Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам …………………………………………………………………… 5
Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7
Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан ……………………………………………………………………………. . 9
Глава 4.Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность ………………………………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список литературы ………………………………………………………. 27
Это положение обусловлено
несколькими факторами: во-первых, тем,
что негласность оперативно-
В связи с этим пределы доступа каждого внештатного сотрудника к информации, содержащей служебную или иную тайну, и участию в тех или иных оперативно-розыскных мероприятиях определяет оперативный сотрудник, с которым он “работает” и который отвечает как за законность даваемых ему поручений, так и за их результативность. При этом оперативный работник должен опираться на знание личных качеств и черт каждого своего помощника и руководствоваться правилом: “Внештатный сотрудник при получении поручения, связанного с участием в оперативно-розыскных мероприятиях, должен узнать только ту информацию и только в том ее объеме, которые необходимы для успешного выполнения поручения”.
Таким образом, внештатным сотрудникам
доверяется информация, которая может
составлять служебную или даже государственную
тайну в области оперативно-
Обязательным требованием,
предъявляемым к категории лиц,
содействующих решению задач
оперативно-розыскной
Для исключения негативных
последствий использования
Обязанность выполнения поручений
оперативных подразделений - непременный
элемент правового статуса
Так, внештатные сотрудники подразделений уголовного розыска самостоятельно, по поручению и под контролем штатных сотрудников либо с их участием осуществляют:
- отдельные несложные
оперативно-розыскные
- выявление лиц, подлежащих
постановке на
- проверку образа жизни и поведения лиц, взятых на учет, по месту проживания;
- индивидуальную
- выявление причин и
условий, способствующих
- выявление очевидцев преступлений, а также потерпевших от них лиц;
- установление лиц,
- поисковые мероприятия
в местах вероятного появления
лиц, заподозренных в
Широко распространенным
является привлечение внештатных сотрудников
в качестве понятых, а также водителей
личного транспорта с целью решения
различных оперативно-
Кроме этого к обязанностям внештатных сотрудников следует отнести соблюдение принципа законности.
Эта обязанность основана на главном назначении сотрудничества оперативных аппаратов ОВД с гражданами - использование его только для достижения задач оперативно-розыскной деятельности.
Соблюдение законности в деятельности внештатных сотрудников имеет две стороны:
1) законность поручений,
даваемых оперативным
2) законность действий
самих внештатных сотрудников
в процессе выполнения
В связи с этим внештатный сотрудник не должен:
- быть участником актов насилия;
- быть инициатором или подстрекателем преступления;
- принимать участие в противозаконной деятельности;
-осуществлять незаконные либо несанкционированные оперативным сотрудником оперативно-розыскные действия;
- нарушать иные требования
оперативно-розыскного
Инициатива и творчество
в выполнении поручений оперативного
сотрудника по подготовке и осуществлению
оперативно-розыскных
Рассматриваемая форма сотрудничества, в соответствии с ч.1 ст.17 Закона об ОРД, может быть реализована в виде:
- безвозмездного внештатного сотрудничества (т.е. на общественных началах);
- внештатного сотрудничества на основе трудового договора (договора найма) - контракта.
Контракт о такой форме
сотрудничества может заключаться,
например, с бывшими сотрудниками
оперативных аппаратов, которые
своим участием в подготовке и
осуществлении оперативно-
Указанные виды такого содействия
будут определяющими при
Для лиц, намеревающихся оказывать помощь безвозмездно, такими документами будут:
- заявление гражданина, желающего
систематически оказывать
- две фотографии размером 5х6 см;
- автобиография;
- сведения о наличии (отсутствии) судимости;
- характеризующие документы (с места работы, бывшего места службы, в т.ч. об участии в охране общественного порядка, иной помощи ОВД и т.д.);
- справка о результатах проверки по месту проживания;
- сведения о родственниках и других близких людях;
- рапорт оперативного
сотрудника о возможностях
Для лиц, изъявивших желание
внештатно сотрудничать с оперативными
аппаратами по трудовому договору и
подтвердивших это
В контракт вносятся все
необходимые юридические
О зачислении гражданина внештатным сотрудником соответствующего оперативного подразделения издается приказ по ОВД, а ему вручается удостоверение внештатного сотрудника.
Таким образом, внештатные сотрудники
милиции, наделенные определенными
Федеральным законом “Об
В заключение следует отметить,
что целью содействия граждан
органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, является выполнение задач
самой оперативно-розыскной
Глава 4. Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Повышение уровня организации
и управления силами и средствами
ОРД является одним из основных направлений
совершенствования деятельности оперативных
подразделений органов
В организацию содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, входят следующие функции:
- обеспечение профессиональной
подготовки оперативного
- анализ оперативной обстановки на участке (зоне, объекте, линии) оперативного обслуживания;
- планирование сотрудничества;
- подбор граждан для сотрудничества с оперативными работниками;
- расстановка внештатных сотрудников по участкам (зонам, объектам, линиям) деятельности;
- обучение и воспитание
внештатных работников милиции
в процессе решения ими
- создание оптимального
режима работы общественников
и обеспечение надлежащей
- учет работы, анализ содержания и результатов сотрудничества;
- контроль за деятельностью субъектов сотрудничества.
С.С. Малыгин отмечает, что профессиональная подготовленность подразумевает высокий уровень способности оперативного работника к работе с лицами, изъявившими желание содействовать ОВД в борьбе с преступностью. Этот уровень должен не только подтвердить его сформировавшееся позитивное отношение к решению проблем активного сотрудничества с населением в любых его формах, но и обеспечить специальный допуск сотрудника оперативного аппарата к такой работе в соответствии с порядком, установленным ведомственными нормативными актами, а также эффективное руководство сотрудничеством.
Планирование работы с
внештатными сотрудниками осуществляется
на основе анализа оперативной обстановки
на обслуживаемом участке (оперативной
зоне, объекте, линии), а также возможностей
оперработника по руководству ими.
Это позволяет определить реальную
потребность в их количестве, места
применения их возможностей и т.д., что
особенно важно в условиях сегодняшней
ориентации не на формально количественные
показатели, а на действительное качество
участия граждан в решении
задач оперативно-розыскной
Планирование должно также
учитывать специализацию
Непосредственная работа
внештатных сотрудников, имеющих постоянные
поручения, планируются на квартал.
Планы составляются под руководством
сотрудников оперативных
Подбор кандидатов во внештатные сотрудники должен осуществляться с учетом половозрастного, мировоззренческого, медицинского, интеллектуального и профессионального критериев.