Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:01, курсовая работа
Целью работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области процессуального положения начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, анализ проблемных вопросов их процессуальной деятельности.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать полномочия и функции органа дознания в уголовном судопроизводстве;
определить содержание процессуальных полномочий начальника подразделения дознания;
определить содержание процессуальных полномочий начальника органа дознания.
Введение
1. Органы дознания в уголовном судопроизводстве: понятие, значение
2. Процессуальный статус начальника органа дознания
3. Процессуальный статус начальника подразделения дознания
Заключение
Список использованной литературы
Процессуальный статус начальника органа дознания и начальника подразделения дознания
уголовный начальник орган дознание
План
Введение
1. Органы дознания в уголовном судопроизводстве: понятие, значение
2. Процессуальный
статус начальника органа
3. Процессуальный
статус начальника
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Уголовное судопроизводство как сложное правовое и социальное явление представляет собой основанную на нормах уголовно-процессуального закона деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда (судьи), направленную на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказание на основе норм УК РФ, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст.ст. 6, 21 УПК РФ).
В системе государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, значительная роль на досудебных этапах принадлежит органам дознания.
Законодатель наделил
органы дознания правом возбуждения
уголовных дел и производства
неотложных следственных действий при
наличии признаков
В ст. 40 УПК РФ и
ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности» закреплен
Впервые на законодательном
уровне закреплено определение понятия
«дознание». Под ним понимается форма
предварительного расследования, осуществляемого
дознавателем (следователем) по уголовному
делу, по которому производство предварительного
следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК
РФ). В соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством дознание производится
по уголовным делам о
Большое значение УПК РФ придает регламентации деятельности таких субъектов уголовного преследования как дознаватель (ст. 5, 40, 41, 150, 157, 223-225 УПК РФ), начальник подразделения органа дознания и начальник органа дознания.
Начальник подразделения органа дознания является относительно новым участником судопроизводства. Его полномочия определены в УПК РФ. Они вызывают ряд вопросов при реализации на практике, что требует их законодательного урегулирования.
Досудебное производство как результат процессуальной деятельности дознавателя является базисом последующего судебного разбирательства, на основании которого устанавливается истина по уголовным делам и в итоге совершается правосудие.
Дознаватель, выполняя
предписание уголовного судопроизводства
(ст. 6 УПК) и решая локальную уголовно-
Со времени действия УПК РФ процессуальное положение начальника органа дознания и начальника подразделения дознания претерпело существенные изменения, уголовно-процессуальная значимость которых находится в прямой зависимости от того важного положения, которое они занимает в ряду субъектов (участников) уголовного процесса.
Правовое положение начальника органа дознания и начальника подразделения органа дознания, его полномочия (права и обязанности), процессуальные проблемы его деятельности на досудебных стадиях уголовного процесса являются предметом настоящей курсовой работы.
Целью работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области процессуального положения начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, анализ проблемных вопросов их процессуальной деятельности.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать полномочия и функции органа дознания в уголовном судопроизводстве;
определить содержание процессуальных полномочий начальника подразделения дознания;
определить содержание процессуальных полномочий начальника органа дознания.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе процессуальной деятельности следователя в сфере уголовного судопроизводства.
1. Органы дознания в уголовном судопроизводстве: понятие, значение
Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
Согласно ч. 1 ст.
40 УПК к органам дознания относятся,
во-первых, органы внутренних дел Российской
Федерации, а также иные органы исполнительной
власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом
В первую группу органов дознания, согласно п.1 ч. 1 ст.40 УПК, включены органы внутренних дел Российской Федерации.
Что касается деятельности
создаваемых в структуре
К органам дознания
также относятся иные органы исполнительной
власти, наделенные федеральным законом
полномочиями по осуществлению оперативно-
В соответствии с п.3 ч.1 ст.40 УПК РФ функции органа дознания по производству неотложных следственных действий осуществляют:
- командиры воинских
частей, соединений - по уголовным
делам о преступлениях,
- начальники военных
учреждений - по уголовным делам
о преступлениях, совершенных
военнослужащими, гражданами, проходящими
военные сборы, а также лицами
гражданского персонала
- начальники гарнизонов
- по уголовным делам о
· принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст.144 УПК РФ;
· производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), до возбуждения уголовного дела;
· принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст.145 и 146 УПК РФ Мичурина О.В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органах внутренних дел. Указ. соч. С. 97..
По уголовным
делам, по которым производство предварительного
следствия обязательно, дознаватель
производит неотложные следственные действия
в соответствии со ст. 157 УПК РФ. После
направления уголовного дела руководителю
следственного органа орган дознания
может выполнить отдельные
Закон (п.1. ч.3 ст. 40 УПК РФ) наделяет правом возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по факту совершения преступления на данных судах.
В соответствии со
ст. 69 Кодекса торгового мореплавания
(КТМ) Российской Федерации Кодекс торгового
мореплавания Российской Федерации
от 30.04.1999 г. № 81 - ФЗ (в ред. от 22.11.2010 г.).
// Справочно-правовая система «Консультант
Плюс», 2010. капитаны морских судов, находящихся
в плавании, выполняют функцию
органа дознания (возбуждают уголовное
дело и выполняют неотложные следственные
действия) в случае совершения на судне,
находящемся в плавании, деяния,
предусмотренного уголовным законодательством
РФ. Капитан или другое лицо, выполняющее
по его поручению функции органа
дознания, при совершении на борту
вверенного ему судна преступления
любым членом экипажа, пассажирами
и всеми другими находящимися
на судне лицами, за исключением
лиц, пользующихся дипломатической
неприкосновенностью, производит все
неотложные следственные действия по
установлению и закреплению следов
преступления, которые в условиях
дальнего плавания судна могут иметь
значение неотложных. Во время пребывания
судна в иностранном порту
капитаны дальнего плавания руководствуются
общепризнанной международной нормой
о том, что все находящиеся
в это время на судне члены
экипажа, а также пассажиры полностью
подпадают под действие уголовных
законов прибрежного
Капитаны речных судов, находящихся в дальнем плавании, наделены такими же процессуальными полномочиями, что и капитаны морских судов. В соответствии с п.2 ч.3 ст. 40 УПК РФ руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч.1 ст. 40 УПК РФ, выполняют функцию органа дознания в отношении преступлений, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок. Они наделены лишь правом возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий Григорьев В.Н., Селютин А.В. Подследственность в уголовном процессе (понятие, основания и порядок определения, проблемы разграничения): Учебное пособие. М., 2006. С. 88..
Как представляется, законодатель, прямо не включив перечисленных участников уголовного судопроизводства в перечень органов дознания, возложил на них обязанность (наряду с органами дознания) Там же. С. 125. в случае совершения преступления в расположении вверенного им объекта (учреждения) выполнять функции органа дознания, ограниченные возбуждением уголовного дела и производством неотложных следственных действий. Этот вывод вытекает также из определения органа дознания (п.24 ст.5 УПК), где его понятие связывается, в первую очередь, с производством дознания, чем не наделены субъекты, перечисленные в ч.3 ст.40 УПК.
В связи с этим следует прислушаться к предложению не использовать в УПК понятие «органы дознания», т.к. нет органов, специально созданных для производства расследования в форме дознания и обладающих соответствующим правовым статусом, а необходимо ввести категорию «органы, на которые возложено производство дознания», поскольку оно осуществляется структурами, для которых функция расследования является побочной См.: Митюкова М.А. Проблемы правового регулирования производства дознания по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Правовые проблемы укрепления российской государственности. Часть 10. Проблемы уголовного процесса в свете нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Сб. статей. Томск, 2002. С. 148..
Действительно, субъекты,
перечисленные в ст.40 УПК в
сугубо организационном плане далеко
неоднородны, что, в конечном итоге,
и определяет их юрисдикцию. В одном
случае - это государственные органы,
учреждения и подразделения (органы
внутренних дел, иные органы исполнительной
власти, органы Государственной
Здесь есть определенная
закономерность, и такой подход законодателя
имеет свое объяснение. Первая группа
органов дознания состоит из учреждений,
на которые правоохранительная функция
возложена в