Процессуальный статус прокурора на всех стадиях уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Проблема обеспечения законности в уголовном судопроизводстве заслуженно привлекает пристальное внимание законодателей, правоприминителей, юридической общественности, граждан, поскольку законность является одной из важнейших составляющих безопасности государства, общества, граждан.
В пределах установленной УПК РФ компетенции прокурор осуществляет от имени государства не только уголовное преследование, но также и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
Новации в действующем уголовно – процессуальном законодательстве значительно изменили полномочия прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства, характер его правоотношений с судом и другими участниками процесса, обусловили определённые особенности в его правовом статусе и деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Процессуальный статус прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса
Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела
Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
2. Процессуальное положение прокурора на стадии судебного разбирательства
2.1 Подготовка прокурора к судебному разбирательству
2.2 Участие прокурора в судебном следствии
Заключение

Файлы: 1 файл

Процессуальный статус прокурора на всех стадиях уголовного процесса.docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

Следует иметь в виду, что письменные требования прокурора  начальнику органа дознания, а также  начальнику подразделения дознания являются для них обязательными к исполнению и обжалование ими требования прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

4. Письменные указания  дознавателю о направлении расследования  и производстве процессуальных  действий.

Такие указания в пределах своей компетенции прокурор может  давать по любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания, и  по любому следственному действию, в частности, об избрании, изменении  или отмене мер процессуального  принуждения, о проведении судебных экспертиз, о составлении и вручении письменного уведомления о подозрении в совершении преступления в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, о розыске преступников, о направлении дела в суд.

Указания прокурора должны даваться в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) и быть конкретными. Письменные указания являются процессуальными документами и поэтому приобщаются к делу, а копии их хранятся в наблюдательном производстве. Согласно ч. 4 ст. 41 и ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ дознаватель вправе обжаловать указания прокурора – вышестоящему прокурору, не приостанавливая их исполнения.

5. Решение по письменной  информации следователя о несогласии  с требованиями прокурора об  устранении нарушений федерального  законодательства, допущенных в  ходе дознания или предварительного  следствия.

В УПК РФ в редакции Федерального закона от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ расширен институт процессуальной самостоятельности следователя и руководителя следственного органа. В частности, в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь вправе не исполнять их, представив свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Рассмотрев письменные возражения следователя по существу, прокурор вправе не согласиться с ними и, руководствуясь ч. 6 ст. 37 УПК РФ, а также п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, принять новое решение по устранению нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Принятие такого решения является самостоятельной формой осуществления надзорной деятельности прокурора.

В соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ прокурор, в случае получения им возражений на его требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, от следователя или руководителя следственного органа, направляет новое мотивированное требование об устранении нарушений федерального законодательства при расследовании уголовного дела руководителю вышестоящего следственного органа. В случае получения возражений на требование прокурора и данного руководителя следственного органа прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти), в зависимости от ведомственной принадлежности следственного органа, поддержавшего возражения на требование прокурора. При выраженном несогласии соответствующего руководителя федерального следственного органа прокурор вправе обратиться по существу сложившейся ситуации с информацией к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

Другим возможным решением прокурора в случае несогласия следователя  с его требованием является изъятие  им уголовного дела у следователя, допускающего нарушения федерального законодательства в ходе предварительного следствия, и передача его следователю Следственного  комитета при прокуратуре РФ с  указанием оснований такой передачи.

6. Постановление об отмене  незаконного или необоснованного  постановления нижестоящего прокурора  или дознавателя.

Право отменять незаконные или необоснованные постановления  нижестоящего прокурора, предусмотренное  п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, вытекает из принципа единства и централизации организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Обеспечивая надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, прокуроры руководствуются установленной иерархией ведомственных уровней органов прокуратуры, следственных органов и органов дознания при распространении компетенции на субъекты, поднадзорные нижестоящим прокурорам.

В связи с этим понятие  «вышестоящий прокурор» может рассматриваться  в двух вариантах. Первый вариант  – это отношение соподчиненности  внутри одного органа (структурное  соподчинение), в котором процессуальными  полномочиями наделены прокуроры – руководители и их заместители. Иные прокуроры в соответствии с ч. 5 ст. 37 УПК РФ этими полномочиями не наделены. Второй вариант соподчиненности – это соотношение вышестоящих и нижестоящих прокуратур и прокуроров в централизованной вертикали системы органов прокуратуры России, где компетенция вышестоящего органа прокуратуры (соответственно компетенция прокурора и его заместителя) имеет приоритетное по юридической силе отношение к компетенции нижестоящего органа прокуратуры (соответственно к компетенции нижестоящего прокурора и его заместителя).

Независимо от варианта соподчиненности  вышестоящий прокурор вправе отменить постановление нижестоящего прокурора, если будет установлено, что данное постановление как акт правоприменения вынесено с нарушением норм процессуального и материального законодательства.

При производстве предварительного расследования в форме дознания дознаватель совершает разнообразные  процессуальные следственные и иные действия, в том числе выносит  постановления, т.е. принимает соответствующие  решения в границах материалов расследуемого  уголовного дела. Постановления дознавателя  должны быть законными и обоснованными. Несоблюдение этого требования влечет за собой нарушение законности и  прав граждан, препятствует успешному  расследованию преступлений. Постановления  дознавателя, не соответствующие закону, не могут оставаться в силе, и  прокурор обязан отменить их своим  мотивированным постановлением. В постановлении  прокурора указываются причины  отмены постановления дознавателя, а также что, как и в какой  срок необходимо выполнить для устранения допущенных ошибок и нарушений закона.

7. Письменные указания  дознавателю о направлении расследования,  производстве процессуальных действий, утверждение постановления дознавателя  о прекращении производства по  уголовному делу.

Полномочие прокурора  давать дознавателю указания о направлении  расследования и производстве процессуальных действий, с одной стороны, представляет собой способ процессуального руководства  организацией проведения дознания, с  другой – является средством принятия мер к полному, всестороннему  и объективному проведению расследования  и одновременно – особой правовой конструкцией, обеспечивающей законность принятия решения по результатам  расследования. Для его реализации применяются следующие основные методы:

– систематическое ознакомление с материалами расследования уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, путем непосредственной проверки и изучения материалов уголовных дел либо ознакомления с наблюдательным производством по уголовному делу;

– обобщение практики расследования преступлений за определенный период времени или по отдельным категориям уголовных дел, что позволяет прокурору выявлять типичные ошибки в правоприменительной деятельности органов дознания при осуществлении ими расследования и разрабатывать мероприятия по улучшению качества расследования преступлений.

Постановление дознавателя  о прекращении производства по уголовному делу подлежит утверждению прокурором, который проверяет материалы  расследования на предмет полноты, всесторонности и объективности  его проведения, точного, безусловного и единообразного исполнения требований уголовно-процессуального и уголовного законодательства органом дознания и его должностными лицами, осуществляющими  производство по уголовному делу.

При выявлении нарушений  федерального законодательства, допущенных в ходе дознания, которые не позволяют  сделать обоснованный вывод о  наличии оснований к прекращению  уголовного дела и (или) уголовного преследования  в соответствии с требованиями ст. 24 – 28 УПК РФ, прокурор не утверждает постановление дознавателя и принимает постановление о его отмене в связи с его незаконностью и (или) необоснованностью. Он также в данном случае, в соответствии с предоставленными ему правомочиями, обязан дать дознавателю письменное указание о направлении дальнейшего расследования, а также вынести требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания.

В случае утверждения прокурором постановления дознавателя о  прекращении уголовного дела по реабилитирующим  основаниям в отношении подозреваемых  и обвиняемых по основаниям, установленным  п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, прокурор обязан принять установленные УПК РФ меры по реабилитации этих лиц.

Такое сочетание системных, взаимосвязанных и взаимообусловленных  процессуальных полномочий прокурора  позволяет ему обеспечивать режим  законности при принятии решения  по результатам расследования уголовных  дел органами дознания.

8. Решение об отстранении  дознавателя от дальнейшего производства  расследования в случае нарушения  процессуального законодательства, допущенного в ходе дознания.

Прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов  дознания, вправе отстранить дознавателя  от дальнейшего расследования дела, если им будет допущено нарушение  уголовно-процессуального закона (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Вопрос о том, за какие нарушения закона дознаватель подлежит отстранению, прокурор решает в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела и характера нарушения.

Кроме того, прокурор отстраняет дознавателя в случае его отвода или самоотвода по основаниям, предусмотренным  в законе. Рассматривая заявление об отводе, самоотводе, прокурор должен тщательно проверить его мотивы (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

9. Постановление об изъятии уголовного дела у органа дознания и передаче его следователю, об изъятии уголовного дела у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передаче его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ, а также о передаче уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому по правилам ст. 151 УПК РФ.

Право прокурора изымать  любое уголовное дело у органа дознания или органа предварительного расследования и передавать его  в производство следователя Следственного  комитета при прокуратуре РФ отчетливо  показывает властно-распорядительный характер полномочий прокурора в  данной отрасли прокурорского надзора. Такая необходимость возникает, как правило, вследствие грубого  нарушения уголовно-процессуального  закона при ведении уголовного преследования, установления прокурором обстоятельств предвзятого отношения к основным участникам уголовного судопроизводства на стадии расследования уголовного дела.

10. Утверждение обвинительного  заключения или обвинительного  акта по уголовному делу. Возвращение  уголовного дела дознавателю,  следователю со своими письменными  указаниями о производстве дополнительного  расследования, об изменении объема  обвинения либо квалификации  действий обвиняемых или для  пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Проанализировав полномочия прокурора на стадии дознания и предварительного следствия можно сделать следующий  вывод: уголовно-процессуальный закон  предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору  за процессуальной деятельностью органов  дознания и предварительного следствия, прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Внимание прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов, потерпевших от преступлений.

 

 

2. Процессуальное  положение прокурора на стадии  судебного разбирательства

 

2.1 Подготовка  прокурора к судебному разбирательству

 

В судебном разбирательстве  процессуальное положение каждого  из субъектов имеет свои особенности. Безусловно, центральной фигурой  является суд, но и прокурор обладает широкими полномочиями практически  на всех стадиях уголовного судопроизводства.

В судебном разбирательстве  направление деятельности прокурора  – поддержание государственного обвинения. Но это не значит, что  прокурор во всех случаях и во что  бы, то, ни стало должен поддерживать обвинение. Поддерживая обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств  дела. Если в результате судебного  разбирательства прокурор придет к

Процессуальный  статус прокурора на всех стадиях  уголовного процесса

убеждению, что данные судебного  следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа.

Эффективность деятельности прокурора на стадии судебного разбирательства  в существенной мере зависит от правильного  определения самими прокурорами  своего процессуального положения  в суде. Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и больше практическое значение. Когда создавалась прокуратура  как государственный орган по надзору за точным и единообразным  исполнением законности, В.И. Ленин указывал на необходимость увязать эту функцию прокуратуры с поддержанием государственного обвинения в суде.1

Процессуальное положение  прокурора в уголовном процессе, формы и методы его деятельности, задачи, решаемые в каждой отдельной  стадии и его полномочия, определены в Уголовно-Процессуальном Кодексе  РФ. В судебных стадиях прокурор утрачивает властно-распорядителные полномочия и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель сторона в процессе. Деятельность прокурора, с одной стороны предопределена ее функциональным назначением, с другой не может не испытывать на себе влияния психологического фактора судебного разбирательства. Прокурор как участник процесса призван осуществлять обвинение в рамках его более широкой функции надзора. Это налагает особый отпечаток на психологию поддержания им обвинения в суде.

Информация о работе Процессуальный статус прокурора на всех стадиях уголовного процесса