Процессуальный статус прокурора на всех стадиях уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Проблема обеспечения законности в уголовном судопроизводстве заслуженно привлекает пристальное внимание законодателей, правоприминителей, юридической общественности, граждан, поскольку законность является одной из важнейших составляющих безопасности государства, общества, граждан.
В пределах установленной УПК РФ компетенции прокурор осуществляет от имени государства не только уголовное преследование, но также и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
Новации в действующем уголовно – процессуальном законодательстве значительно изменили полномочия прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства, характер его правоотношений с судом и другими участниками процесса, обусловили определённые особенности в его правовом статусе и деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Процессуальный статус прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса
Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела
Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
2. Процессуальное положение прокурора на стадии судебного разбирательства
2.1 Подготовка прокурора к судебному разбирательству
2.2 Участие прокурора в судебном следствии
Заключение

Файлы: 1 файл

Процессуальный статус прокурора на всех стадиях уголовного процесса.docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

Процессуальный  статус прокурора на всех стадиях  уголовного процесса

Курсовая работа

"Прокурор, его  процессуальный статус и задачи  в различных стадиях уголовного  процесса"

 

Содержание

 

Введение

1. Процессуальный статус  прокурора на досудебных стадиях  уголовного процесса

Прокурор в стадии возбуждения  уголовного дела

Полномочия прокурора  на дознании и предварительном следствии

2. Процессуальное положение  прокурора на стадии судебного  разбирательства

2.1 Подготовка прокурора  к судебному разбирательству

2.2 Участие прокурора в  судебном следствии

Заключение

 

Введение

 

Проблема обеспечения  законности в уголовном судопроизводстве заслуженно привлекает пристальное  внимание законодателей, правоприминителей, юридической общественности, граждан, поскольку законность является одной из важнейших составляющих безопасности государства, общества, граждан.

В пределах установленной  УПК РФ компетенции прокурор осуществляет от имени государства не только уголовное  преследование, но также и надзор за процессуальной деятельностью органов  дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Новации в действующем  уголовно – процессуальном законодательстве значительно изменили полномочия прокурора  на всех стадиях уголовного судопроизводства, характер его правоотношений с судом  и другими участниками процесса, обусловили определённые особенности  в его правовом статусе и деятельности. Всё это вызвало настоятельную  необходимость переосмыслить роль прокурора на всех стадиях уголовного процесса России. Рассмотреть осуществляемые им уголовно – процессуальные функции, оценить эффективность процессуальной деятельности прокурора, определить пути и средства увеличения вклада прокурора  в решение задач уголовного судопроизводства.

В данной работе дается комплексный  и системный анализ процессуального  статуса прокурора на всех стадиях  уголовного процесса.

Изложенными обстоятельствами обусловливается актуальность темы настоящей курсовой работы, ее основные цели и задачи, определяются объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступают  общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности прокурора.

Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих порядок и условия осуществления  прокурором уголовного преследования  и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а также практики их применения.

Цель исследования состоит  в определении правового положения  и полномочий прокурора на всех стадиях  уголовного судопроизводства согласно законодательству Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью предполагаю решить следующие  задачи:

1. Определить полномочия  прокурора в стадии возбуждения  уголовного дела.

2. Выявить полномочия  прокурора на дознании и предварительном  следствии.

3. Изучить подготовку  прокурора к судебному разбирательству

4. Рассмотреть участие  прокурора в судебном следствии.

Методологической и теоретической  основой исследования является диалектический метод познания, в рамках которого применялись частно-научные методы конкретно-исторического, формально-логического, сравнительно-правового, статистического и системного анализа.

В настоящей работе были использованы труды таких ученых как: Халиулин А.Г., Масленикова Л.Н., Коротков А.П., Тимофеев А.В. Якубович Н.А. и др.

 

1. Процессуальный  статус прокурора на досудебных  стадиях уголовного процесса

 

Прокурор в  стадии возбуждения уголовного дела

 

В настоящее время возбуждение  уголовного дела – это первоначальная стадия уголовного судопроизводства, в ходе которой происходит получение, регистрация, проверка сообщения о  преступлении, а в зависимости  от результатов проверки содержания решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

В соответствии с положениями  действующего уголовно – процессуального  законодательства и теории российского  уголовного процесса стадия возбуждения  уголовного дела охватывает деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора с момента поступления  сообщения о преступлении до вынесения  процессуального решения о возбуждении  уголовного дела или отказе в возбуждении  дела.

Прокурор, как и другие субъекты уголовно – процессуальной деятельности, обязан принять, проверить поступившее к нему сообщение о любом готовящемся либо совершённом преступлении и в установленный законом срок решить вопрос о возбуждении, отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения – по подсудности.

Особенности процессуального  статуса прокурора, определяющие его  самостоятельную и весьма значимую роль в стадии возбуждения уголовного дела, как и во всём досудебном производстве, заключается в наделении его  полномочиями всех других участников. Это полномочия по надзору за исполнением  законов органами, осуществляющими  предварительное расследование.

Прокурорский надзор является важной гарантией обеспечения законности и прав граждан при принятии, проверке, разрешении сообщений о преступлениях. В его задачи входит предупреждение, выявление, устранение нарушений установленного законом порядка этой деятельности со стороны органов дознания, дознавателей, следователей, принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению нарушенных в результате несоблюдения данного порядка прав физических и юридических лиц.

Вся надзорная деятельность прокурора ограничена рамками закона. С одной стороны, это номы закона, за исполнением которых осуществляется надзор, с другой, нормы, регламентирующие полномочия прокурора при осуществлении  надзора.

Исходя из важности факта  своевременности и полноты регистрации  и учёта сообщений о преступлениях, в пункт 1 части второй ст. 37 УПК РФ включено положение, согласно которому прокурор в ходе досудебного производства уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при осуществлении этих действий.

Поскольку порядок регистрации  заявлений и иных сообщений о  преступлениях регулируется в настоящее  время не законом, а лишь ведомственными нормативными актами1, для определения объёма полномочий прокурора на начальном этапе стадии возбуждения уголовного дела важное значение имеет решение вопроса о том, входит ли в обязанность прокурора надзор за исполнением этих актов, или его обязанности ограничиваются надзором за исполнением законов.

Среди учёных – юристов, обращающихся в разное время к  данной проблеме, отсутствует единый подход к её разрешению. Так, авторы монографии по проблемам эффективности  прокурорского надзора, изданной в  конце 70-х годов прошло века, писали, что эффективность надзора определяется степенью достижения прокурорами целей, поставленных не только в законе, но и в иных нормативных актах1. В других работах по прокурорскому надзору и уголовному процессу, как правило, надзорная деятельность прокурора связывается только с обеспечением средствами прокурорского надзора требований закона2.

Именно так решает этот вопрос Федеральный закон «О прокуратуре  в Российской Федерации», в ст. 1 которого сказано: «Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов».

Прокурорами ежегодно выявляется и устраняется значительное число  нарушений закона, допускаемых органами дознания следователями в ходе этой деятельности, путём отмены незаконно  принятых решений о возбуждении  и отказе в возбуждении уголовных  дел, внесения представлений об устранении нарушений закона и обстоятельств, которые им способствуют, использование  других мер прокурорского реагирования.

Это касается, в частности, предоставление прокурору права  поручать органу дознания или следователю  проверку сообщения о преступлении, распространённого в средствах  массовой информации, требовать от последних передачи имеющихся в  их распоряжении документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, права решения  вопроса о продлении установленного законом 3-х суточного срока разрешения сообщений о преступлении до 10 суток, а при наличии предусмотренных законом оснований до 30-ти суток и пр.

Осуществляя надзор, прокурор, согласно п. п. 1, 2 ст. 37 УПК РФ, проверяет выполнение требований федерального закона при приёме, рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях. В отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР, здесь отсутствуют указания о периодичности таких проверок (согласно п. 1 ч. 1 ст. 211 УПК РСФСР: «не реже одного раза в месяц»). Этот вопрос теперь отнесён к компетенции органов прокуратуры. Исходя из положений УПК РФ, проверки могут проводиться в любое время по собственной инициативе прокурора, а так же при рассмотрении ходатайств о даче согласия на возбуждение уголовного дела, жалоб на действия и решения органов дознания, следователей, нижестоящих прокуроров.

При проверках, осуществляемых в порядке надзора, прокурор по сложившейся  практике требует для ознакомления находящиеся в производстве органов  дознания и следователей, а также  разрешённые ими заявления и  сообщения о преступлениях, книги, журналы регистрации и учёта, переписку и прочие документы. По возникающим в связи с проверкой  вопросам прокурор получает объяснения соответствующих должностных лиц, а также заявителей и других граждан, истребует документы и необходимую  информацию из учреждений, организаций, редакций средств массовой информации. Если есть основания полагать, что  необходимые для правильного  разрешения сообщения о преступлении сведенья содержаться в материалах того или иного уголовного дела, прокурор знакомится с этим делом.

Право прокурора требовать  от органов дознания и предварительного следствия для ознакомления любые  документы, материалы и иные сведенья о совершённых преступлениях  ранее было специально оговорено  в п. 1 ч. 1 ст. 211 УПК РСФСР. Из УПК РФ прямые указания по этому вопросу исключены. Однако логически это право вытекает из анализа положений ст. 37 данного Кодекса: без изучения соответствующих документов практически невозможно реализовать предписания п. 1 ч. 1 ст. 37 УПК РФ о проверке исполнения законов при приёме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях.

Немало сложностей возникает  у прокуроров, как и у дознавателей, органов дознания, следователей, при  оценке законности и полноты проверок, проведённых по сообщениям о преступлениях, в связи с неурегулированностью в действующем законодательстве характера допустимых в стадии возбуждения уголовного дела проверочных действий. В УПК РФ указания на право органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора при проверке сообщений о преступлениях требовать производства документальных проверок, ревизий, привлекая к их участию специалистов, о других проверочных действиях неуказанно ничего. Это влечёт за собой массу вопросов и противоречий в рекомендациях по правоприменению1.

Частью 1 ст. 144 УПК РФ установлен 3-суточный срок рассмотрения сообщения о преступлениях. По ходатайству следователя или дознавателя прокурору предоставлено право его продления до десяти суток. Тем же правом наделены начальник следственного отдела, начальник органа дознания. Поэтому необходимость в продлении срока до 10 суток прокурором возникает, как правило, лишь применительно к ходатайствам следователей прокуратуры и обжалованию прокурору отказов в продлении сроков со стороны начальников следственных отделов или дознания. В порядке, установленном статьями 124, 125 УПК РФ, прокурору, как и в суд, может быть принесена жалоба на отказ уполномоченных на то органов в приеме сообщения о преступлении. Прокурор, соответственно, обязан принять и разрешить такую жалобу.

Исключительным правом прокурора  как гаранта законности, впервые  введенным УПК РФ, является продление  срока рассмотрения сообщения до 30 суток в случаях, когда для  установления признаков преступления необходимо проведение документальной проверки или ревизии.

Новеллой УПК РФ, являющейся предметом острых дискуссий на протяжении всего периода его действия, является предусмотренный ст. 146 порядок возбуждения уголовного дела следователем и дознавателем с согласия прокурора.

Постановление следователя, дознавателя о возбуждении дела незамедлительно после его вынесения  подлежит направлению прокурору  вместе с материалами проверки сообщения  о преступлении, а также протоколами  и постановлениями о проведении отдельных следственных действий: осмотра  места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы, если таковые проводились в целях  закрепления следов преступления и  установления лица, его совершившего. Никакие другие следственные действия до получения согласия прокурора (а  именно с этого момента дело считается  возбужденным) производиться не могут.

В публикациях ученых относительно целесообразности возбуждения уголовного дела с согласия прокурора высказываются  диаметрально противоположные точки  зрения1. Со стороны практических работников возражения против этого порядка исходят в основном от представителей дознания и предварительного следствия органов внутренних дел2.

Информация о работе Процессуальный статус прокурора на всех стадиях уголовного процесса