Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 10:21, курсовая работа
Цель настоящей работы является изучение предварительного следствия как основной формы предварительного расследования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования.
2. Рассмотреть сроки и порядок производства предварительного следствия.
3. Рассмотреть контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
4. Определить особенности производства предварительного следствия в органах внутренних дел.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования……………………………………………………………………..5
Сроки и порядок производства предварительного следствия………………...12
Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия……………………………………………………16
Особенности производства предварительного следствия в органах внутренних дел…………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованной литературы…………………………………………...23
Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой – осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.
Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:
Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК, Закон о прокуратуре, а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др.
5. Особенности производства предварительного следствия в органах внутренних дел.
Следственный аппарат органов внутренних дел входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации установлено, что Следственный комитет при МВД РФ является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации. Положением об органах предварительного следствия определены следующие их задачи: обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ".
Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Кроме этого органы предварительного
следствия анализируют
Структуру органов предварительного
следствия в системе
Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;
Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;
следственные управления
(отделы, отделения, группы) при органах
внутренних дел в районах, городах,
округах, а также при органах
внутренних дел в закрытых административно-
следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах
внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Следственный комитет возглавляет заместитель министра — начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.
Кроме этого следственное управление непосредственно расследует тяжкие, наиболее сложные и совершенные на территории нескольких районов или областей преступления, а также преступления, подсудные краевому, областному суду, Верховному Суду республики в составе Российской Федерации; готовит рекомендации по совершенствованию организации следственной работы, тактике и методике расследования отдельных видов преступлений; изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы и научные методы расследования, обеспечивает их внедрение в следственную практику; контролирует правильное использование в следственных подразделениях криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта, а также сохранность вещественных доказательств и изымаемых при расследовании ценностей; организует рассмотрение и разрешение в установленном порядке жалоб и заявлений по вопросам деятельности следственного аппарата; организует учебу и профессиональную подготовку следственных кадров.
Нижестоящим звеном органов предварительного следствия в составе МВД являются отделы, отделения, группы при органах внутренних дел в районах, городах, округах и других формированиях этого уровня, которые расследуют подавляющее число преступлений. В их штатах состоят следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника горрайоргана внутренних дел — начальник следственного отдела. Основные задачи этой структуры: расследование и раскрытие преступлений, возмещение причиненного ущерба, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Организация деятельности
следственных подразделений проводится
на основе текущих и перспективных
планов работы органа внутренних дел
и его следственного
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы. Общие условия предварительного расследования представляют собой такие законодательно установленные требования, соблюдение которых обязательно для расследования (следствия и дознания) по всем без исключения уголовным делам. Соблюдение общих условий создает предпосылки принципиального, основанного на законе, единого подхода к процессуальным элементам расследования дела и способствует реализации прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Основной формой расследования является предварительное следствие, которое включает в себя систему процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке необходимых доказательств по делу и выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования. Общие правила производства следственных действий представляют собой требования закона, распространяемые на все следственные действия. УПК РФ устанавливает, что ряд следственных действий производится только на основании постановления следователя. По УПК к ним относятся: осмотр трупа при необходимости извлечения его из места захоронения (ст. 178), освидетельствование (ст. 179), обыск (ст. 182) и выемка (ст. 183).
В ходе производства следственного
действия ведется протокол - документ,
в котором фиксируются
7. Список использованной литературы:
.1. Конституция Российской Федерации, от 25 декабря 1993 г.
.2 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 ноября 2001 года.
.3. Федеральный закон РФ " О внесении изменений и дополнений в УПК РФ"
от 29. 05. 2002.
.4. Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 года № 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. № 1937).
.5. А. Бабенко, В. Яблоков. Судебный контроль за предварительным расследование необходимо расширить. // Российская юстиция. 2000. № 6. С. 43.
.6. В. М. Быков. Основания приостановления предварительного следствия по УПК РФ. // Государство и право. - 2004.- № 5. С. 107.
.7. О. Л. Васильев. Процессуальные функции следователей, органов дознания и дознавателей на стадии предварительного расследования // Вестник Московского университета. Сер. И. Право. 2003. № 1.С. 72.
.8. О. Л. Васильев. Цели и задачи предварительного расследования и его форм. // Сер. 11. Право 2002. № 3. С. 21.
.9. В. А. Егоров. Информационные технологии предварительного расследования преступлений. // Российский следователь. 2006. № 6. С. 25.