Понятие и элементы процессуального статуса руководителя следственного органа
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 18:33, курсовая работа
Описание работы
Процессуальный статус руководителя следственного органа регулируется не только уголовно-процессуальным законом, но и ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе актами МВД России. Особенно важно в этой связи разграничить административные и процессуальные полномочия руководителя следственного органа, не допускать их смешения и утраты процессуальной независимости следователя. Актуальным до настоящего времени остается вопрос о разграничении функций руководителя следственного органа по процессуальному руководству предварительным следствием и осуществлению им ведомственного контроля за производством предварительного следствия.
Содержание работы
Введение 3 1. Понятие и элементы процессуального статуса руководителя следственного органа 6 2. Полномочия руководителя следственного органа 14 3. Взаимодействие руководителя следственного органа со следователем и прокурором 22 Заключение 29 Список используемых источников 32
Пятая группа полномочий руководителя
следственного органа также перешла от
прокурора и имеет надзорный характер.
В частности, это прерогативы по разрешению
жалоб на действия следователя. Согласно
ст.124 УПК РФ жалобы участников процесса
и заинтересованных лиц могут разрешать
и прокурор, и руководитель следственного
органа16.
Шестая группа полномочий, которые
призван осуществлять руководитель следственного
органа на предварительном следствии
– это прерогативы по личному осуществлению
уголовного преследования (персональному
производству предварительного следствия
по уголовным делам). К имевшимся ранее
полномочиям возбуждать уголовное дело,
принимать его к своему производству и
производить по нему предварительное
следствие в полном объеме прибавилось
право лично допрашивать подозреваемого,
обвиняемого без принятия уголовного
дела к своему производству при рассмотрении
вопроса о даче согласия следователю на
возбуждение перед судом ходатайства
о производстве процессуального действия,
которое допускается на основании судебного
решения (п.4 ч.1 ст.39 УПК РФ).
Седьмая группа полномочий
руководителя следственного органа не
носит процессуального характера, но имеет
для него наибольшее значение. Речь идет
об административных прерогативах, регулируемые
ведомственными нормативными актами.
Реализация данного направления деятельности
состоит в оптимальном решении вопросов
распорядка рабочего дня следователей,
распределении функциональных обязанностей
между ними, организация их дежурства,
обеспечения взаимодействия следователей
с работниками других служб и общественностью,
а также в подборе, воспитании и обучении
следователей17.
В связи с этим необходимо сделать
вывод, что изменилась функциональная
направленность полномочий руководителя
следственного органа: в настоящий момент
этот участник уголовного процесса по-прежнему
осуществляет процессуальный контроль
и руководство деятельностью следователей,
а также осуществляет процессуально-организационные
прерогативы. При этом контрольные и руководящие
полномочия расширились, в частности,
за счет передачи руководителю следственного
органа части прерогатив прокурора. В
данном контексте нельзя не выделить новые
для руководителя следственного органа
направления деятельности, концентрирующихся
в «разрешительных» полномочиях и прерогативы
по надзору за предварительным следствием.
3.
Взаимодействие руководителя следственного
органа со следователем и прокурором
В связи с изменениями в уголовно-процессуальное
законодательство в 2007 г., появилась новая,
наделенная большими организационными
и процессуальная полномочиями фигура
руководителя следственного органа. Эти
же изменения расширили полномочия следователя,
сократили права, изменили обязанности
прокурора по отношению предварительного
следствия.
Сказанное не означает, что
следователь, которому поручается расследование
наиболее опасных преступлений, действует
бесконтрольно. По-прежнему сохраняется
прокурорский надзор за предварительным
следствием, усиливается ведомственный
процессуальный контроль со стороны руководителя
следственного органа и остается в тех
же рамках судебный контроль за этим видом
деятельности, который установлен ч. 2
ст. 29 УПК РФ для досудебного производства
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации.
Следователь - это должностное
лицо, уполномоченное осуществлять предварительное
следствие по делам, отнесенным законом
к его компетенции. В связи с этим он наделяется
правом и обязанностью возбуждать уголовное
дело во всех случаях, когда для этого
имеются основания. Следователь принимает
дело к своему производству и приступает
к расследованию, самостоятельно направляет
ход расследования, при этом несет личную
персональную ответственность за законность
и обоснованность производства следственных
действий18.
В ряде случаев следователь
обращается в суд за судебным разрешением
на производство следственных действий.
Только суд правомочен разрешить следователю
осматривать жилище при отсутствии согласия
проживающих в нем лиц, производить обыск
и выемку в жилище, личный обыск, выемку
предметов и документов, содержащих государственную
тайну или информацию о вкладах и счетах
граждан в банках и иных кредитных организациях,
арестовывать имущество и денежные средства
физических и юридических лиц, находящиеся
на счетах и во вкладах или на хранении
в банках и иных кредитных организациях,
временно отстранять подозреваемого или
обвиняемого от должности, контролировать
и записывать телефонные и иные переговоры.
Иногда возникают чрезвычайные
ситуации, когда следователь не имеет
возможности получить у суда санкцию на
производство следственного действия.
Чаще всего это происходит при осмотре
жилища или во время неотложного обыска.
Тогда подобные следственные действия
проводятся по постановлению следователя,
но его результаты обязательно представляются
суду для проверки законности и обоснованности
производства данного следственного действия.
Если в ходе проверки суд установит, что
оснований для производства следственного
действия (например, обыска) не имелось,
то результаты этого следственного действия
будут признаны судом недопустимыми для
принятия решения по делу и утрачивают
юридическую силу19.
Следователь не может без разрешения
суда арестовать подозреваемого или обвиняемого,
избрав меру пресечения в виде заключения
под стражу. Без санкции суда невозможно
избрание домашнего ареста и залога. Только
суд может продлить срок содержания под
стражей в ходе досудебного производства,
поместить подозреваемого, обвиняемого,
не находящегося под стражей, в медицинский
или психиатрический стационар для производства
судебно-медицинской или судебно-психиатрической
экспертизы.
Действия следователя обжалуются
в суд, который обязан рассмотреть поданную
жалобу, принять по ней решение и известить
о принятом решении заявителя.
Следователь работает по уголовному
делу в тесном взаимодействии с органами
дознания; он может давать органу дознания
обязательные для исполнения письменные
поручения о проведении оперативно-розыскных
мероприятий, производстве отдельных
следственных действий, об исполнении
постановлений о задержании, приводе,
аресте, других следственных действий,
получать содействие при их проведении.
По УПК РФ следователь поставлен
под тройной надзор и контроль: руководителя
следственного органа (ведомственный
процессуальный контроль), прокурора (процессуальный
надзор) и суда (судебный контроль). В такой
ситуации процессуальная независимость
следователя стала пониматься как независимость
следователя от органов государственной
власти и местного самоуправления, политических
и общественных объединений и т.д., но не
собственно как его независимость от начальника
следственного отдела, прокурора и суда
при производстве предварительного следствия.
До внесения изменений УПК РФ предоставлял
и прокурору и начальнику следственного
отдела по отношению к следователю ряд
одинаковых прав, что приводило к дублированию
их полномочий и неизбежно - к ограничению
процессуальной самостоятельности следователя.
Как уже было отмечено выше,
по действующему законодательству руководитель
следственного органа наделен организационными
и процессуальными полномочиями, которые
распространяются на следователей, работающих
под его началом. Наряду с этим он может
сам исполнять роль следователя и расследовать
уголовное дело, приняв его к производству.
Руководитель следственного
органа получил ряд процессуальных прав,
которые по ранее действующему законодательству
принадлежали прокурору.
Теперь руководитель следственного
органа поручает производство предварительного
следствия одному или нескольким следователям,
передает дело от одного следователя другому,
создает следственную группу, меняет в
случае необходимости ее состав. Руководитель
следственного органа проверяет материалы
уголовного дела, отменяет незаконные
или необоснованные постановления следователя,
дает следователю указания о направлении
расследования, производстве отдельных
следственных действий, привлечении лица
в качестве обвиняемого, об избрании в
отношении подозреваемого или обвиняемого
меры пресечения, о квалификации преступления
и об объеме обвинения. Он может отстранить
следователя от дальнейшего производства
по делу, если установит, что следователь
нарушает закон.
Только с согласия руководителя
следственного органа следователь может
обратиться в суд с ходатайством об избрании,
продлении, отмене или изменении меры
пресечения либо о производстве иного
процессуального действия, которое допускается
на основании судебного решения.
Руководитель следственного
органа продлевает срок предварительного
следствия, утверждает постановления
следователя о прекращении уголовного
дела, возвращает следователю уголовное
дело со своими указаниями для дополнительного
расследования.
Указания руководителя следственного
органа по уголовному делу даются в письменном
виде и обязательны для исполнения следователем.
Письменные указания руководителя
следственного органа обязательны для
исполнения следователем. Они могут быть
обжалованы следователем руководителю
вышестоящего следственного органа, но,
как правило, без приостановления их исполнения.
Исключение составляют лишь случаи, когда
указания относятся к вопросам, касающимся
так называемой процессуальной самостоятельности
следователя, его внутреннего убеждения
или ограничений конституционных прав
личности, а именно: изъятия уголовного
дела и передачи его другому следователю,
привлечения лица в качестве обвиняемого,
квалификации преступления, объема обвинения,
избрания меры пресечения, производства
следственных действий, которые допускаются
только по судебному решению, а также направления
дела в суд или его прекращения. В единственном
случае обжалование указаний вообще не
допускается - если руководитель следственного
органа согласился с требованиями прокурора
об устранении нарушений законодательства,
допущенных в ходе предварительного следствия,
и дает следователю письменные указания
об исполнении этих требований (ч. 4 данной
статьи). По смыслу части 3 ст. 39 УПК РФ,
данный запрет на обжалование распространяется
и на вопросы, по которым в иной ситуации
следователь вправе был бы приостановить
исполнение указаний руководителя следственного
органа. По-видимому, законодатель исходит
из того, что солидарность прокурора и
руководителя следственного органа по
вопросу о необходимости устранения допущенных
следователем нарушений сама по себе уже
служит достаточной гарантией правильности
указаний, данных следователю, а всякое
их обжалование со стороны последнего
излишне20.
Таким образом, руководитель
следственного органа ни в коей мере не
лишает следователя процессуальной самостоятельности.
Имеются указания руководителя следственного
органа, которые носят решающий для уголовного
дела характер (например, о прекращении
уголовного дела). Если следователь с ними
не согласен, то он представляет свои возражения
руководителю вышестоящего следственного
органа.
За законностью в действиях
и решениях следователя продолжает надзирать
прокурор. Его полномочия в отношении
предварительного следствия значительно
сократились. Тем самым следователь получил
большую процессуальную самостоятельность.
Часть полномочий прокурора осталась
в законодательстве.
Прокурор направляет в следственный
орган для решения вопроса об уголовном
преследовании материалы по фактам нарушения
федерального законодательства, которые
он выявил в процессе осуществления прокурорского
надзора, требует от следственных органов
устранения нарушений закона, допущенных
в ходе предварительного следствия. Прокурор
утверждает итоговый документ, которым
следователь завершает предварительное
расследование по делу, - обвинительное
заключение. При утверждении обвинительного
заключения он может возвращать уголовное
дело следователю со своими письменными
указаниями о производстве дополнительного
расследования, об изменении объема обвинения
либо квалификации действий обвиняемых
или для составления нового обвинительного
заключения и устранения выявленных недостатков
(п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Следователь может не выполнять
указания прокурора, если он с ними не
согласен. В этом случае он представляет
свои письменные возражения руководителю
следственного органа, который информирует
об этом прокурора (ст. 38 УПК РФ). Действия
и решения прокурора с согласия руководителя
следственного органа могут быть обжалованы
следователем вышестоящему прокурору.
В отношениях следователя и
надзирающего за законностью расследования
уголовных дел прокурора руководитель
следственного органа занимает особое
место. Именно он дает следователю согласие
на обжалование указаний прокурора, которые
тот может дать при утверждении обвинительного
заключения по делу. Эти решения прокурора
следователь с согласия руководителя
следственного органа может обжаловать
вышестоящему прокурору, при несогласии
с его решением - Генеральному прокурору
Российской Федерации21.
Руководитель следственного
органа рассматривает требования прокурора
об устранении нарушений федерального
закона, допущенные в ходе предварительного
следствия, и письменные возражения следователя.
Он дает письменные указания следователю
об исполнении требований прокурора либо
информирует прокурора о несогласии с
его требованиями (ст. 39 УПК РФ).
Итак, не прокурор рассматривает
и разрешает возникающие между следователем
и руководителем следственного органа
разногласия, а руководитель следственного
органа разрешает эти коллизии. Следователь
в случае необходимости может обратиться
в вышестоящий следственный орган.
Заключение
Федеральным законом от 5 июня
2007 года N 87-ФЗ принципиально изменены
процессуальный статус начальника следственного
отдела и его процессуальные полномочия
по осуществлению процессуального контроля
по расследуемым подчиненными ему следователями
уголовным делам.