Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:01, курсовая работа
Целью работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области процессуального положения начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, анализ проблемных вопросов их процессуальной деятельности.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать полномочия и функции органа дознания в уголовном судопроизводстве;
определить содержание процессуальных полномочий начальника подразделения дознания;
определить содержание процессуальных полномочий начальника органа дознания.
Введение
1. Органы дознания в уголовном судопроизводстве: понятие, значение
2. Процессуальный статус начальника органа дознания
3. Процессуальный статус начальника подразделения дознания
Заключение
Список использованной литературы
2) изымать уголовное
дело у дознавателя и
Анализ статуса
начальника органа дознания, позволяет
сделать вывод о его сходстве
с процессуальным статусом начальника
следственного отдела, вместе с тем
начальник органа дознания к участникам
процесса со стороны обвинения не
отнесен. Однако бесспорно, в классификации
участников процесса, используемой законодателем,
начальник органа дознания примыкает
к стороне обвинения, его полномочия
по осуществлению процессуального
руководства дознавателями
а)отвечающее за проведение расследования в форме дознания начальник органа дознания, пользуясь полномочиями органа дознания в праве сам провести расследование уголовного дела в форме дознания),
б)поручающее проведение дознания дознавателю;
в)дающее согласие дознавателю на проведение определенных процессуальных действий;
г)контролирующее законность производства следственных ипроцессуальных действий;
д)утверждающее обвинительный акт, завершающий дознание Быков В. М. Начальник органа дознания как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения //Следователь. 2009. № 3. С. 37..
Следует обратить внимание на то, что начальник подразделения дознания имеет право в соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК самостоятельно возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание, обладая при этом полномочиями дознавателя. Полагаем, что начальник органа дознания вправе поручить начальнику подразделения дознания принять уголовное дело к своему производству и провести по нему дознание. В указанном случае начальник подразделения дознания не может перепоручить производство по данному уголовному делу другому дознавателю.
К полномочиям, которые осуществляет начальник подразделения дознания по отношению ко всем лицам, наделенным полномочиями дознавателя, относятся:
1) проверка материалов уголовного дела.
Данное полномочие осуществляется как в отношении уголовных дел, находящихся у дознавателей, так и в отношении уголовных дел, находящихся у лиц, наделенных полномочиями дознавателя. Это обусловлено следующим. Поскольку начальник органа дознания наделяет полномочиями дознавателя должностных лиц органа дознания в связи с необходимостью обеспечения своевременного производства по уголовным делам, находящимся в производстве подразделения дознания, то контроль над их деятельностью должен осуществлять начальник подразделения дознания. На наш взгляд, начальник подразделения дознания по результатам проверки должен иметь право изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю в случае, если установит неспособность лица производить дознание. Полагаем, что в указанном случае начальник подразделения дознания должен обращаться к начальнику органа дознания с ходатайством о снятии с должностного лица полномочий по проведению дознания и направлении его для выполнения своих непосредственных обязанностей;
2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрание в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Данное полномочие
может быть реализовано и в
отношении дознавателя
Указания начальника
подразделения дознания имеют обязательный
характер. В случае несогласия дознаватель
вправе обжаловать их начальнику органа
дознания или прокурору (ч. 4 ст. 40.1 УПК
РФ). Законодатель указал, что обжалование
указаний начальника подразделения
дознания не приостанавливает их исполнения.
С данным положением сложно согласиться.
В чем смысл обжалования, если
указания следует исполнять. Рассматривать
обжалование как механизм защиты
дознавателя в случае наступления
негативных последствий при выполнении
указаний начальника подразделения
дознания? Дознаватель обладает процессуальной
самостоятельностью при производстве
дознания. Он несет персональную ответственность
за результат расследования
На практике указания по расследованию уголовных дел даются дознавателям по вопросам производства следственных действий, квалификации содеянного, применения мер процессуального принуждения к участникам процесса, мер пресечения к подозреваемому. Необходимо отметить, что такие указания даются начальником подразделения дознания, который полномочиями начальника органа дознания не наделен. В силу этого указания даются преимущественно в виде устных распоряжений - при обобщении практики мы не встретили ни одного уголовного дела, в котором были бы письменные указания начальника подразделения дознания. Более того, анализ практики свидетельствует, что фактически процессуальный контроль за деятельностью дознавателей при расследовании уголовных дел осуществляется начальниками подразделений дознания - именно начальник отдела дознания осуществляет систематический контроль за законностью и обоснованностью проводимого расследования, проверяет уголовные дела, дает указания о производстве следственных и процессуальных действий, несет персональную ответственность перед руководством органов внутренних дел за работу отдела Кругликов А. П. Следователь и начальник органа дознания правового. Проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция. -2006. - № 6. С. 44.. Поскольку полномочиями начальника органа дознания начальник подразделения дознания не наделен, ему следовало бы делегировать их начальником органа внутренних дел, за исключением права утверждения обвинительного акта. Наделение начальника подразделения дознания указанными полномочиями позволило бы давать указания по расследованию преступлений дознавателям в письменной форме, устанавливать сроки их исполнения, решать вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности при ненадлежащем их исполнении, что, безусловно, положительно сказалось бы на результатах работы органов дознания.
Следует установить
жесткий порядок обжалования
указаний начальника подразделения
дознания, который бы не нарушал
процессуальной самостоятельности
дознавателя и обеспечивал
Важным полномочием
начальника органа дознания является
его право на утверждение обвинительного
акта, завершающего производство расследования
в форме дознания. Право утверждения
обвинительного акта принадлежит и
прокурору, однако процессуальный контроль
со стороны начальника органа дознания
предшествует направлению уголовного
дела прокурору и выступает
Обвинительный акт
по своему процессуальному значению
приравнивается к обвинительному заключению
- подводит итог стадии предварительного
расследования, служит основой и
определяет пределы судебного
Поступление уголовного
дела с обвинительным актом
Законодатель не
рассматривает ситуацию возвращения
начальником органа дознания обвинительного
акта для его пересоставления. Однако,
с нашей точки зрения, начальник
органа дознания в праве при наличии
оснований принять указанное
решение и возвратить уголовное
дело дознавателю со своими замечаниями
для пересоставления
При этом начальнику органа дознания необходимо помнить о соблюдении процессуальных сроков производства по уголовному делу, поскольку утверждение им обвинительного акта должно охватываться сроками дознания, поэтому необходимо либо в УПК РФ предусмотреть срок для реализации полномочий начальника органа дознания, либо в порядке осуществления процессуального контроля начальник органа дознания должен установить временные границы предоставления ему уголовного дела с обвинительным актом.
При утверждении обвинительного акта начальник органа дознания утверждает его своей резолюцией.
Утверждение обвинительного
акта прокурором является основанием
для направления уголовного дела
в суд, при несоответствии обвинительного
акта требованиям, предусмотренным
ст. 225 УПК РФ, прокурор возвращает уголовное
дело для пересоставления
Таким образом, исследование
полномочий начальника подразделения
дознания, позволяет утверждать, что
он реализует функцию
Заключение
В ходе курсовой работы нами были рассмотрены правовые статусы дознавателя и начальника подразделения дознания, определены проблемы, связанные с осуществлением их полномочий, установлены возможные пути решения спорных ситуаций. Подводя итоги, необходимо отметить, что изменения, внесенные в УПК РФ в июне 2007 года, вызвали множество споров и неоднозначных мнений, как среди указанных участников уголовного судопроизводства, так и среди юристов. Отмечаются положительные стороны в новых правовых статусах дознавателя и начальника подразделения дознания:
Впервые законодательно определен правовой статус начальника подразделения дознания, и упорядочен статус иных участников дознания:
Дознаватели стали более самостоятельными и независимыми в своей деятельности.
Но отмечаются также
и отрицательные моменты
Прокурор продолжает следить за соблюдение законности дознавателями.
Начальник подразделения дознания обладает намного меньшими полномочиями, чем руководитель следственного органа, вследствие чего это может негативно сказаться на производстве дознания.
Для устранения недочетов и пробелов законодатель должен внести ясность в правовой статус указанных лиц, избегая спорных ситуаций и определив полномочия, способствующие быстрому и наиболее эффективному предварительному расследованию.
Полагаем, что лишь четкое и единообразное применение законодательных положений в сфере уголовного судопроизводства способно обеспечить неукоснительное соблюдение прав и свобод личности в рамках уголовного процесса и, в конечном счете, законность.
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ)] // [Электронный ресурс] / Российская Федерация. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru. - Справочная система Гарант. 2011.
2.Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" )] // [Электронный ресурс] / Российская Федерация. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru. - Справочная система Гарант. 2011.
3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г. (в ред. от 29.12.2010 г. № 434-ФЗ)] // [Электронный ресурс] / Российская Федерация. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru. - Справочная система Гарант. 2011.
4.Федеральный закон
«Об оперативно-розыскной
5.Кодекс торгового
мореплавания Российской
6.Федеральный закон
РФ «О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный
7.Федеральный закон
РФ «О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный
8.Федеральный закон
РФ «О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный
9.Приказ МВД
РФ №368, ФСБ РФ №185, ФСО РФ
№164, ФТС РФ №481, СВР РФ №32, ФСИН
РФ №184, ФСКН РФ №97, Минобороны
РФ №147 от 17.04.2007 «Об утверждении
Инструкции о порядке
10.Александров А.С., Ковтун Н.Н. Уголовный процесс России: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006.