Прокурор в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, в моей работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры;
- показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования;
- показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и раскрыть полномочия прокурора в уголовном процессе.

Файлы: 1 файл

Прокурор в уголовном судопроизводстве.docx

— 46.44 Кб (Скачать файл)

Введение

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и  свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению  и развитию демократического правового  государства.

Осуществляя государственный  надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры  в Центре и на местах принимают  меры, направленные на обеспечение  единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений  законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры  определяются Федеральным законом  РФ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре  Российской Федерации", (далее - Закон  о прокуратуре). В Законе нашли  отражение и развитие конституционные положения (принципы) о прокуратуре, установленные ст. 129 Конституции. По существу, это новый закон о прокуратуре, в нем определены все стороны организации и деятельности прокуратуры.

Согласно ст. 1 указанного Закона прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории РФ законов. Работу по надзору, т.е. по выявлению  и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав, прокуратура выполняет  в целях обеспечения верховенства закона, единства, соблюдения и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства.

В более сжатом виде, целями прокурорской деятельности в уголовном  судопроизводстве, являются: 1) обеспечение  верховенства закона; 2) обеспечение  единства и укрепления законности; 3) защита прав и свобод человека и  гражданина; 4) защита охраняемых законом  интересов общества и государства[1].

Исходя из общих целей  прокурорской деятельности и с учетом специфики уголовного судопроизводства, перед прокурором в этой области  деятельности, законодателем поставлены следующие задачи: на него как на должностное лицо в пределах его  компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством, возлагается осуществление  от имени государства уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия[2].

Осуществляя уголовное преследование  от имени государства, прокурор тем  самым является его полномочным  представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом  полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с  необходимостью вести уголовное  преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения  права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.

Исходя из этого, в моей работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание  принципов организации и деятельности  прокуратуры;

- показать роль, функции,  полномочия прокурора при осуществлении  уголовного преследования;

- показать значение и  задачи прокурорского надзора  за процессуальной деятельностью  органов дознания и органов  предварительного следствия, и  раскрыть полномочия прокурора  в уголовном процессе.

Объектом исследования моей работы являются нормы федерального закона о прокуратуре и уголовно-процессуального  законодательства РФ, регламентирующие деятельность прокурора по обеспечению  законности и защиты интересов общества в уголовном судопроизводстве.

Предметом исследования являются - полномочия прокурора в уголовном  судопроизводстве; понятие, сущность, значение уголовного преследования  и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

 
 1Прокурор в уголовном процессе, его компетенция

 

Прокурор — единственное должностное лицо, которое в той  или иной форме участвует в  уголовном процессе на протяжении всего производства по делу.

Прокурор обладает широкими полномочиями в стадиях возбуждения  уголовного дела и предварительного расследования. Здесь он может принимать следующие решения: о возбуждении дела или отказе в этом; его расследовании и перспективах передачи в суд либо прекращении уголовного дела. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; имеет право истребовать уголовное дело, давать указания о его расследовании, отменять или изменять постановления органов предварительного расследования. Прокурор вправе принять дело к своему производству либо поручить расследование подчиненным ему лицам, передать дело от одного следователя другому.

Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого, кто содержится без законных оснований в местах лишения свободы либо в нарушение закона задержан, подвергнут предварительному заключению или помещен в судебно-психиатрическое учреждение.

Процессуальное положение  прокурора в суде существенно меняется — он утрачивает властно-распорядительные полномочия по разрешению дела.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение.

Государственный обвинитель принимает участие в представлении и исследовании доказательств как равноправная сторона процесса, высказывает суду свое мнение о квалификации содеянного и мере наказания в отношении подсудимого.

От всех остальных участников процесса прокурор отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании.

В случае несогласия с вынесенными  в суде решениями, в том числе  и с приговором, не вступившим в  законную силу, прокурор вправе в пределах своей компетенции принести на них  протест в вышестоящий суд. Кроме  того, полномочный прокурор может опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу, в надзорном порядке. Прокурор, участвующий в стадиях кассационного и надзорного производства, поддерживает протест и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности пересматриваемого решения.

Аналогичными полномочиями обладает прокурор и при возобновлении  дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

2.  Принципы организации и деятельности прокуратуры

По своему назначению, принципам  организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура  РФ занимает в системе государственной  власти Российской Федерации самостоятельное  место. Это специфический орган  государственной власти, что позволяет ей успешно осуществлять возложенные на нее Конституцией РФ и Законом о прокуратуре, задачи и функции по обеспечению законности и правопорядка в государстве.

Принципами организации  и деятельности органов прокуратуры  являются централизация, независимость, законность и гласность[3].

В соответствии с конституционным  положением о том, что прокуратура  РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России в разделе II Закона определены система и организация  прокуратуры РФ. Установлены принципы, нормы, гарантирующие органам прокуратуры  активно, беспрепятственно и независимо от других органов осуществлять свою деятельность по надзору за исполнением  законов, укреплению законности и правопорядка.

Принцип централизации органов  прокуратуры означает, что эти  органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным  прокурором РФ.

Систему прокуратуры России составляют Генеральная прокуратура  Российской Федерации, прокуратуры  субъектов Федерации и приравненные к ним прокуратуры, прокуратуры  городов и районов, другие территориальные, а также военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в  единую систему прокуратуры России, не допускается.

Единство системы органов  прокуратуры находит свое выражение  в том, что все прокуроры наделены одинаковыми по характеру полномочиями, за исключением отдельных случаев, определенных законом. Каждый прокурор действует от имени всей системы  прокурорских органов, имеет право  и обязан принять предусмотренные  законом меры для выявления и  устранения любого нарушения закона. Едины также формы, методы и акты прокурорского реагирования на нарушения  закона (проверки, протесты, представления, постановления). Решения прокурора, принятые в соответствии с законом  и в пределах своей компетенции, имеют одинаковую юридическую силу и обязательны к исполнению надлежащими органами и должностными лицами. В пределах своей компетенции прокуроры вправе приносить протесты на судебные решения и приговоры. Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение отдельных своих обязанностей (кроме специально оговоренных в законе) и вместе с тем вправе взять на себя осуществление обязанностей нижестоящего прокурора[4].

Централизация системы органов  прокуратуры выражается, прежде всего, в том, что все нижестоящие  прокуроры подчиняются вышестоящему и Генеральному прокурору РФ (подчинение по "вертикали"). Генеральный прокурор руководит всей системой органов  прокуратуры, в пределах своей компетенции  назначает и освобождает от должности  прокуроров, следователей и других работников прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками  органов и учреждений прокуратуры  приказы, указания, распоряжения и инструкции. Прокуроры субъектов Федерации  руководят деятельностью нижестоящих  прокуратур, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Прокуроры  субъектов Федерации подчинены  и подотчетны Генеральному прокурору, а нижестоящие прокуроры подчинены  и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Правом руководства  подчиненными работниками наделены и нижестоящие прокуроры. Перед  прокурорами, назначаемыми в соответствии с Конституцией РФ, стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.

Назначение Генерального прокурора РФ на должность и освобождение его от должности Советом Федерации  Федерального Собрания по представлению  Президента РФ указывают на особую государственную значимость должности  Генерального прокурора и возглавляемой  им системы органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за исполнением  законов на всей территории РФ.

Назначение прокуроров субъектов  РФ Генеральным прокурором по согласованию с этими субъектами (согласно ст. 129 Конституции), а именно с органами государственной власти субъектов  Федерации (ст. 13 Закона о прокуратуре), с одной стороны, подтверждает уже  изложенное конституционное положение  о единстве и централизации системы  прокуратуры России, а с другой - отражает специфику России как  федеративного государства, определенную Конституцией известную самостоятельность  субъектов Федерации, указывает  на необходимость учета их интересов в данном вопросе. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти[5]. Сложилась разнообразная система органов государственной власти в субъектах Федерации. Вопрос о том, с каким из этих органов должно согласовываться назначение прокуроров субъектов Федерации, подлежит разрешению в практической деятельности Генерального прокурора.

Принцип независимости в  организации и деятельности прокуратуры  состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в  строгом соответствии с действующими на территории РФ законами, действуют  гласно, информируют органы государственной  власти Федерации и субъектов  Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности[6].

Недопустимо вмешательство  в осуществление прокурорского  надзора: воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Федерации, органов  местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных  лиц на прокурора или следователя  с целью повлиять на принимаемые  ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом  ответственность[7].

Чтобы оградить независимость  функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и  следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами  общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие  в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций  в органах и учреждениях прокуратуры  не допускаются. Прокуроры и следователи  в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники  не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или  безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.[8]

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип гласности в организации  и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности  информирования федеральных органов  власти, органов власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии  законности. Органы прокуратуры обязаны  действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям  федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайте.

Генеральный прокурор РФ не подотчетен палатам Федерального Собрания и Президенту РФ. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии  законности и правопорядка в РФ и  о проделанной работе по их укреплению[9].

Стоит отметить, что изложенные положения Закона о прокуратуре  отражают и развивают конституционные  принципы организации прокуратуры  как специфического самостоятельного органа государственной власти Российской Федерации. По сравнению с ранее  действовавшим Законом о прокуратуре  новый закон, восприняв его позитивные нормы, отличается от прежнего многими  принципиально новыми положениями, применение которых, несомненно, будет  способствовать повышению роли прокуратуры  в укреплении законности и правопорядка. Согласно Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ[10]. Осуществление Генеральной прокуратурой России этих полномочий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в борьбе с преступностью в Российском государстве.

Информация о работе Прокурор в уголовном судопроизводстве