Предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы является изучение предварительного следствия как основной формы предварительного расследования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования.
2. Рассмотреть сроки и порядок производства предварительного следствия.
3. Рассмотреть контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
4. Определить особенности производства предварительного следствия в органах внутренних дел.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования……………………………………………………………………..5
Сроки и порядок производства предварительного следствия………………...12
Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия……………………………………………………16
Особенности производства предварительного следствия в органах внутренних дел…………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

предварительное следствие.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»  (г. Москва)

Байкальский филиал

 

Юридический  факультет

 

 

 

 

 

 

 

Чижиков Александр  Алексеевич

Предварительное следствие основная форма предварительного расследования

Специальность 103-06/2 «Юриспруденция»

Контрольная работа студента 1-го курса заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Научный руководитель

             __________ Д.Б. Раднаев


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………………………...3
  2. Понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования……………………………………………………………………..5
  3. Сроки и порядок производства предварительного следствия………………...12
  4. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия……………………………………………………16
  5. Особенности производства предварительного следствия в органах внутренних дел…………………………………………………………………..19
  6. Заключение…………………………………………………………………….…22
  7. Список использованной литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

 Актуальность темы исследования. Актуальность темы данной работы заключается в том, что предварительное расследование составляет основу, существо деятельности следователя, органа дознания и дознавателя. Сутью его является принятие ими предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. В этих целях указанные органы до направления дела в суд собирают все необходимые доказательства, разоблачающие лицо в совершении преступления, т.е. они, доказывают, что в деянии определенного лица есть признаки конкретного состава преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК. При наличии достаточных доказательств выносится постановление о привлечении лица в качества обвиняемого.

Предварительное расследование  как стадия уголовного процесса включает в себя деятельность участников со стороны обвинения, участников со стороны  защиты, с привлечением иных участников процесса. Эта деятельность должна отвечать назначению уголовного судопроизводства, соответствовать требованиям законности при производстве по уголовному делу (ст. 6 и 7 УПК), а также проводиться в условиях уважения чести и достоинства личности, охраны прав и свобод человека и гражданина (ст. 9 и 11 УПК) и других уголовно-процессуальных принципов.

Предварительное расследование  проводится по подавляющему большинству  уголовных дел, направляемых для  разбирательства в суд. Особый порядок  прохождения дел предусмотрен лишь по делам частного обвинения, хотя и по делам данной категории в определенных законом случаях также может быть произведено предварительное расследование.

Уголовный процессуальный закон выделяет две формы предварительного расследования: дознание и предварительное  следствие.

Цель настоящей работы является изучение предварительного следствия как основной формы предварительного расследования.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие  предварительного следствия как  основной формы предварительного  расследования.

2. Рассмотреть сроки  и порядок производства предварительного  следствия. 

3. Рассмотреть контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

4. Определить особенности  производства предварительного  следствия в органах внутренних дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования.

Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависит  от соблюдения ряда общих условий его производства.

Они представляют собой  установленные законом и обусловленные  принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические особенности  данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней.

Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в максимально  короткий срок и с наименьшими  затратами сил и средств. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки.

Виды общих условий  предварительного расследования в  учебной литературе иногда подразделяют согласно порядку, в котором они  изложены в статьях УПК (глава 21 УПК  называется "Общие условия предварительного расследования" и содержит 13 статей - 13 видов общих условий):

- формы предварительного  расследования;

- подследственность;

- место производства  предварительного расследования;

- соединение уголовных  дел;

- выделение уголовного  дела;

- выделение в отдельное  производство материалов уголовного дела;

- начало производства предварительного расследования;

- производство неотложных следственных действий;

- окончание предварительного расследования;

- восстановление уголовных  дел;

- обязательность рассмотрения ходатайства;

- меры попечения о  детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

- недопустимость разглашения  данных предварительного расследования.

С учетом сложившихся  традиций условно можно выделить три крупные группы общих условий  предварительного расследования, связанные:

I. С выбором надлежащего  субъекта расследования и его  процессуальным положением (подследственность,  принятие дела к производству, взаимодействие органов расследования).

Взаимодействие органов  расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования.

Взаимодействие органов  расследования происходит в процессуальных и организационных формах, в зависимости  от закрепления их в УПК или  ведомственных нормативных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные действия.

II. С обеспечением всесторонности (исследования дела со всех  сторон, с позиций версий как  обвинения, так и защиты), полноты (достаточности собранных доказательств и установленных фактов), объективности (непредвзятости действий и решений, точного отражения в них действительности) и быстроты расследования. Эти требования обеспечиваются такими общими условиями предварительного расследования, как: соединение и выделение уголовных дел, незамедлительное начало, установление сроков предварительного расследования, недопустимость разглашения данных предварительного расследования (тайна предварительного расследования), общие правила производства следственных действий, становление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, восстановление утраченных уголовных дел.

III. C обеспечением прав  и законных интересов участников  расследования (обязательность рассмотрения ходатайства, меры по защите участников процесса, меры попечения о детях и иждивенцах обвиняемого, судебный порядок получения разрешения на следственное действие, участие переводчика).

Форма предварительного расследования - это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования. Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.

Дознание и предварительное  следствие решают общие задачи уголовного судопроизводства, установленные в  результате их процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение. Закон установил единый порядок производства следственных действий для всех, органов дознания и предварительного следствия. Компетенция органов дознания и предварительного следствия по расследованию конкретного преступления определяется с учетом подследственности уголовного дела.

Предварительное следствие - это, прежде всего уголовно-процессуальный институт, т.е. совокупность норм законодательства об уголовном судопроизводстве, определяющих порядок производства предварительного расследования, осуществляемого следователем (ст.5, 38, 39, 150-171 и др. УПК).

Предварительное следствие - это в то же время расследование  преступления, производимое следователями  прокуратуры, органов федеральной  службы безопасности, органов внутренних дел. Оно может быть проведено также начальником следственного отдела (ст.39 ч.2), прокурором (п.2 ч.2 ст.37 УПК).

Поскольку предварительное  следствие производится по подавляющему большинству преступлений, постольку  оно является основной формой предварительного расследования. Форма предварительного следствия - установленный законом порядок его производства.

Дознание - предварительное  расследование, осуществляемое дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК). Оно может производиться органом дознания (п.1 ч.2 ст.40 УПК), а также следователем (п.7 ч.3 ст.151 УПК).

Четко разграничивая  подследственность и компетенцию  органов дознания и предварительного следствия как самостоятельных  и независимых друг от друга органов  предварительного расследования, закон вместе с тем исходит из необходимости объединения усилий этих органов в борьбе с преступностью путем организации взаимодействия между ними, определяет общие условия, формы и порядок, такого взаимодействия. Необходимость взаимодействия диктуется потребностями практики, поскольку органы предварительного следствия и дознания используют в своей деятельности разные средства и методы.

Деятельность следователя  заключается главным образом  в выполнении процессуальных действий по расследованию преступлений.

Компетенция органов  дознания гораздо шире. Помимо процессуальных полномочий, они наделены правом осуществлять административную и иную деятельность, проводить оперативно-розыскные  мероприятия, направленные на обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений. Многие органы дознания имеют хорошее техническое обеспечение и кадровые ресурсы.

Использование всех возможностей этих органов позволяет обеспечить успешное раскрытие преступлений и  повысить качество расследования уголовных  дел. Если орган дознания возбудил уголовное дело о преступлении, по которому предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять это дело к производству, не дожидаясь выполнения всех неотложных действий и окончания установленного законом десятидневного срока дознания.

Подследственность - это  совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его  расследовать. Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает  два вида подследственности: предметную (родовую) - ст. 151 УПК и территориальную (местную) - ст. 152 УПК. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака.

Предметная (родовая) подследственность  определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию  органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК РФ. Он дает возможность определить, нужно ли проводить в данном, конкретном случае предварительное расследование; если нужно, то в какой форме; если в форме предварительного следствия, то следователем какого ведомства; если в форме дознания, то какому из органов дознания, дознавателей какого органа дознания.

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступного деяния. В целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Информация о работе Предварительное следствие