Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что процессуальное задержание в системе мер принуждения необходимо для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Применение указанной меры существенно ограничивает конституционные права, свободы и законные интересы гражданина, ставит под сомнение его честь, достоинство, влияет на дальнейшую судьбу, причиняет нравственные страдания в случае необоснованного или незаконного ее применения. С.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………........3
1.ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ……………………………………....6
2.ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО………………………………………………………………....18
3.ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАДЕРЖАНИЯ ЛИЦА, ПОДОЗРЕВАЕМОГО В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ……………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………........45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….......47
Права подозреваемого:
1) знать, в чем он
подозревается, и получить
2) давать объяснения и
показания по поводу
делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ст. 75 УПК РФ;
3) пользоваться помощью
защитника, и иметь свидание
с ним наедине и
4) представлять доказательства;
5) заявлять ходатайства и отводы;
6) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
8) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
9) участвовать с разрешения
следователя или дознавателя
в следственных действиях,
10) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
11) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными настоящим Кодексом.
Основные обязанности подозреваемых:
1) соблюдать порядок содержания
под стражей, установленный
2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;
3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
4) соблюдать правила пожарной безопасности;
5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;
6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
7) не совершать действий,
унижающих достоинство
8) не препятствовать сотрудникам
мест содержания под стражей,
а также иным лицам,
9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.
Подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в соответствии с ч. 4 ст. 25 Федерального закона, а также хранить их и пользоваться ими.7
Процессуальное задержание - это действие, имеющее собственную юридическую природу, а также основания и мотивы его проведения. По времени оно может предшествовать избранию меры пресечения, но не должно применяться наряду с ней. В деятельности сотрудников полиции распространены два самостоятельных, независимых вида задержания, фактическое и процессуальное задержания. Под фактическим задержанием понимается задержание лица по подозрению в совершении преступления (ограничение лица в свободе передвижения, доставление его к месту разбирательства), если протокол о факте задержания не составлялся. Под процессуальным задержанием понимаются те же самые действия что и при фактическом задержании, но если о данном факте составлен протокол. Фактическое задержание иногда называют «не процессуальным» или даже «уголовно-правовым». В тоже время, среди мер процессуального принуждения, предусмотренных УПК РФ, нет ни первого ни второго, из названных видов задержания. Более того, законодатель в п. 11 и 15 ст. 5 УПК РФ при формулировке определения «задержание подозреваемого» включает фактическое задержание в задержание, предусмотренное ст. 91-92 УПК РФ. Анализ действий, образующих задержание лица по подозрению в совершении преступления, позволяет сделать вывод о том, что всю эту совокупность разновидностей порядка задержания, по основанию - вид полномочий субъекта задержания, можно разделить на две категории:
1) задержание, осуществляемое
субъектом, наделенным
2) задержание, осуществляемое
субъектом, не наделенным
В первом случае активную позицию всегда занимает сотрудник правоохранительного органа. Его деятельность можно представить в виде пяти основных этапов:
1)обнаружение противоправных действий и анализ обстановки;
2)принятие решения о производстве задержания;
3)принудительное лишение лица свободы передвижения;
4)доставление задержанного лица к месту разбирательства;
5)документирование задержания.
Во втором случае задержание лица по подозрению в совершении преступления состоит в том, что:
1.Сотрудники правоохранительных органов или граждане осуществляют захват такого лица, лишают его возможности скрыться и в принудительном порядке доставляют задержанного в орган дознания или к следователю, которые уполномочены законом произвести уголовно-процессуальное задержание".
2.Орган дознания, следователь или прокурор принимают решение о задержании, либо о немедленном освобождении задержанного. При этом орган дознания, следователь и прокурор действуют согласно алгоритму, описанному для первой группы разновидностей задержания.
Не смотря на достаточно устоявшийся порядок задержания, существующий на практике, момент начала задержания, процессуальными нормами никогда не был четко регламентирован. Задержание может производиться только представителем правоохранительных органов, наделенным уголовно-процессуальными полномочиями. До производства задержания должно быть возбуждено уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ по признакам преступления, за совершение которого может быть назначено наказание в виде лишения свободы. О задержании должен быть составлен протокол. Таким образом, в УПК РФ начало задержания лица по подозрению в совершении преступления определяется наличием протокола о задержании. В ст. 92 УПК РФ содержится регламентация только незначительной части фактического порядка задержания - регламентация единственного заключительного этапа задержания. В УПК РФ вообще отсутствует норма, которая бы предусматривала полный порядок задержания, существующий фактически, реально. При сравнении практически существующего (двух его разновидностей) и предполагаемого нормами УПК РФ порядка задержания, обнаруживается следующее.
Во-первых, реальное фактическое ограничение лица в свободе передвижения находится за границами уголовно-процессуального отношения по поводу задержания лица по подозрению в совершении преступления. В рамках уголовно-процессуального отношения находится только составление протокола о задержании. Собственно задержание, таким образом, не имеет уголовно-процессуальной регламентации. Во-вторых, фактически задержанное лицо до возбуждения уголовного дела и составления протокола о задержании пребывает в неопределенном статусе. Данный промежуток времени иногда исчисляется десятками часов - срок стадии возбуждения уголовного дела может длиться от 3 до 10 суток. В-третьих, время задержания до составления протокола почти никогда не учитывается при исчислении срока задержания, что влечет превышение 48-ми часового ограничения срока задержания, установленного Конституцией РФ. Очевидно, что начало задержания лица по подозрению в совершении преступления, таким образом, и само задержание, большинство сотрудников напрямую связывают с фактом составления протокола и помещения лица в камеру ИВС. Принудительное лишение лица свободы передвижения, доставление задержанного лица к месту разбирательства - не есть задержание, - это позиция сотрудников правоохранительных органов. До возбуждения уголовного дела и составления протокола о задержании имеет место доставление лица по подозрению в совершении преступления, т.е., фактическое, а не уголовно-процессуальное задержание. Разбирательство обстоятельств доставления в орган внутренних дел любого лица начинается в дежурной части. При этом оперативный дежурный по отделу полиции обязан:
1. выяснить обстоятельства доставления либо соответствие доставления документам, на основании которых оно проведено в том случае, если доставлено лицо, в отношении которого имеется постановление о задержании;
2. принять незамедлительные меры к установлению личности доставленного, если же доставленное лицо не имеет постоянного места жительства и занятий, дежурный через адресное бюро обязан проверить наличие предостережения о прекращении им бродяжничества.
Порядок документирования доставления зависит от того, кем именно доставлено лицо, заподозренное в совершении преступления. В случае, если доставление произведено гражданами либо членами добровольной народной дружины, дежурный составляет протокол заявления с заполнением обязательных реквизитов, причем непременно должно быть указано точное время доставления. При необходимости оперативный дежурный обязан организовать получение объяснений от очевидцев и граждан, принимавших участие в задержании. Если же правонарушитель доставлен работниками полиции, то от них должен быть получен рапорт с изложением обстоятельств правонарушения, мотивов и времени доставления. Последнее обстоятельство особенно важно для последующего исчисления срока задержания. После получения рапорта о доставлении либо составления протокола, заявления факт доставления регистрируется в книге учета лиц, доставленных в ОВД, с последующим отражением в ней результатов рассмотрения материала. При установлении в действиях доставленных признаков преступления оперативный дежурный поручает дальнейшее разбирательство работнику органа дознания или передает материалы следователю. До принятия решения доставленный может содержаться в дежурной части, однако не более трех часов. Из этого ограничения вытекает, что решение о применении или неприменении задержания должно во всех случаях быть принято в срок, не превышающий три часа. До решения вопроса о задержании доставленный находится в комнате для содержания лиц, задержанных в административном порядке. Перед помещением туда доставленного оперативный дежурный либо иное лицо по его поручению должны в присутствии понятых провести личный обыск правонарушителя с целью: обнаружения и изъятия вещественных доказательств, предметов, запрещенных к ношению и хранению, предметов, запрещенных к хранению в камерах ИВС или в комнатах для содержания лиц, задержанных в административном порядке, и для обеспечения безопасности работников полиции и самих задержанных. О результатах личного обыска составляется протокол, подписываемый лицом, его составившим, обысканным и понятыми. В ряде случаев личный обыск предшествует задержанию. Более того, иногда именно результаты личного обыска лица, доставленного в связи с правонарушением, становятся основанием для возбуждения уголовного дела и задержания подозреваемого (обнаружение наркотиков, запрещенного к ношению оружия и т.д.). Дальнейшее решение в отношении доставленного принимается лицом, которому поручено рассмотрение материала. Результаты проверки, проведенной работником дознания, докладываются начальнику органа внутренних дел, который, получив представленные материалы, при наличии к тому оснований принимает решение о возбуждении уголовного дела и задержании подозреваемого. В этом случае протокол задержания составляется лицом, которому поручено проведение дознания, и подлежит обязательному утверждению начальником органа дознания. Решение о задержании, принятое следователем, и протокол задержания утверждению не подлежат. Протокол задержания составляется в трех экземплярах: один приобщается к уголовному делу, другой вручается администрации места содержания задержанных, третий хранится в дежурной части. При избрании задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу протокол задержания приобщается администрацией СИЗО, ИВС к личному делу арестованного. Это необходимо для правильного исчисления срока предварительного заключения под стражу, поскольку, согласно ст.109 УПК РФ, в срок предварительного заключения под стражу входит и период задержания. Содержание протокола определено ст. 92 УПК РФ, а также общими правилами составления протоколов следственных действий, регламентированных ст. 166 УПК РФ. В протоколе задержания в обязательном порядке должны быть указаны: дата (день, месяц, год), время (час), место составления протокола, время доставления в, орган дознания или время фактического задержания, должности, звание должностного лица, составившего протокол, анкетные данные задержанного, основания и мотивы задержания, объяснения задержанного, а также квалификация преступления, по подозрению в совершении которого он задержан. Объяснения задержанного, подлежащие занесению в протокол - это устные заявления и пояснения, сделанные им по поводу задержания и подозрения его в совершении преступления. Они даются добровольно, не в порядке допроса и не заменяют его. Если задержанный не сделал никаких заявлений и пояснений по своей инициативе, то перед составлением или при составлении протокола следует спросить у него, не желает ли он дать каких- либо объяснений в связи с его задержанием. Если такое желание не выражено, то об этом делается соответствующая отметка в протоколе. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В органах внутренних дел предусмотрена форма протокола задержания, в которой содержатся реквизиты для отражения обязательных сведений. Согласно инструкции о работе изоляторов временного содержания, туда не принимаются лица, в отношении которых протоколы задержания оформлены с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства и Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Протокол задержания является документом, на основании которого администрация ИВС помещает доставленного в камеру для задержанных или в иное помещение, специально оборудованное для этой цели и отвечающее требованиям Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Администрация ИВС несет ответственность за соблюдение установленного порядка и условий содержания задержанного с момента принятия его для помещения в указанное место. Поэтому факт и момент принятия задержанного должны быть зафиксированы в учетной документации ИВС и подтверждены подписями лиц: передавшего и принявшего задержанного. При составлении протокола задержания допускается немало ошибок.8 Зачастую в протоколах указывается одно время их составления и фактического задержания, хотя в большинстве случаев он составляется по истечении некоторого времени после доставления и фактического задержания. Нередко основания задержания, указываемые в протоколе, не соответствуют фактическим основаниям, вытекающим из материалов уголовного дела. Не всегда в протоколах задержания указываются мотивы задержания. Ссылка на квалификацию преступления необходима прежде всего в связи с тем, что задержание может применяться не за все преступления, а лишь за те из них, санкция за совершение которых предусматривает лишение свободы. Правильная и своевременная квалификация деяния, в совершении которого подозревается лицо, позволяет избежать незаконного применения задержания. С целью обеспечения защиты прав и законных интересов задержанных закон предусматривает подпись задержанного, а также возможность дачи им письменного собственноручного объяснения по поводу задержания. На оборотной стороне протокола содержатся также отметки о сообщении прокурору и об уведомлении родственников задержанного. В случае если подозреваемый отказывается от подписи, то об этом делается отметка в протоколе задержания, а подозреваемому предоставляется возможность занести в протокол письменное объяснение относительно причины отказа от подписи. Следователь или лицо, производящее дознание, обязаны разъяснить задержанному его права, установленные законом. Об этом делается отметка в протоколе задержания. Задержанный имеет право: знать, в чем его подозревают; требовать проверки прокурором правомерности задержания; обжаловать действия лица, производящего дознание, следователя или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства; обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам; пользоваться своей одеждой и обувью, а также другими необходимыми предметами и вещами, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания задержанных. Задержание лица является процессуальным актом, официально ставящим лицо в положение подозреваемого. Подозреваемый является участником уголовного процесса, который имеет определенное правовое положение. Помимо указанных выше прав, он как подозреваемый вправе также представить доказательства, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке, пользоваться услугами переводчика, заявлять отводы лицу, производящему дознание, следователю, переводчику, специалисту и эксперту. Право задержанного знать, в чем его подозревают, обеспечивается прежде всего обязанностью лица, производящего расследование, ознакомить подозреваемого с протоколом задержания, где указаны основания задержания и сведения о преступлении, в совершении которого подозревается задержанный. Если задержанный дал какие-то объяснения по поводу его подозрения и задержания, то они заносятся в протокол. Ознакомление задержанного с протоколом удостоверяется его подписью. Закон предусматривает подозреваемому возможность защищаться от подозрения. Как уже отмечалось, он вправе знать, в чем его подозревают, давать показания. Поэтому лицо, производящее расследование, обязано немедленно допросить задержанного. Если произвести допрос немедленно не представляется возможным, подозреваемый должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания. Перед допросом задержанному должны быть еще раз разъяснены его права как подозреваемому. Ему объявляется, в совершении какого преступления он заподозрен, о чем делается отметка в протоколе допроса. С внесением изменений в УПК РФ появилось новое основание наделения лица статусом подозреваемого п. 4 ч. 1 ст. 46 УПК РФ. Данное правило призвано обеспечить возможность заподозренным лицам своевременно получать права, позволяющие в ходе дознания полноценно защищаться от деятельности участников судопроизводства со стороны обвинения. В законе заложены императивные предписания, согласно которым при наличии фактических оснований для подозрения «дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении». При наличии оснований и условий для применения к лицу мер процессуального принуждения постановка в статус подозреваемого может быть произведена путем составления протокола задержания, вынесения постановления об избрании меры пресечения. Представляется, что предварительное составление уведомления о подозрении в совершении преступления в этих ситуациях не требуется. Императивный характер предписания о необходимости составления уведомления следует понимать как требование вынести соответствующий документ и таким образом наделить преследуемое лицо правами участника уголовного судопроизводства при наличии в отношении него подозрения. Признание лица подозреваемым должно происходить в возможно короткие сроки. Таким образом, при наличии соответствующих условий составление уведомления о подозрении в совершении преступления является не правом, а обязанностью дознавателя. В соответствии с ч. 1 ст. 223.1 УПК РФ дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления при наличии двух условий. Во-первых, уголовное дело должно быть возбуждено по факту совершения преступления. Во-вторых, в ходе дознания необходимо получить достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Задержанный может заявлять ходатайства лицу, производящему расследование, о допросе свидетелей, назначении экспертизы и производстве других следственных действий по собиранию доказательств и выяснению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Обоснованные ходатайства должны быть удовлетворены. При отказе в удовлетворении ходатайств (полном или частичном) лицо, производящее расследование, выносит постановление с указанием мотивов отказа, и сообщает об этом подозреваемому. После того, как задержание произведено, следователь или орган дознания должны в пределах 12 часов сообщить об этом прокурору, а последний в возможно короткий срок с момента получения извещения (в пределах сорока восьми часов) - либо санкционировать арест, либо освободить задержанного. В протоколе задержания должно быть отмечено о направлении сообщения прокурору с указанием даты и времени сообщения. Задержка сообщения прокурору является ущемлением законных интересов подозреваемого. Своевременное сообщение прокурору о задержании лица не препятствует быстрейшему проведению необходимых следственных действий и ставит задержание под надзор прокурора. Таким образом, задержание вправе производить орган дознания, дознаватель или следователь. Неотложные следственные действия в период задержания должны обеспечивать в первую очередь тщательную проверку:
· причастности данного лица (задержанного) к совершенному преступлению;
· оснований для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.
При наличии оснований для избрания указанной меры пресечения орган дознания или следователь выносит соответствующее постановление и представляет его прокурору вместе с материалами дела, обосновывающими необходимость ареста задержанного. Сообщение прокурору о произведенном задержании не препятствует органу дознания или следователю по собственной инициативе освободить задержанного, если отпадает необходимость его дальнейшего задержания. О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь уведомляет его семью. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Обязанность уведомления семьи подозреваемого о его задержании ставит орган дознания или следователя перед необходимостью принять меры для выяснения места жительства или хотя бы домашнего телефона семьи задержанного, тем более - семьи несовершеннолетнего. О задержании несовершеннолетнего лица необходимо уведомить не только кого-либо из взрослых членов семьи по месту обычного проживания задержанного, но именно его родителей или лиц, их заменяющих. Форма уведомления избирается в зависимости от конкретных обстоятельств. Это может быть уведомление по телефону, телеграфу, через нарочного либо непосредственно и т.д. Во всяком случае, уведомление должно быть своевременным, а на протоколе задержания следует сделать соответствующую отметку с указанием фамилии, имени, отчества и степени родства члена семьи, даты и формы уведомления. Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента доставления его в орган дознания или к следователю, а если задержание производится на основании постановления о задержании, вынесенного органом дознания или следователем - то с момента фактического его задержания. Законом предусмотрено отражение в протоколе задержания времени и места задержания, а также времени составления протокола. Основания и порядок освобождения задержанных установлен Законом. В статье 94 УПК РФ дан исчерпывающий перечень оснований для освобождения лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Наиболее часто применяемое на практике основание освобождения задержанных - отсутствие необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу; так же основанием для освобождения может послужить установление в действиях задержанного состава преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы и, следовательно, мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть применена. Однако на первоначальном этапе расследования из-за нехватки доказательственного материала подчас бывает трудно правильно квалифицировать содеянное преступление. Еще одним основанием освобождения подозреваемого является истечение установленного законом срока задержания. Однако если в течение указанного срока постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об освобождении задержанного либо применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу в место содержания не поступило, начальник места содержания задержанных освобождает это лицо и направляет уведомление о его освобождении прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, о чем составляется протокол. Освобождение подозреваемого на основании истечения срока задержания должно применяться только начальником места содержания задержанных (ИВС). Освобождение задержанного в связи с истечением срока задержания не избавляет лицо, производящее расследование, от необходимости принять меры по официальной реабилитации освобожденного, если подозрение не подтвердилось. В этом случае выносится постановление, устанавливающее непричастность освобожденного к преступлению. Постановление, а также копия письменного уведомления приобщаются к уголовному делу, а в случае ходатайства освобожденного постановление о прекращении уголовного преследования выдается освобожденному на руки.