Правовое положение лиц, участвующих в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью и основной задачей курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
В соответствии с изложенным необходимо будет рассмотреть следующее:
- на теоретическом уровне раскрыть правовую сущность лиц участвующих в уголовном процессе;
- освещение отдельных проблем правового положения лиц участвующих в уголовном процессе.
- проанализировать с точки зрения право проблемные вопросы уголовно-процессуального законодательства РК;
- изучения и анализа законодательства РК, определяющие правовое положение лиц участвующих в уголовном процессе и др.;
- рассмотреть суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство.

Файлы: 1 файл

Субъекты и участники уголовного процесса.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

3. Прокурор в уголовном процессе.

 Прокурор как субъект уголовного процесса - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК). В судебном производстве прокурор выполняет состязательную по происхождению функцию уголовного преследования. В качестве государственного обвинителя прокурор равноправен со стороной защиты. В досудебном производстве прокурор сохраняет положение "хозяина процесса". На него возлагается функция надзора, государственно-правовая по своему происхождению. Надзор прокурора распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника. В досудебном производстве в качестве прокуроров выступают только прокуроры и их заместители. Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования.

Надзорная функция выполняется  с помощью следующих полномочий:

. Проверять законность  приема, регистрации и разрешения  сообщений о преступлениях;

. Давать согласие (санкцию,  разрешение) дознавателю или следователю на возбуждение уголовного дела, возбуждение перед судом ходатайств, принудительные действия (избрание залога, выемки документов, содержащих государственную тайну и др.)

. Отстранять дознавателя,  следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение закона.

. Отменять незаконные  или необоснованные постановления  нижестоящего прокурора, следователя,  дознавателя.

. Утверждать решения  следователя и дознавателя о  прекращении дела.

. Разрешать отводы, заявленные  нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю. 
Функция уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности виновных. Это полномочия прокурора:

. Лично возбуждать  уголовное дело и поручать  его расследование дознавателю,  следователю, нижестоящему прокурору  либо принимать его к своему  производству.

. Участвовать в производстве  предварительного расследования  и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия.

. Принимать решение  о производстве предварительного  следствия следственной группой.

. Давать поручения  и указания органу дознания, следователю.

. Предавать уголовные  дела от одного органа расследования  другому.

. Продлевать срок предварительного следствия или дознания.

. Принимать решения  по делу, поступившему с обвинительным  заключением или обвинительным  актом.

При выполнении функции  уголовного преследования прокурор не должен подменять следователя, который пользуется процессуальной самостоятельностью.

4.Следователь и начальник следственного отдела.

Следователь - это должностное  лицо прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК).

Следователь выполняет  не только функцию уголовного преследования. Он обязан полно, объективно и всесторонне  исследовать как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства; обоснованно применить меры принуждения, обеспечить права участников процесса (в том числе право на защиту); и в некоторых случаях разрешить все уголовное дело путем его прекращения. Следователь вправе проводить дознание по делу в установленных УПК случаях (ст. 151).

. Процессуальная самостоятельность  следователя является одной из  главных характеристик его статуса.  Она включает в себя:

. самостоятельность принятия  всех решений о направлении следствия и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их санкционирование судом или прокурором.

Следователь вправе давать органам дознания поручения по находящимся  в его производстве делам.

. полную персональную ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и проведенных действий.

. гарантии процессуальной  самостоятельности следователя  состоят в том, что некоторые  указания прокурора следователь  вправе не исполнять в случае своего несогласия с ними. При этом он представляет дело вышестоящему прокурору со своими возражениями. Тогда вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или передает дело другому следователю.

Гарантии процессуальной самостоятельности обеспечивают свободу внутреннего убеждения следователя и распространяются на указания и решения прокурора о:

1) привлечении лица  в качестве обвиняемого;

2) квалификации преступления;

3) объеме обвинения;

4) мере пресечения;

5) отказе в даче  согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий;

6) направлении уголовного  дела в суд или его прекращении;

7) отводе следователя  или отстранении его от дальнейшего  ведения следствия;

8) передаче дела другому следователю.

Следует отметить, что  предоставленные гарантии часто  не обеспечивают реальной самостоятельности  следователя. Да и сама эта самостоятельность  является лишь отголоском независимости  представителя судебной власти - юстиции, к которой принадлежал следователь в России с 1984 до 1929 года. 
Начальник следственного отдела - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместители (ст. 39 
УПК). 
      Начальник следственного отдела призван осуществлять ведомственный контроль за следственным подразделением, организационно-методическое и процессуальное руководство расследованием.

Начальник следственного  отдела вправе поручать производство следствия следователю или следственной группе, передавать дела от одного следователя другому, отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении следствия, вносить ходатайство прокурору об отмене иных постановлений следователя. Для этого он проверяет уголовные дела, дает следователю указания, продлевает срок проверки сообщений о преступлениях до 10 суток.

Начальник следственного  отдела может возбудить дело и  принять его к своему производству, произвести предварительное следствие  в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.

Указания начальника следственного отдела обязательны  для следователя, кроме случаев, когда указания касаются изъятия  уголовного дела и передачи его другому  следователю, привлечения лица в  качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению.

5. Орган дознания, дознаватель и иные должностные  лица органа дознания. 
Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ст. 40 УПК). В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.

На органы дознания возлагается  производство дознания как упрощенной формы предварительного расследования (глава 32 УПК) и выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым  производство предварительного следствия  является обязательным (ст. 157 УПК).

Правом проводить дознание наделены дознаватели:

. органов внутренних  дел,

. органов пограничной  службы,

. таможенных органов,

. службы судебных приставов,

. органов государственной  противопожарной службы.

. органов по контролю  за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 
Кроме того, возбуждать уголовные дела, выполнять неотложные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и поручения следователя и прокурора также вправе следующие органы дознания:

. органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ФСБ, Федеральные органы государственной охраны, Службы внешней разведки, органы Минюста);

. командиры воинских  частей, начальники военных учреждений  или гарнизонов;

. капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

. руководители геологоразведочных  партий и зимовок, удаленных  от мест расположения "обычных"  органов дознания;

-главы дипломатических представительств и консульских учреждений. 
Орган дознания действует в лице начальника. Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель - это должностное  лицо органа дознания, правомочное, либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование  в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 41).

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или  проводит по данному уголовному делу оперативно- розыскные мероприятия. По своим полномочиям дознаватель  очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.

Иные должностные лица органа дознания - это его сотрудники, которые выполняют неотложные следственные действия по поручению начальника органа дознания или иные процессуальные полномочия (например, участвуют в проведении следственных действий).

6. Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец.

Потерпевший - это физическое или юридическое лицо, признанное таковым постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или  определением суда при наличии достаточных  доказательств полагать, что данному лицу непосредственно причинен вред деяниями, по поводу которых возбуждено уголовное дело (ст. 42 УПК).

В случае смерти потерпевшего как результата совершения в отношении  него уголовно-противоправных действий, потерпевшими признается один из его  близких родственников. Потерпевший выполняет функцию уголовного преследования и поддерживает дополнительное обвинение по отношению к государственному. Для этого ему предоставляется широкий круг прав: по ознакомлению с обвинением и другими материалами дела; по выдвижению своей позиции; по участию в доказывании.

Процессуальные права  потерпевшего могут реализоваться  им как лично, так и через своего представителя либо вместе с представителем. Потерпевший обязан: являться по вызову; давать правдивые показания; не разглашать данные предварительного расследования (если от него взяли подписку об этом); подвергаться освидетельствованию и экспертизе, представлять образцы для сравнительного исследования, соблюдать порядок в судебном заседании. Частный обвинитель - это потерпевший или его представитель (законный представитель), действующие по уголовным делам частного обвинения (ст. 43 
УПК). Частный обвинитель сам распоряжается обвинением, поэтому обладает некоторыми аналогичными правами из тех, которыми пользуется государственный обвинитель, и в отношении него не применяются многие меры процессуального принуждения. Неявка частного обвинителя без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления. 
     Гражданский истец - это тот, кто одновременно отвечает двум следующим условиям: а) предъявил требование о возмещении имущественного вреда, и б) признан таковым определением суда или постановлением судьи, прокурора, следователя, дознавателя при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ст. 44 УПК). Права гражданского истца сходны с правами потерпевшего.

7. Подозреваемый,  обвиняемый, защитник, гражданский  ответчик.

Подозреваемый, обвиняемый, защитник, гражданский ответчик и его представитель, являются участниками уголовного судопроизводства, выполняющим функцию защиты и выступают в качестве стороны защиты.

Понятие подозреваемого определяется с точки зрения момента  его появления в деле в ст. 46 УПК. Однако это определение нуждается в уточнении с учетом решения Конституционного Суда РФ по делу Маслова , подозреваемый - это лицо, чьи права и свободы существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, связанными с уголовным преследованием до вынесения постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого или обвинительного акта. Такими действиями и мерами признаются:

Информация о работе Правовое положение лиц, участвующих в уголовном процессе