Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 10:21, курсовая работа
Цель настоящей работы является изучение предварительного следствия как основной формы предварительного расследования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования.
2. Рассмотреть сроки и порядок производства предварительного следствия.
3. Рассмотреть контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
4. Определить особенности производства предварительного следствия в органах внутренних дел.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования……………………………………………………………………..5
Сроки и порядок производства предварительного следствия………………...12
Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия……………………………………………………16
Особенности производства предварительного следствия в органах внутренних дел…………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованной литературы…………………………………………...23
Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Например, дела о невменяемых должны расследоваться в форме предварительного следствия.
Альтернативная
Универсальная подследственность - это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсальная подследственность возникает когда прокурор принимает любое уголовное дело к своему производству вне зависимости от квалификации преступления.
При определении подследственности учитывается субъект преступления.
Если деяние совершено
военнослужащим, то независимо от квалификации
и территориального признака дело подлежит
расследованию следователем военной
прокуратуры или
Подследственность определяют сам следователь, дознаватель, а также прокурор.
Вопрос о подследственности решается на разных стадиях уголовного процесса. Впервые он возникает при рассмотрении заявления, сообщения о преступлении. В случае возбуждения уголовного дела прокурором он поручает его расследование дознавателю или следователю и направляет затем дело "по подследственности".Если преступление подследственно органу предварительного расследования, которому поступила предусмотренная законом информация о преступлении, он обязан при наличии к тому основания возбудить уголовное дело и принять его к своему производству. Возбуждая уголовное дело и решая вопрос о принятии дела к своему производству, указанные субъекты уголовного процесса тем самым констатируют, что именно они полномочны произвести предварительное следствие или дознание. Следователь, дознаватель могут возбудить уголовное дело и по преступлению, которое им неподследственно. Но в таком случае они обязаны произвести лишь неотложные следственные действия. Выполнив эту обязанность, они передают дело прокурору для направления его по подследственности в надлежащий орган предварительного расследования. При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор. Правильный выбор лица, производящего расследование, обусловлен помимо всего прочего тем, что, в соответствии с постановлением N 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации " О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. "доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если собирание и закрепление их осуществлено ненадлежащим лицом или органом".
Общим правилом предварительного расследования является производство предварительного следствия по уголовному делу одним следователем. В ряде случаев, однако, предварительное следствие может быть поручено следственной группе. Под следственной группой (бригадой) понимается организация, состоящая из определенного числа следователей, проводящих одновременно расследование одного и того же дела. Производство предварительного следствия следственной группой обусловлено, прежде всего, сложностью дела: наличием большого количества преступлений, эпизодов преступления, деяний, совершенных в различных районах, областях, республиках, множества обвиняемых. Сложность дела предопределяет и большой его объем. Объем дела увеличивается при соединении уголовных дел в одно производство. Создание следственной группы целесообразно по делам смешанной подследственности. В отдельных случаях расследование преступления группой следователей диктуется необходимостью раскрытия его в максимально короткий срок. По времени функционирования группы делятся на единовременные и постоянно действующие. Единовременная группа создается для раскрытия и расследования одного или серии взаимосвязанных преступлений. Предварительное следствие по конкретному делу поручается "нескольким следователям", т.е. группе, создаваемой на время расследования одного конкретного дела любого характера (убийство, хищение, взяточничество и т.п.).
3. Сроки и порядок производства предварительного следствия.
Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Частью 2 ст.23 Конституции РФ устанавливается, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.
Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". В части 3 ст.35 Конституции РФ говорится "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".
В УПК судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен в случаях, указанных п.4-9 и 11 части второй ст.29.
В их число входят:- производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
- производство обыска и (или) выемки в жилище;-
- производство личного обыска;
- производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
- наложение ареста на корреспонденцию и выемки ее в учреждениях связи;
- наложение ареста на имущество,
- контроль и запись телефонных и иных переговоров.
Судебному порядку получения разрешения на производство следственного действия предшествует вынесение следователем, дознавателем постановления о возбуждении перед судом ходатайства о проведении следственного действия.
В постановлении - ходатайстве должно быть указано следственное действие, а также когда, где, у кого оно проводится и в связи с чем. Затем следователь, дознаватель должен получить согласие прокурора о возбуждении перед судом ходатайства о проведении следственного действия
Если прокурор не возражает против этого, он накладывает на постановлении резолюцию "Согласен", ставит свою подпись и дату.
В случае, если прокурор не поддерживает ходатайство, он на постановлении пишет "Не согласен", расписывается и указывает дату. В силу п.10 ч.2 ст.37 УПК прокурор вправе отменить постановление следователя или дознавателя.
Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня.
Ходатайство рассматривается судьей по месту производства предварительного следствия. Ходатайство может рассматриваться судьей и по месту производства следственного действия. Срок рассмотрения ходатайства - не позднее 24 часов с момента его поступления. Кодексом установлен следующий порядок рассмотрения ходатайства. Участие прокурора, следователя и дознавателя в судебном заседании не обязательно. Но они (отдельно друг от друга или вместе) вправе прибыть в суд и принять участие в судебном заседании с тем, чтобы убедить судью в необходимости производства следственного действия. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа. Вынесенное постановление направляется лицу, заявившему ходатайство. Получив постановление судьи о разрешении производства следственного действия, следователь, дознаватель составляет соответствующее постановление о производстве требуемого следственного действия и приступает к его реализации.
Кодекс, однако, допускает производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска без получения судебного решения. Подобное возможно лишь в исключительных случаях, когда это не терпит отлагательства. Как в случае, например, личного обыска задержанного, или когда в ходе выемки появились основания для производства обыска. Произведя осмотр, обыск или выемку, следователь обязан уведомить об этом судью и прокурора. На выполнение этого действия отводится 24 часа с момента начала производства следственного действия. Уведомление носит письменный характер.
Цель данного уведомления - "проверка законности решения о его производстве". Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия. По окончании проверки он выносит постановление либо о его законности, либо о его незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст.75 УПК.
Каждое действие следователя выполняется в установленном законом порядке и надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составления постановлений и протоколов.
Протокол - документ с записью всего происходящего при производстве следственного действия. Протокол следственного действия служит документом, удостоверяющим факт проведения следственного действия. Он является наиболее универсальным и надежным средством закрепления хода и результатов следственного действия, способом фиксации выполнения того или иного требования закона (например, обязательного допроса подозреваемого, обвиняемого). Протоколы удостоверяют обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, выемке, обыске, задержании, предъявлении для опознания, следственном эксперименте. Протоколы составляются также при производстве допросов, очных ставок. При составлении протокола следственного действия следователь излагает само действие в том порядке, в каком оно имело место, выявленные при его производстве существенные для дела обстоятельства, а также заявления лиц, участвовавших при производстве этого действия. Протоколы позволяют контролировать соблюдение процессуальных правил. По этим документам прокурор, судья и суд могут судить о законности и качестве проведенного предварительного следствия и дознания. Протокол следственного действия составляется следователем, дознавателем. В целях более детального и объективного отражения хода и результатов следственного действия могут применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио - и видео запись.
По общему правилу протокол составляется в ходе следственного действия. Но он может быть изготовлен и непосредственно после его окончания по памяти, черновым записям, стенограмме.
Протокол следственного действия составляется на месте его производства - в кабинете следователя, дознавателя, на месте происшествия, в месте производства обыска, выемки и т.д.
Постановление - решение
следователя по наиболее важным вопросам,
возникающим в процессе производства предварительного
следствия и при его окончании. Такими
постановлениями могут быть постановления
о принятии дела к производству, о привлечении
в качестве обвиняемого, о признаниях
участников процесса, о производстве действий
по собиранию доказательств (производство
экспертизы, обыска, выемки, освидетельствования
и др.), о применении мер пресечения и иных
мер уголовно-процессуального принуждения,
о приостановлении или прекращении производства
по делу и т. д.
Итоговым решением следователя при направлении
дела в суд является обвинительное заключение.
4. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст.37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы – это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.