розыскную