Оперативно-розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам …………………………………………………………………… 5
Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7
Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан ……………………………………………………………………………. . 9
Глава 4.Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность ………………………………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список литературы ………………………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

Курсовая орд.docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….. 3

Глава 1.  Понятие и классификация  лиц, содействующих оперативно-розыскным  органам …………………………………………………………………… 5

Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7

Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность. Права и обязанности  граждан ……………………………………………………………………………. . 9

Глава 4.Организация содействия граждан подразделениям органов  внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность ………………………………………………………………………………16

Заключение ……………………………………………………………….. 25

Список литературы ………………………………………………………. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Глубокие социально-экономические  преобразования в Российской Федерации  вызвали в последние годы резкий рост преступности, которая становится все более организованной и профессиональной.

В условиях роста преступности, отличающейся высокой степенью организованности, вооруженности и профессионализма, эффективность работы правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений во многом зависит от должной организации  оперативно-розыскной деятельности.

Опыт показывает, что невозможно обеспечить раскрытие преступлений и неотвратимость ответственности  преступников без противопоставления их криминальной деятельности целенаправленного  комплекса оперативно-розыскных  мер и следственных действий, без  использования в качестве вспомогательной  информации данных, полученных оперативно-розыскным  путем, без привлечения граждан  к борьбе с преступностью и  использования агентуры.

Учитывая выше изложенное, следует признать, что изучение вопросов правового регулирования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, практики привлечения  граждан к такому содействию и  соблюдения при этом прав и свобод личности актуально в современных  условиях и сохранит свое значение для правоохранительных органов  России в будущем.1

Выбор темы работы обусловлен актуальностью вопросов правового регулирования содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, защиты их прав, непознанностью этих вопросов юридической наукой.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с содействием отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Предметом исследования - правовое регулирование этих отношений.

Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

Достижению поставленной цели способствует решение следующих  основных задач:

- рассмотреть вопросы  соблюдения прав и свобод личности (человека) при привлечении к содействию  отдельных лиц оперативными подразделениями  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность;

- изучить основания и условия привлечения граждан к участию в осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- изучить цели и задачи лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- изучить развитие правового  регулирования содействия граждан  органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность;

- определить содержание  и объем правового института  содействия отдельных лиц органам,  осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность;

Для этого были использованы законодательные акты, нормативные документы по теме. Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, теоретические труды ученых в области оперативно-розыскной деятельности, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам.

Участниками оперативно-розыскной  деятельности, помимо должностных лиц  и оперативных сотрудников, могут  быть и иные частные физические лица. Это граждане, участвующие в подготовке и проведении оперативно-розыскных  мероприятий (содействующие оперативно-розыскному органу); лица, изучаемые, и лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности; а также субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней. Закон «Об  оперативно-розыскной деятельности»  официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право  на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость  и значимость подобного сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов внутренних дел. Следовательно, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.2

Лицом, содействующего оперативно-розыскному органу, является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению оперативно-розыскных  мероприятий, т.е. предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу (оперативнику) или иным образом участвующий  в решении конкретных задач оперативно-розыскной  деятельности и в данной связи  наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности  в случае нарушения взятых обязательств.

“Привлечение” означает побуждение лица принять участие в осуществлении  ОРМ. Отсюда следует, во-первых, что  предложение о сотрудничестве должно исходить, как правило, от оперативно-розыскного органа; во-вторых (самое существенное), что окончательное решение о возможности задействования лица в ОРМ принимает только оперативно-розыскной орган (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемое лицо.

В зависимости от различных  критериев среди привлекаемых лиц  выделяют несколько групп:

По степени участия  в ОРД различают основную группу (агент, доверенное лицо и др.) и дополнительную (специалист, переводчик и др.).

По форме оказания содействия оперативно-розыскным органам привлекаемые лица классифицируются на тех, кто содействует  только негласно (агент), только гласно (доверенное лицо, дружинник и др.) и в смешанной форме (специалист, переводчик и др.).

По способам (этапам) задействования деление производится на лиц, подготавливающих ОРМ и непосредственно участвующие  в его проведении.

По длительности содействия (в зависимости от срока решения  конкретной задачи ОРД) различают разовое  оказание помощи, кратковременное содействие (например, участие в оперативно-розыскном  обеспечение производства по конкретному  уголовному делу) и сотрудничество на долговременной основе (как правило, агент).3

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности.

Единственным основанием для привлечения лица к участию  в оперативно-розыскной деятельности является исходящая из принципов  ОРД и нормативно определенная законодателем  объективная необходимость достижения целей и решения задач оперативно-розыскной  деятельности. Правовую основу гласного содействия составляют оперативно-розыскной  закон, иные законы, а также нормативные  акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, детализирующие указанный  закон применительно к специфике  своего ведомства.

Закон официально закрепляет за гражданами возможность реализовать  свое право на оказание помощи органам  внутренних дел в решении задач  борьбы с преступностью путем  сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного  сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права  во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного  вопроса - прерогатива органов внутренних дел. Следовательно, реализация права  граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно - розыскную  деятельность, может быть гласным, анонимным  и негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается  лицом при подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне  его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости  оно может дать свидетельские  показания по уголовным делам. Привлечение  отдельных лиц к подготовке и  проведению оперативно - розыскных  мероприятий на гласной основе может  выражаться, например, в использовании  помощи этих лиц для проведения проверочных  закупок, наблюдения, наведения справок  и других мероприятий.

Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда  лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная  информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника.

Конфиденциальность содействия устанавливается при условии  выраженного желания гражданина. Как правило, вовлекаемый в оперативно - розыскной процесс сам должен выступить инициатором конфиденциальности своих отношений с органами внутренних дел. Однако это не исключает случаев, когда орган внутренних дел в  лице своих штатных должностных  лиц из тактических соображений  целесообразности или безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к  подготовке или проведению оперативно - розыскных мероприятий, конфиденциальность такого содействия. Конфиденциальность означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами МВД РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан.

Наиболее оправдавшими себя на практике формами гласного участия  общественности в борьбе с правонарушениями и преступностью в прошлом  являлись специализирующиеся по определенным направлениям деятельности служб ОВД  подразделения народной дружины. Правовые предпосылки для развития их деятельности сегодня уже есть. Однако реальность доказала, что ориентированность первых в основном на охрану общественного порядка на определенных территориях, где объем их работы даже по сравнению с сотрудниками наружной службы составил немногим более 1%, организационная самостоятельность и др. не позволяют всерьез рассчитывать на их помощь оперативным аппаратам ОВД.4

Институт же внештатных сотрудников  доказал свою эффективность, поскольку  имел ряд принципиальных отличий.

1. Внештатное сотрудничество  граждан с органами внутренних  дел в борьбе с преступностью  регламентировано не только документами  законодательного уровня, но и  ведомственными нормативными актами.

2. Внештатное сотрудничество  предполагает обязательную специализацию  участия граждан в оперативно-розыскной  деятельности. При этом такое  сотрудничество предусматривает:

а) организационную самостоятельность  оперработников ОВД по руководству  деятельностью общественников (определение  линии работы, ее режима, технической  обеспеченности, пределов тактической  активности и др.);

б) право работников оперативных  подразделений самостоятельно подбирать  кандидатов для внештатного сотрудничества;

в) полную подотчетность  и подконтрольность внештатных работников штатному составу оперативных подразделений  ОВД.

Внештатные сотрудники подбираются оперативным составом подразделений ОВД из числа совершеннолетних граждан, добровольно изъявивших желание оказывать помощь в решении задач, входящих в компетенцию этих подразделений, и проявивших необходимые для этого личные качества и возможности.

К основным таким качествам  и возможностям следует отнести: честность, обостренное чувство  справедливости и ответственности, непримиримость к попранию закона, смекалку, волю, способность активно  участвовать в подготовке либо проведении оперативно-розыскных мероприятий, умение пойти на оправданный риск.

Указанные качества и возможности  позволяют внештатным сотрудникам  соответствовать определенным требованиям  и условиям сотрудничества. Так, неотъемлемым условием внештатного сотрудничества с подразделениями ОВД, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, является обязанность сохранения в  тайне сведений, ставших известными внештатным сотрудникам в ходе подготовки либо осуществления оперативно-розыскных  мероприятий.

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность