Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам …………………………………………………………………… 5
Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7
Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан ……………………………………………………………………………. . 9
Глава 4.Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность ………………………………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список литературы ………………………………………………………. 27
Если общие возрастные критерии установлены законом и определяются психической и физической способностью и возможностью лица к сотрудничеству, то остальные критерии подбора конкретного лица будут определяться той задачей, на решение которой оно нацеливается оперативным работником.
Как показывает практика, большая
часть внештатных сотрудников принадлежит
к мужскому полу, но разнообразие и
характер тактических задач, которые
им приходится выполнять в ходе подготовки
или участия в оперативно-
С.С. Малыгин пишет, что одним из параметров подбора внештатного сотрудника является его отношение к необходимости борьбы с преступностью, к формам достижения этой цели оперативно-розыскной деятельности и личному участию в такой работе. Обязательно должны быть учтены уровень и характер социальной активности, морально-нравственные установки. Как уже говорилось, в основе изъявления желания к сотрудничеству могут лежать не только патриотические, но и материальные и иные мотивы. Главное, чтобы они не привели их носителей к использованию своего участия в ОРД в преступных целях. В ходе сотрудничества, под влиянием оперативного работника, мотивация может измениться.
Относительно медицинского критерия следует сказать, что внештатным работником не может быть гражданин, состоящий на учете в медицинском учреждении по поводу психического заболевания либо наркомании, а также имеющий ярко выраженные дефекты речи и заболевания, при которых физические и психологические нагрузки противопоказаны.
Под интеллектуальным уровнем
развития подразумевается
Учет профессионального
критерия предполагает оценку уровня
готовности лица к выполнению обязанностей,
т.е. его возможности без
Отечественный и зарубежный
опыт использования такого содействия
определил следующие основные этапы
подбора и привлечения
- подбор кандидата, пригодного
по своим возможностям для
решения конкретных оперативно-
- проверка и изучение
кандидата (его личностных и
деловых способностей и
- привлечение кандидата
к выполнению отдельных
- правовое закрепление (оформление) внештатного сотрудничества;
- обучение некоторым приемам
выполнения поручений по
- привлечение к подготовке
или осуществлению отдельных
оперативно-розыскных
- самостоятельное выполнение
поручений по подготовке или
осуществлению оперативно-
В зависимости от конкретной ситуации установления сотрудничества, личных характеристик внештатных помощников, этап оформления сотрудничества может следовать сразу за их проверкой и изучением (т.е. приближен к начальной фазе подбора и привлечения).
Результативность
Первый: верная организация деятельности внештатных сотрудников предусматривает не только оптимальность их расстановки по участкам (зонам, объектам и линиям) деятельности, но и создание для них необходимого режима работы. Здесь следует исходить не только из реальных возможностей и личных способностей “внештатников” выполнять предполагаемую работу, но и наличия для этого времени.
В связи с этим основной формой организации работы конкретного внештатного сотрудника по выполнению поручений оперативного работника может стать одна из предложенных ниже форм:
1) индивидуальная, предусматривающая
самостоятельную деятельность
2) групповая, когда внештатный
сотрудник действует в группе
с другими такими же
3) смешанная, при которой
внештатный работник
Второй включает в себя планирование их работы (о чем уже говорилось), дачу им конкретных поручений, обучение методам и тактике их выполнения, оказание на них необходимого воспитательного воздействия, контроль за правильностью и законностью действий по выполнению поручений.
Поручение внештатному сотруднику,
как правило, дает тот работник оперативного
подразделения, за которым он закреплен
в связи с обслуживанием
В процессе инструктирования осуществляется и обучение внештатных помощников формам и методам работы по борьбе с преступностью. Однако оно может проходить и во время специальных занятий, проводимых их непосредственным руководителем либо другими наиболее подготовленными сотрудниками ОВД, прокуратуры, суда, преподавателями учебных заведений.
При необходимости использования в ходе выполнения поручений специальных познаний к занятиям могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний.
С учетом возможностей использования
различных форм обучения внештатных
сотрудников такие занятия
В общую подготовку следует включать изучение комплекса вопросов, связанных с психологией и этикой общения, педагогикой, психиатрией, оказанием медицинской помощи и пр.
Юридическая подготовка должна предусматривать изучение основ административного и уголовного права, уголовного процесса, организации и тактики защиты личности, собственности, чести и достоинства граждан. Внештатные помощники должны иметь четкое представление о содержании институтов необходимой обороны и крайней необходимости. Их следует научить составлять протоколы (акты) об административных правонарушениях, получать письменные объяснения от граждан.
Специальная подготовка включает
изучение основ предупреждения, раскрытия
преступлений и розыска преступников,
тактики сбора оперативно-
Воспитательное воздействие на внештатных сотрудников оказывается в процессе общения с ними при даче поручений, инструктажах о порядке их выполнения, обучении, а также при осуществлении контроля и должно быть основано на неукоснительном соблюдении законности, выполнении гражданского долга и взятых обязательств по участию в борьбе с преступностью, сохранению в тайне сведений, ставших известными в процессе содействия подразделениям милиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
За оказание активной помощи в борьбе с преступностью внештатные сотрудники могут поощряться руководством органа внутренних дел.
Вопросы социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, требуют особого внимания, т.к. впервые закреплены законодательно.8
Особенность правовых отношений
органов внутренних дел и лиц,
взявших на себя обязанности по оказанию
им помощи в осуществлении оперативно-
Это положение означает,
что государство в лице ОВД
обязано неукоснительно выполнять
все предусмотренные Законом
об ОРД предписания, связанные с
обеспечением законных интересов лиц,
содействующих указанным
При получении сведений о
возникновении реальных угроз жизни,
здоровью, имуществу таких лиц, а
также членов их семей или близких
органы внутренних дел в лице их
специальных оперативных
Сведения о лицах, конфиденциально
содействующих оперативным
Факт сотрудничества лица
с органом, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, может быть предан гласности
только с письменного согласия такого
лица либо в случае расследования
уголовного дела по преступлению, совершенному
лицом при оказании конфиденциального
содействия. Но и тогда эти сведения
могут быть отражены в материалах
дела и использованы в установленном
законом порядке, ограничивающем круг
лиц, осведомленных об участии такого
лица в оперативно-розыскной
Должностные лица ОВД вне зависимости от того, непосредственно ли они сотрудничают с лицами на негласной основе или только знают об этом, обязаны обеспечить их конфиденциальность.
Поэтому сотрудникам оперативных
подразделений органов
Заключение.
Необходимость содействия граждан
органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, их непосредственного
нахождения в криминальной среде
обусловлена замкнутостью такой
среды, блокированием ею каналов
утечки информации о преступной деятельности,
строгой внутригрупповой
Благодаря негласной, конспиративной деятельности граждан в криминальной среде становится возможным получение сведений о "противнике", достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Без такого участия и такой помощи населения немыслима успешная борьба с преступностью.
Непременное условие содействия
заключается в том, чтобы лица,
проверку или разработку которых
осуществляют оперативные службы, по
меньшей мере не знали их конфидентов.
Это жизненно важно как с позиций
обеспечения безопасности последних,
так и для исключения противодействия
им, а следовательно, и результативности
проводимых оперативно-розыскных