Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:01, курсовая работа
Целью работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области процессуального положения начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, анализ проблемных вопросов их процессуальной деятельности.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать полномочия и функции органа дознания в уголовном судопроизводстве;
определить содержание процессуальных полномочий начальника подразделения дознания;
определить содержание процессуальных полномочий начальника органа дознания.
Введение
1. Органы дознания в уголовном судопроизводстве: понятие, значение
2. Процессуальный статус начальника органа дознания
3. Процессуальный статус начальника подразделения дознания
Заключение
Список использованной литературы
В данном случае руководитель наряду с выполнением своих основных обязанностей несет полную ответственность за состоянием законности и правопорядка во вверенном ему учреждении и подразделении или в той сфере деятельности, которую он обеспечивает. Уголовно-процессуальная деятельность этого органа дознания, когда в этом возникает необходимость, распространяется на сферу управления или обслуживания данного государственного образования. В полной мере это относится и к должностным лицам, указанным в ч.3 ст.40 УПК.
Кроме того, анализ
ст. 40 УПК РФ позволяет заключить:
с учетом объема полномочий указанные
в данной статье участники уголовного
судопроизводства подразделяются на две
группы. Первую образуют те органы дознания,
которые наделены правом возбуждать
уголовные дела и проводить дознание
в полном объеме по уголовным делам,
по которым не обязательно предварительное
следствие. Вторую группу составляют такие
субъекты уголовно-процессуальной деятельности,
которые уполномочены возбуждать уголовные
дела и проводить неотложные следственные
действия по уголовным делам, по которым
обязательно предварительное
При этом вторая группа
обладает отличительной особенностью
- речь идет о субъектном составе. Он
существенно шире по сравнению с
субъектным составом первой группы. Это
обусловлено тем
Более того, уголовно-процессуальная функция у субъектов, перечисленных в ст.40 УПК, является только факультативной, но, безусловно, она вытекает из основной их деятельности. Следует согласиться, что «для большинства органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, выполнение этой функции не является ведущей (или одной из ведущих)» Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М., 1998. С. 125-126..
Резюмируя вышесказанное,
возможно предложить следующее определение
понятия «орган дознания». Орган
дознания - участник уголовного судопроизводства
со стороны обвинения, правомочный
возбуждать уголовное дело и производить
по нему неотложные следственные действия,
осуществлять иные процессуальные полномочия.
Согласно п. 8 ст. 5 УПК РФ дознание - это
форма предварительного расследования,
осуществляемого дознавателем (следователем)
по уголовному делу, по которому производство
предварительного следствия необязательно.
Таким образом, действующий уголовно-
2. Процессуальный статус
Согласно п.17 ст.5
УПК начальник органа дознания -
это должностное лицо органа дознания,
в том числе заместитель
В системе органов внутренних дел начальник ОВД обладает статусом начальника органа дознаний, поскольку он является руководителем ведомства, которое законодатель указал в статье 40 УПК России в качестве органа дознания.
В то же время на практике нередко возникает вопрос: может ли начальник полиции пользоваться полномочиями начальника органа дознания?
При ответе на него
необходимо иметь в виду, что министр
внутренних дел непосредственно
организует работу Министерства и руководит
деятельностью органов
Кроме того, как следует из п. 17 ст.5 УПК РФ полномочиями начальника органа дознания (каковым является начальник органа внутренних дел) наделен заместитель начальника органа дознания, то есть заместитель начальника органа внутренних дел.
В этой связи полагается, что министр внутренних дел РФ своим нормативным правовым актом (например, приказом) может делегировать полномочия начальника органа дознания соответствующим руководителям, в частности, начальнику полиции, который непосредственно организует работу по раскрытию преступлений и охране общественного порядка.
Следовательно, кроме начальника ОВД статусом начальника органа дознания обладает, также начальник полиции.
Минусом законодателя является отсутствие единой нормы, регламентирующей полномочия начальника дознания.
Определить пределы уголовно-процессуальной компетенции начальника органа дознания можно исходя из текста следующих норм уголовно-процессуального закона:
- на основании
пункта 17 статьи 5 УПК РФ и части
четвертой статьи 41 УПК РФ начальник
органа дознания может давать
обязательные для исполнения
указания дознавателю (в
- на основании
части третьей статьи 144 УПК России
начальник органа дознания
- на основании
части четвертой статьи 225 УПК
России начальник органа
Кроме того, начальник
органа дознания имеет исключительное
право лично расследовать уголовное
дело, принимать по нему любые предусмотренные
законом решения, руководствуясь нормами,
адресованными как органу дознания,
так и лицу, производящему дознание.
Если же начальник органа дознания
делегирует свое право подчиненному
должностному лицу, он сохраняет за
собой право контроля за действиями
и решениями дознавателя
Важное положение, регулирующее отношения начальника подразделения дознания с дознавателем, содержится в ч.4 ст.40.1 УПК РФ. Согласно данной норме указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и являются обязательными для исполнения дознавателем, однако могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. При этом обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. Дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
На практике при реализации данного установления возникают сложности. УПК РФ не содержит нормы, регламентирующей правовое положение начальника органа дознания, которому дознаватель может обжаловать указания начальника подразделения. В п.17 ст.5 Кодекса лишь уточняется, что начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, который вправе давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий и т.п.
Основные вопросы, касающиеся его полномочий по расследуемому в форме дознания делу, законодателем не разрешены. Имеет ли право начальник органа дознания осуществлять процессуальное руководство проводимым расследованием? Какие решения он может принимать по жалобе дознавателя, обжалующего указания начальника подразделения дознания?
Представляется, что
с введением новой
Итак, содержание УПК РФ позволяет констатировать: начальник органа дознания, по сравнению с органом дознания, дознавателем, фигурирует в качестве участника уголовного судопроизводства достаточно редко.
Например, в ходе досудебного производства требуется утверждение им обвинительного акта, составленного дознавателем (ч. 4 ст. 225 УПК РФ), по ходатайству дознавателя он вправе до 10 суток продлить срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (в отдельных случаях - до 30 суток) (ч.3 ст. 144 УПК РФ), в ст. 41 УПК РФ (ч.4) закреплено, что указания начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. Это основные моменты, имеющие непосредственное отношение к статусу начальника органа дознания. Но чаще речь в законе идет либо об органе дознания, либо о дознавателе. Так же, УПК РФ не содержит отдельной статьи, которая в конкретизированном виде регламентировала бы уголовно-процессуальный статус начальника органа дознания. Полагается, что наличие данной статьи упростило бы правоприменение УПК РФ в сфере производства дознания и выполнения неотложных следственных действий.
Таким образом, из выше сказанного очевидно, что, если в законе есть упоминание об органе дознания, то под этим следует понимать полномочия и обязанности начальника органа дознания, в связи с чем в сфере уголовно-процессуальной компетенции понятия «начальник органа дознания» и «орган дознания» можно признать равнозначными. Если же руководитель лично производит дознание, то он выступает в качестве органа дознания, а не дознавателя См.: Лившиц Ю.Д., Биятов Т.К. О сущности дознания и его субъектах // Органы внутренних дел в условиях судебно-правовой реформы в России. Омск, 1993. С.46..
3. Процессуальный статус
В соответствии с
п. 1 ч. 1 ст. 40 к органам дознания относятся
органы внутренних дел РФ. Полиция
независимо от уровня органов внутренних
дел (горрайлинорганов внутренних дел,
управлений (отделов, отделений) внутренних
дел на закрытых административно-
Новым участником
со стороны обвинения является начальник
подразделения дознания, введенный
ФЗ №90 - ФЗ от 6 июня 2007 года Федеральный
закон от 06.06.2007 г. №90-ФЗ "О внесении
изменений в Уголовно-
Осуществление процессуального руководства дознанием со стороны прокурора является гарантом соблюдения законности, обеспечением процессуальной самостоятельности дознавателя.
Некоторые авторы
полагают, что следует изменить соотношение
полномочий по процессуальному руководству
дознанием между прокурором и
начальником подразделения
Однако мы не можем согласиться с данным предложением, поскольку его реализация может создать сложности при принятии решений.
При этом следует учитывать, что данное полномочие в своей сущности имеет надзорный характер, который не свойственен для: начальника подразделения дознания, а присущ органам прокуратуры.
Полномочиями начальника органа дознания в ходе производства по уголовным делам в соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ наделяются начальник органа внутренних дел, а также его заместители.
Данные должностные лица могут возложить (делегировать) исполнение обязанностей начальника органа дознания на другое лицо (начальника отдела дознания в РОВД). Но при этом они сами не утрачивают полномочий начальника органа дознания - они вправе поручать производство дознания конкретным должностным лицам своего подразделения и осуществлять контроль за действием лиц, которым они делегировали те или иные свои полномочия Галиахметов М.Р. Начальник подразделения дознания, его полномочия // Вестник ОГУ № 3 (109)/март 2010. С.24..
Анализируя полномочия начальника подразделения дознания, следует обратить внимание, что они подразделяются на две группы:
- полномочия, которые он осуществляет по отношению к подчиненным ему дознавателям;
- полномочия, которые
он осуществляет по уголовным
делам, поскольку оно
В соответствии с ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
1) поручать дознавателю
проверку сообщения о