Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 09:42, реферат
В стадии судебного разбирательства наиболее полно реализуется принцип состязательности, и прокурор является одним из активных представителей стороны обвинения. Именно на него закон возлагает обязанность поддерживать государственное обвинение, т.е. доказывать суду виновность подсудимого. Это основная задача участвующего в судебном разбирательстве прокурора. Иные задачи, которые реализует прокурор, участвуя в судебном рассмотрении уголовных дел, следующие:
- обеспечение верховенства закона при осуществлении уголовного судопроизводства;
- вынесение законного и обоснованного приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу;
Процессуальный статус прокурора в судебном разбирательстве
В стадии судебного разбирательства наиболее полно реализуется принцип состязательности, и прокурор является одним из активных представителей стороны обвинения. Именно на него закон возлагает обязанность поддерживать государственное обвинение, т.е. доказывать суду виновность подсудимого. Это основная задача участвующего в судебном разбирательстве прокурора. Иные задачи, которые реализует прокурор, участвуя в судебном рассмотрении уголовных дел, следующие:
- обеспечение верховенства
закона при осуществлении
- вынесение законного
и обоснованного приговора, постановления,
определения по каждому
- своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений, выносимых судом, в соответствии с требованиями закона.
Правовую основу участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел составляют: Закон «О прокуратуре РФ» (ст. 35-39); УПК РФ (2001 г.); Приказ Генеральной Прокуратуры РФ № 28 от 03.06.2002 г. «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» и др.
Прокурор имеет право участвовать в рассмотрении судами уголовных дел по делам публичного и частно-публичного обвинения:
- выступать в качестве государственного обвинителя в суде;
- подать гражданский иск
в защиту материальных
- вступить в дело частного
обвинения, если этого требует
защита прав граждан и
- внести апелляционное (кассационное)
представление в вышестоящий
суд на не вступившее в
- внести надзорное
Уголовные дела по первой инстанции могут быть рассмотрены мировым судьей, районным судом, судом субъекта РФ и Верховным Судом РФ.
Поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции - часть возложенной на прокуратуру функции уголовного преследования как деятельности, связанной с изобличением лица, совершившего преступление, привлечением его к ответственности, направлением дела в суд и обоснованием обвинения перед судом. Участие государственного обвинителя в уголовном процессе - необходимое условие реализации конституционного принципа состязательности судебного разбирательства - создает наилучшие возможности полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, усиливает гарантии прав и законных интересов участников разбирательства. Реализация этих задач осуществляется в рамках уголовного преследования, одного из направлений деятельности прокуратуры (ст.1 Закона «О прокуратуре РФ»).
Часть 4 ст. 37 УПК РФ говорит, о том, что поддерживает государственное обвинение прокурор, а в ст. 246 УПК РФ речь идет уже о государственном обвинителе, в связи с чем, возникает ряд вопросов, кто из представителей прокуратуры может выступать в качестве государственного обвинителя, с какого времени эта процессуальная фигура появляется в процессе, каковы взаимоотношения государственного обвинителя с иными должностными лицами прокуратуры, ранее принимавшими по данному уголовному делу, решения.
Исходя из п. 1.5, 1.6 приказа Генерального прокурора №28 от 3 июня 2002 года государственные обвинителя назначаются руководством соответствующей прокуратуры. Очевидно, это решение должно оформляться внутренним приказом руководителя прокуратуры. П.6 ст.5 УПК РФ определяет, что государственный обвинитель это поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры. В ст. 37, в п.6, однако, сказано, что полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Кого имел в виду законодатель под «приравненными прокурорами», закон не расшифровывает, в силу чего в науке возникли разногласия относительно правового статуса помощника прокурора в суде, так как именно данные должностные лица, фактически выполняли эту обязанность. Так, по мнению ряда ученых, помощник прокурора вообще не вправе принимать участие в уголовном судопроизводстве.
Другие полагают, что помощник прокурора обладает и должен обладать всеми полномочиями прокурора, и должен входить в категорию «приравненных прокуроров».
Мы придерживаемся второй точки зрения, так как, во-первых, именно такое решение данной проблемы присутствует в ведомственном приказе Генерального прокурора (приказ №28 от 3 июня 2002 года), во-вторых, так складывается практика, и реальные возможности прокуратуры, что только многочисленный штат помощников прокурора может реально обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении уголовных дел. В свое время в аппарате Генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов были созданы отделы государственных обвинителей, и каждый из прокуроров был помощником соответствующего прокурора. В силу ст. 54 Закона «О прокуратуре РФ» прокурор может передавать часть своих полномочий, в том числе и при поддержании государственного обвинения в судах при рассмотрении уголовных дел, в силу чего может именоваться «прокурором». Однако для устранения разночтения правовых норм, в уголовно-процессуальный закон следует внести дополнения в частности в п.6 ст. 37 изложить в следующей редакции:
«Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, помощниками, старшими помощниками, приравненными прокурорами и вышестоящими прокурорами».
Государственный обвинитель, исходя из необходимости решения определенных задач, появляется только в стадии судебного разбирательства. Законодатель, в отличие от защитника, который обязан представить ордер, ни чем не определяет момент появления государственного обвинителя. Это, на наш взгляд, не совсем правильно, поскольку, во-первых, позволяет свободный доступ к материалам уголовного дела любого сотрудника прокуратуры, что явно не свидетельствует о повышенной ответственности лица, которому поручили ведение данного дела, и позволяет его замещать по любым причинам, в том числе и надуманным. Во-вторых, не прослеживается истинность решения прокурора в части выбора государственного обвинителя именно по определенному уголовному делу. В третьих, снижается ответственность представителя прокуратуры за результат его деятельности в качестве государственного обвинителя. Все это позволяет нам говорить о необходимости выработки механизма, позволяющего устранить все эти недочеты. Как нам видится, прокурор, направленный в суд для поддержания государственного обвинения по конкретному уголовному делу обязан представлять копию приказа руководителя соответствующей прокуратуры о назначении этого лица государственным обвинителем. Момент представления указанного приказа и будет являться моментом появления государственного обвинителя в процессе. Для реализации обозначенной задачи, поддержания государственного обвинения, законодатель наделил прокурора определенными полномочиями, указанными в ч.4 ст. 37 УПК РФ и в ст. 246 УПК РФ.
1. В ходе судебного
производства по уголовному
Именно поддерживает, это означает, что обвинение подсудимого исходит, по общему правилу, не от прокурора, он лишь «поддерживает» обвинение, сформированное органами предварительного следствия (как отмечалось, прокурор может поддерживать в суде от имени государства не только государственное, но также частное обвинение, идущее от потерпевшего, и, кроме того, предъявленный гражданским истцом по уголовному делу гражданский иск - ч. 6 ст. 246 УПК).
Поддержание государственного обвинения в суде возложено на прокурора еще и в силу того, что не он раскрывал преступление и давал ему уголовно-правовую квалификацию, не он предъявлял обвинение и выносил постановление о применении меры пресечения, не он составлял обвинительное заключение. Все это осуществляют, как правило, не прокуроры, а следователи в рамках предварительного следствия. Не составляют исключение и следователи прокуратуры, где прокурор, руководитель данного государственного органа, ежедневно наблюдает за ходом расследования уголовного дела, и согласует предстоящие решения по делу со следователем. Давно сложилась практика, когда государственное обвинение поддерживают те прокуроры, которые сами не осуществляли ни функцию уголовного преследования на досудебном этапе уголовного судопроизводства, ни надзор за процессуальной деятельностью следственных органов.
Практика поддержания обвинения сотрудниками прокуратуры отражает правовую концепцию, суть которой состоит в том, чтобы обеспечить необходимый уровень объективности прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дела. В науке присутствует точка зрения, что прокуроры не могут выступать государственными обвинителями, они фактически являются исследователями, поскольку непосредственно при утверждении обвинительного заключения либо обвинительного акта оценить доказательства по данному уголовному делу не могут. Данное концептуальное положение, однако, реализуется в УПК РФ далеко не последовательно. Так, участие прокурора в производстве предварительного расследования, как и прежде, не является препятствием для дальнейшего его участия в деле, в том числе в качестве государственного обвинителя (ч. 2 ст. 66). Кроме того, руководитель органа прокуратуры утверждает обвинительное заключение, что делает его самого или его помощника в суде далеко не свободным от выводов предварительного следствия. Широкая общественная критика прокуратуры объясняется, в частности, недостаточной степенью объективности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов органами расследования, а также при поддержании государственного обвинения в суде.
Уголовно-процессуальный закон в ч.7,8 ст. 246 определяет право прокурора, при наличии указанных в законе оснований отказаться от поддержания обвинения, либо изменить его в сторону смягчения.
2. В рамках поддержания
обвинения государственный
3. Прокурор вправе и
обязан в ходе судебного
4. Прокурор вправе и
обязан участвовать в
5. Прокурор вправе и
обязан высказывать свое
Прокурор обязан, однако, беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка в судебном заседании.
6. Прокурор вправе представлять суду письменные формулировки по вопросам:
- доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
- доказано, ли что деяние совершил подсудимый;
- является ли это деяние
преступлением и какими
- виновен ли подсудимый
в совершении этого
- подлежит ли подсудимый
наказанию за совершенное им
преступление; имеются ли обстоятельства,
смягчающие или отягчающие
7. Прокурор выступает в прениях, а также может воспользоваться репликой.
8. Прокурор обязан высказать суду свое мнение относительно наказания подсудимого в том случае, если он считает его виновным в совершении
Информация о работе Процессуальный статус прокурора в судебном разбирательстве