Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:09, курсовая работа
Описание работы
Исходя из этого, в моей работе поставлены следующие задачи: - раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры; - показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования; - показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и раскрыть полномочия прокурора в уголовном процессе.
Прокурор - это должностное лицо,
уполномоченное в пределах своей
компетенции осуществлять от имени
государства уголовное преследование
в ходе уголовного судопроизводства,
а также надзор за процессуальной
деятельностью органов дознания
и органов предварительного следствияУголовно-процессуальный
кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ, в ред. Федеральных
законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ - ч. 1 ст. 37// Правовая
система КонсультантПлюс от 17.05.2010 г.. Таким
образом, прокурор в российском уголовном
процессе совмещает процессуальную деятельность
по уголовному преследованию и государственно-правовую
по своему происхождению функцию надзора
за соблюдением законов. Надзор прокурора,
по буквальному смыслу ст.37 УПК, распространяется
исключительно на деятельность органов
дознания и органов предварительного
следствия, относящихся в России к исполнительным
органам власти в уголовном процессе,
и не затрагивает суд, а равно деятельность
защитника.
Надзорная функция прокурора на
предварительном расследовании
проявляется там, где он руководствуется
исключительно интересами строгого
и точного исполнения закона, жертвуя
ради этого, если потребуется, даже эффективностью
уголовного преследования. Уголовное
преследование реализуется в
тех прокурорских полномочиях, которые
нацелены на максимально эффективное
и целесообразное обеспечение неотвратимости
уголовной ответственности лиц,
совершивших преступления. Если говорить
о критерии разделения этих видов
деятельности еще проще, то функция
надзора следует лишь началу законности,
в то время как уголовное преследование,
кроме того, - и началу целесообразности.
Прокурор в российском уголовном
процессе в настоящее время полностью
освобожден от ответственности за руководство
предварительным следствием. Полномочия
по руководству расследованием остались
у прокурора только в отношении
упрощенной и ускоренной формы предварительного
расследования - дознания. Теперь функция
уголовного преследования осуществляется
прокурором на предварительном следствии
в основном лишь постольку, поскольку
он участвует в подготовке и формировании
будущего государственного обвинения
в суде. Эта функция проявляет
себя здесь главным образом на
завершающем этапе расследования
- в полномочиях прокурора при
рассмотрении уголовного дела, поступившего
к нему от следователя с обвинительным
заключением (гл.31 УПК). Важно подчеркнуть
- только с этого момента прокурор
становится ответственным за качество
обвинения, которое прокуратуре
придется в дальнейшем поддерживать
в суде. Таким образом, теоретически,
прокурор свободен для осуществления
более объективного надзора в
стадии возбуждения уголовного дела
и на ранних этапах предварительного
следствия.
В результате этих нововведений строй
российского уголовного процесса изменился.
Теперь, вплоть до момента утверждения
им обвинительного заключения, прокурор
еще не является в полном смысле
слова уголовным преследователем
и потому до некоторой степени
призван исполнять роль арбитра
между сторонами обвинения и
защиты, принимая меры по устранению допущенных
следователями нарушений закона.
Тем самым объективно создаются
предпосылки для некоторого усиления
состязательности на предварительном
следствии И.В. Велиев. "Особенности
правового статуса прокурора как субъекта
уголовно-процессуальных правоотношений
в законодательстве Российской Федерации"
// "Современное право" - 2006 - N 2 - С.
38.
Однако следует заметить, что
названное разделение функций в
российском уголовном процессе имеет
пока не вполне последовательный характер.
Прокуратуре, которая исторически
сложилась именно как орган государственного
уголовного преследования, всегда будут
значительно ближе интересы обвинения,
нежели роль беспристрастного арбитра
в споре сторон. Процессуальная судебная
функция, характерная для состязательного
процесса, подменяется здесь, по сути,
государственно-правовой функцией прокурорского
надзора, которая остается для уголовного
процесса внешним заимствованием. Вместо
воображаемого равностороннего
состязательного "треугольника",
естественным образом образуемого
функциями обвинения, защиты (в его
основании) и правосудия (в вершине),
имеет место, так сказать, "прямоугольный
треугольник". В нем функции
обвинения и прокурорского надзора
связаны между собой по кратчайшему
расстоянию (вертикальному катету),
а функция защиты гораздо более
удалена от вершины (прокурорского
надзора) - на расстояние гипотенузы. В
истинно состязательном духе вопрос
может быть решен лишь тогда, когда
между уголовным преследователем
и стороной защиты на предварительном
следствии будет поставлен независимый
и беспристрастный судебный орган
- следственный судья. В этом смысле
прокурору и следственному органу
в перспективе следовало бы поменяться
местами. Прокурору, по нашему убеждению,
необходимо вернуться к естественной
для него роли руководителя уголовного
преследования, имея в своем полном
процессуальном подчинении органы дознания.
В то же время судебно-следственный
орган должен проводить - в основном
по требованию сторон обвинения и
защиты - следственные действия по легализации
в качестве судебных доказательств
собранных сторонами материалов
(например, подвергая перекрестному
допросу с участием сторон представленных
ими свидетелей и т.д.) К. Амирбеков
"Статус прокурора в координационной
деятельности" // "Законность" -
2005 - N 10 - С.7.. Он, кроме того, должен осуществлять
судебный контроль над процессом предъявления
обвинения, а также за применением мер
процессуального принуждения и соблюдением
органами уголовного преследования прав
граждан. Именно по такой либо близкой
модели организовано предварительное
расследование в процессуальных системах
Англии, США, Испании, Италии и до некоторой
степени Германии, Франции и др. Надзорная
функция прокурора конкретизируется в
его полномочиях.
4. Полномочия
прокурора
Полномочия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел:
1. Проверять исполнение требований
федерального закона при приеме,
регистрации и разрешении сообщений
о преступлениях (п.1 ч.2 ст.37).
2. Получать от органов предварительного
расследования уведомления о
возбуждении уголовного дела (ч.4
ст.146) и об отказе в возбуждении
уголовного дела (ч.4 ст.148).
3. Отменять постановление о возбуждении
уголовного дела, если он признает
постановление о возбуждении
уголовного дела незаконным или
необоснованным (ч.4ст.146). Прокурор при
осуществлении этого полномочия
вправе истребовать от органа
предварительного расследования
материалы доследственной проверки.
4. Продлевать срок проверки дознавателем
сообщения о преступлении до 30
суток при необходимости проведения
документальных проверок или
ревизий (ч.3 ст.144).
5. Давать дознавателю (но не следователю)
согласие на возбуждение уголовного дела,
которое в иных случаях относилось бы
к категории частного обвинения, т.е. если
преступление совершено в отношении лица,
которое в силу зависимого или беспомощного
состояния либо по иным причинам не может
защищать свои права и законные интересы
(ч.4 ст. 20, ч.4 ст.147, ч.3 ст.318).
Полномочия прокурора по обеспечению надлежащего субъекта предварительного расследования:
1. Определять подследственность уголовных
дел в случае возникновения вопроса или
спора о подследственности между органами
предварительного расследования (ч.3 ст.146,
ч.8 ст.151).
2. Передавать уголовное дело
от одного органа предварительного
расследования другому в соответствии
с правилами подследственности,
установленными ст.151 (п.12 ч.2 ст.37).
3. Разрешать отводы, заявленные
участниками процесса дознавателю,
а также его самоотводы (п.9 ч.2
ст.37).
4. Отстранять дознавателя от
дальнейшего производства расследования,
если им допущено нарушение
требований УПК (п.10 ч.2 ст.37).
5. Давать письменные указания
о передаче уголовных дел, обычно
подследственных органам дознания
(п.1 ч.3 ст.150), для производства предварительного
следствия (ч.4 ст.150).
6. Давать письменные указания
органам дознания о производстве
дознания по уголовным делам
об иных (помимо тех, что указанны
в п.1 ч.3 ст.150 в качестве обычной подследственности
для дознания) преступлениях небольшой
и средней тяжести (п.2 ч.3 ст.150), которые
иначе были бы подследственны следователю.
Прокурор не наделен правом, давать
следователю указания о передаче
дела дознавателю. Указания прокурора
следователю предусмотрены законом
только для трех случаев:
а) когда он требует от органов
дознания и следственных органов
устранения нарушений федерального
законодательства, допущенных в ходе
дознания или предварительного следствия
(п.3 ч.2 ст.37);
б) при возвращении прокурором уголовного
дела следователю для производства
дополнительного следствия с
целью устранения выявленных недостатков
проведенного расследования (п.2 ч.1 ст.221);
в) при разрешении прокурором спора
о подследственности (ч.8 ст.151).
Ни о нарушениях законодательства,
ни об устранении выявленных недостатков
здесь речи не идет; спор о подследственности
в данном случае также отсутствует, поскольку
имеется в виду лишь дискреционное полномочие
прокурора определять форму предварительного
расследования. Таким образом, реализовать
свое право перераспределять в пользу
органов дознания производство расследования
по уголовным делам об "иных преступлениях
небольшой и средней тяжести" прокурор
практически может (при отсутствии споров
о подследственности), если только дело
еще не находится в производстве следователя,
а именно:
1) при вынесении прокурором мотивированного
постановления о направлении
материалов в орган дознания
для решения вопроса об уголовном
преследовании по фактам выявленных
прокурором нарушений уголовного
законодательства (п.2 ч.2 ст.37);
2) по окончании производства
органом дознания неотложных
следственных действий по делам,
по которым производство предварительного
следствия в другом случае
являлось бы обязательным (ст.157).
Однако и это невозможно, когда
дознание должно производиться
следователями Следственного комитета
при прокуратуре РФ по уголовным
делам о преступлениях, предусмотренных
всей ч.3 ст.150, совершенных лицами,
указанными в подп. "б" и
"в" п.1 ч.2 ст.151 (п.7 ч.3 ст.151).
7. Изымать любое уголовное дело
у органа предварительного расследования
федерального органа исполнительной
власти (при федеральном органе
исполнительной власти) и передавать
его следователю Следственного
комитета при прокуратуре РФ
с обязательным указанием оснований
такой передачи (п.12 ч.2 ст.37).
Представляется, что с учетом перераспределения
полномочий по руководству предварительным
следствием в пользу руководителей
следственных подразделений основаниями
для такой передачи могут служить
лишь нарушения, подпадающие под
действие прокурорского надзора, предметом
которого является законность, но не целесообразность
действий следователя, как-то: грубые нарушения
следователем правовых норм; отказ
следователя от выполнения требований
прокурора об устранении нарушений
законодательства, допущенных в ходе
предварительного следствия, и т.п.
Таким образом, прокурор, в зависимости
от конкретной обстановки, может избирать
любой способ реагирования на нарушения
федерального закона - не только, как
отмечалось выше, обжаловать действия
следователя вышестоящему руководству
либо не утвердить обвинительное
заключение и дать следователю указания
о производстве дополнительного
расследования (ч.1 ст.221), но и изъять
уголовное дело у органа предварительного
расследования федерального органа
исполнительной власти и передать его
следователю Следственного комитета при
прокуратуре РФ.
Полномочия прокурора по надзору за законностью производства предварительного расследования:
1. Рассматривать жалобы на действия
дознавателя и следователя (ст.124).
2. Требовать от органов дознания
и следственных органов устранения
нарушений федерального законодательства,
допущенных в ходе дознания
или предварительного следствия
(п.3 ч.2 ст.37).
Это полномочие прокурора подкреплено
в УПК нормой о том, что законные
требования, поручения и запросы
прокурора обязательны для исполнения
всеми учреждениями, предприятиями,
организациями, должностными лицами и
гражданами (ч.4 ст.21).
Кроме того, прокурор может вызывать
должностных лиц органов дознания
и предварительного следствия, а
также граждан для объяснений
по поводу нарушений законов Приказ
Генерального прокурора РФ от 10.09.2007
№ 140 «Об организации прокурорского
надзора за исполнением законов
при приеме, регистрации и разрешении
сообщений о преступлениях в
органах дознания и предварительного
следствия» - п. 1.2 // Справочно-правовая
система КонсультантПлюс. Впрочем,
надо иметь в виду, что требования прокурора
(за исключением Генерального прокурора
РФ - ч.6 ст.37) об устранении нарушений законодательства
не являются строго обязательными для
следователя. Дело в том, что, будучи не
согласен с требованиями прокурора (т.е.
не считая их законными), следователь может
представить свои письменные возражения
на них руководителю своего следственного
органа (ч.3 ст.38). Именно этот руководитель
и решает, согласиться или не согласиться
с требованиями прокурора. Соглашаясь
с ними, он дает следователю письменные
указания об исполнении названных требований,
а в случае несогласия - информирует прокурора
об отказе от исполнения этих требований
(ч.4 ст.39). Реакцией прокурора на этот отказ
может быть обращение с требованием об
устранении нарушений к руководителям
вышестоящих следственных органов, вплоть
до Председателя Следственного комитета
при прокуратуре Российской Федерации
или руководителя следственного органа
федерального органа исполнительной власти
(например, Следственного комитета при
МВД России). В случае же, если и они не
соглашаются с требованиями прокурора,
он далее может обратиться за разрешением
спора лишь к Генеральному прокурору Российской
Федерации, решение которого является
окончательным.