Оперативно-розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам …………………………………………………………………… 5
Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7
Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан ……………………………………………………………………………. . 9
Глава 4.Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность ………………………………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список литературы ………………………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

Курсовая орд.docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

Это положение обусловлено  несколькими факторами: во-первых, тем, что негласность оперативно-розыскных  мероприятий есть мера по достижению их наибольшей эффективности; во-вторых, тем, что внештатным сотрудникам  в процессе специального обучения, а также в ходе их привлечения  к подготовке или осуществлению  оперативно-розыскных мероприятий  так или иначе раскрываются какие-либо конкретные объекты оперативного внимания, оперативные цели, а также отдельные  приемы и методы оперативно-розыскной  деятельности.

В связи с этим пределы  доступа каждого внештатного  сотрудника к информации, содержащей служебную или иную тайну, и участию  в тех или иных оперативно-розыскных  мероприятиях определяет оперативный  сотрудник, с которым он “работает” и который отвечает как за законность даваемых ему поручений, так и  за их результативность. При этом оперативный  работник должен опираться на знание личных качеств и черт каждого  своего помощника и руководствоваться правилом: “Внештатный сотрудник при получении поручения, связанного с участием в оперативно-розыскных мероприятиях, должен узнать только ту информацию и только в том ее объеме, которые необходимы для успешного выполнения поручения”.

Таким образом, внештатным сотрудникам  доверяется информация, которая может  составлять служебную или даже государственную  тайну в области оперативно-розыскной  деятельности, в связи с чем  на них распространяются требования ч.1 ст.17 Закона об ОРД.

Обязательным требованием, предъявляемым к категории лиц, содействующих решению задач  оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, является добросовестность такого сотрудничества. Реализация добросовестности сотрудничества должна базироваться на добровольности и личном желании оказания помощи в решении указанных задач. Однако внештатных сотрудников следует предупредить о недопустимости предоставления оперативным подразделениям заведомо ложной информации (например, сведений, содержащих клевету либо оговор кого-либо, в т.ч. объекта внимания оперативно-розыскных аппаратов).

Для исключения негативных последствий использования ложной информации, полученной от внештатных сотрудников, предусматривается их предварительное изучение, определение  степени порядочности, честности  и объективности (п.4 ч.2 ст.7 Закона об ОРД). Важно также, что сведения от них не должны приниматься на веру, а тем более использоваться в  соответствующей правовой форме  без тщательной предварительной  проверки. Высокие требования в связи  с этим предъявляются к добросовестности и профессиональной компетентности оперативных сотрудников. Если внештатный сотрудник в силу субъективных причин может добросовестно заблуждаться, неверно оценивать то или иное событие, поступок, то сотрудник оперативного аппарата как профессионал ни заблуждаться, ни ошибаться не имеет права.

Обязанность выполнения поручений  оперативных подразделений - непременный  элемент правового статуса внештатного  сотрудника. Объем и направленность поручений зависят от компетенции того оперативного аппарата, внештатным сотрудником которого (по собственному желанию) является тот или иной гражданин.

Так, внештатные сотрудники подразделений уголовного розыска  самостоятельно, по поручению и под  контролем штатных сотрудников  либо с их участием осуществляют:

- отдельные несложные  оперативно-розыскные мероприятия,  не связанные с ограничением  конституционных прав граждан  (наведение справок, наблюдение, проверочная закупка и др.);

- выявление лиц, подлежащих  постановке на профилактический  учет и оперативный контроль;

- проверку образа жизни  и поведения лиц, взятых на  учет, по месту проживания;

- индивидуальную профилактическую  деятельность в отношении конкретных  лиц, требующих профилактического  контроля и воздействия;

- выявление причин и  условий, способствующих совершению  преступлений, и содействие их  устранению;

- выявление очевидцев  преступлений, а также потерпевших  от них лиц;

- установление лиц, подготавливающих  и совершающих преступления;

- поисковые мероприятия  в местах вероятного появления  лиц, заподозренных в совершении  преступлений (по местам сбыта  похищенного, концентрации криминального  элемента и пр.).

Широко распространенным является привлечение внештатных сотрудников  в качестве понятых, а также водителей  личного транспорта с целью решения  различных оперативно-служебных  задач.

Кроме этого к обязанностям внештатных сотрудников следует  отнести соблюдение принципа законности.

Эта обязанность основана на главном назначении сотрудничества оперативных аппаратов ОВД с  гражданами - использование его только для достижения задач оперативно-розыскной  деятельности.

Соблюдение законности в  деятельности внештатных сотрудников имеет две стороны:

1) законность поручений,  даваемых оперативным сотрудником,  не должна противоречить требованиям  материального и процессуального  законодательства, а также общепринятым  нормам морали;

2) законность действий  самих внештатных сотрудников  в процессе выполнения отдельных  оперативно-розыскных мероприятий  как по поручению, так и по  собственной инициативе.

В связи с этим внештатный сотрудник не должен:

- быть участником актов  насилия;

- быть инициатором или подстрекателем преступления;

- принимать участие в  противозаконной деятельности;

-осуществлять незаконные либо несанкционированные оперативным сотрудником оперативно-розыскные действия;

- нарушать иные требования  оперативно-розыскного законодательства.

Инициатива и творчество в выполнении поручений оперативного сотрудника по подготовке и осуществлению  оперативно-розыскных мероприятий  могут быть проявлены внештатным сотрудником в тех же рамках законности.

Рассматриваемая форма сотрудничества, в соответствии с ч.1 ст.17 Закона об ОРД, может быть реализована в  виде:

- безвозмездного внештатного  сотрудничества (т.е. на общественных началах);

- внештатного сотрудничества  на основе трудового договора (договора найма) - контракта.

Контракт о такой форме  сотрудничества может заключаться, например, с бывшими сотрудниками оперативных аппаратов, которые  своим участием в подготовке и  осуществлении оперативно-розыскных  мероприятий и других действий позволят начинающим оперработникам приобрести необходимые профессиональные навыки, уверенность в собственных силах  и наработать собственный опыт; с  внештатными консультантами. Такая разновидность внештатных сотрудников впервые была предложена в Приказе МВД СССР “О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об организации работы с внештатными работниками милиции” от 21 февраля 1986 г., а также с другими лицами, чья платная помощь необходима ОВД.5

Указанные виды такого содействия будут определяющими при оформлении соответствующих документов о правовом закреплении внештатного сотрудничества.

Для лиц, намеревающихся оказывать  помощь безвозмездно, такими документами будут:

- заявление гражданина, желающего  систематически оказывать помощь  оперативному аппарату в качестве  внештатного сотрудника;

- две фотографии размером 5х6 см;

- автобиография;

- сведения о наличии  (отсутствии) судимости;

- характеризующие документы  (с места работы, бывшего места  службы, в т.ч. об участии в  охране общественного порядка, иной помощи ОВД и т.д.);

- справка о результатах  проверки по месту проживания;

- сведения о родственниках и других близких людях;

- рапорт оперативного  сотрудника о возможностях внештатного  сотрудника и направлениях его  будущего использования в решении  задач подразделения.

Для лиц, изъявивших желание  внештатно сотрудничать с оперативными аппаратами по трудовому договору и  подтвердивших это систематической  и результативной помощью, основным документом будет являться контракт.

В контракт вносятся все  необходимые юридические атрибуты, отражающие обязательства сотрудничающих сторон: органа внутренних дел в  лице его начальника - с одной  стороны и гражданина - с другой.

О зачислении гражданина внештатным сотрудником соответствующего оперативного подразделения издается приказ по ОВД, а ему вручается удостоверение внештатного сотрудника.

Таким образом, внештатные сотрудники милиции, наделенные определенными  Федеральным законом “Об оперативно-розыскной  деятельности” и ведомственными нормативными актами правами и обязанностями, становятся субъектами оперативно-розыскной  деятельности органов внутренних дел. Эффективность же их содействия в  решении задач оперативных подразделений  зависит от верной организации их деятельности со стороны руководящих ими оперработников.

В заключение следует отметить, что целью содействия граждан  органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, является выполнение задач  самой оперативно-розыскной деятельности, закрепленных в Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности».6 Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обусловлено самим разведывательно-конспиративным характером ОРД, поскольку без привлечения граждан к решению задач ОРД, их помощи практически невозможно добиться результатов ОРД, нанести удар преступности «с тыла».

 

Глава 4. Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Повышение уровня организации  и управления силами и средствами ОРД является одним из основных направлений  совершенствования деятельности оперативных  подразделений органов внутренних дел.

В организацию содействия граждан подразделениям органов  внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, входят следующие функции:

- обеспечение профессиональной  подготовки оперативного состава  ОВД;

- анализ оперативной обстановки  на участке (зоне, объекте, линии)  оперативного обслуживания;

- планирование сотрудничества;

- подбор граждан для  сотрудничества с оперативными  работниками;

- расстановка внештатных  сотрудников по участкам (зонам,  объектам, линиям) деятельности;

- обучение и воспитание  внештатных работников милиции  в процессе решения ими оперативно-служебных  задач;

- создание оптимального  режима работы общественников  и обеспечение надлежащей связи  с работниками органов внутренних  дел;

- учет работы, анализ содержания  и результатов сотрудничества;

- контроль за деятельностью  субъектов сотрудничества.

С.С. Малыгин отмечает, что  профессиональная подготовленность подразумевает высокий уровень способности оперативного работника к работе с лицами, изъявившими желание содействовать ОВД в борьбе с преступностью. Этот уровень должен не только подтвердить его сформировавшееся позитивное отношение к решению проблем активного сотрудничества с населением в любых его формах, но и обеспечить специальный допуск сотрудника оперативного аппарата к такой работе в соответствии с порядком, установленным ведомственными нормативными актами, а также эффективное руководство сотрудничеством.

Планирование работы с  внештатными сотрудниками осуществляется на основе анализа оперативной обстановки на обслуживаемом участке (оперативной  зоне, объекте, линии), а также возможностей оперработника по руководству ими. Это позволяет определить реальную потребность в их количестве, места  применения их возможностей и т.д., что  особенно важно в условиях сегодняшней  ориентации не на формально количественные показатели, а на действительное качество участия граждан в решении  задач оперативно-розыскной деятельности.

Планирование должно также  учитывать специализацию содержания и направленность деятельности “внештатников” по известным организационным принципам  обслуживания оперативных зон (территорий), объектов и линий, базирующуюся на том  из них, по которому работает курирующий их оперработник.

Непосредственная работа внештатных сотрудников, имеющих постоянные поручения, планируются на квартал. Планы составляются под руководством сотрудников оперативных аппаратов  и, как правило, включают мероприятия  по участию в профилактическом воздействии  на объекты контроля (лиц, места повышенного  криминального внимания и т.п.), в  плановых рейдах, поисковых операциях  и др.

Подбор кандидатов во внештатные сотрудники должен осуществляться с  учетом половозрастного, мировоззренческого, медицинского, интеллектуального и  профессионального критериев.

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность