Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Уголовно-исполнительному праву"
Все принципы уголовно-исполнительного права составляют единую систему, находятся в тесной взаимосвязи, во многом дополняют друг друга. Их реализация на практике должна носить комплексный характер.
В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются
гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза представляет собой юридический факт
(событие, действие, состояние), при наличии
которого уголовно-исполнительная норма
должна действовать. Гипотеза может быть
вынесена за пределы нормы и являться
общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 УИК РФ)
или содержаться в самой норме (ст. 51, 85,
96, 97 УИК РФ).Диспозиция содержит модель поведения субъектов
и участников правоотношений, определяет
их права и обязанности. Санкция нормы уголовно-исполнительного права
предусматривает определенные последствия
для субъекта, реализующего диспозицию.
Санкции могут быть как негативными (меры
взыскания), так и позитивными (меры поощрения).
Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного
права является то, что они, размещаясь
в отдельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 УИК
РФ), применяются за нарушения (добросовестное
выполнение) правил поведения, установленных
в различных статьях УИК РФ. Кроме того,
санкции, установленные в УИК РФ, применяются
только к одному субъекту – осужденным,
иные субъекты и участники правоотношений
несут ответственность в соответствии
с положениями других отраслей права (административного,
трудового, гражданского, уголовного).
Под нормой УИП понимается модель должного
поведения субъектов и участников правоотношений
(государственных органов, организаций,
общественных объединений, должностных
лиц, осужденных и отдельных граждан).
В ней устанавливаются правила, в соответствии
с предписаниями которых регулируются
общественные отношения, возникающие
по поводу и в процессе исполнения наказания
и применения к осужденным исправительного
воздействия. Норма — основной элемент
отрасли права.
I) Нормы УИП можно классифицировать на отдельные виды в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения:
1) Регулятивные — устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных прав и обязанностей они, в свою очередь, делятся на
а) обязывающие (устанавливают требование совершать определенные действия — требование соблюдать режим, например),
б) уполномочивающие (предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом — например, по желанию осужденного или адвоката свидания могут предоставляться наедине),
в) запрещающие (устанавливают требования воздержаться от определенных действий — например, вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки).
2) Поощрительные нормы — направлены на стимулирование одобряемого поведение, исправление осужденных (например, участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени исправления). Особенность в том, что они предоставляют право на поощрение только 1 субъекту — администрации учреждения или органа, исполняющего наказания; другой субъект — осужденный — не может требовать соответствующего поощрения.
3) Охранительные нормы — призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, обеспечивают реализацию иных норм УИП (например, нормы устанавливающие меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы и др.).
Другая классификация:
1) материальные нормы (устанавливают содержание правила поведения),
2) процессуальные (процедурные)
нормы (регулируют условия и
порядок его реализации. + выделяют
также бланкетные (например, оперативно-розыскная
деятельность осуществляется в
соответствии с законодательств
Действие в пространстве.
Согласно ч. 1 статьи 6 УИК РФ уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории страны. Тем самым никаких исключений ни для одного субъекта Российской Федерации не предусматривается, в том числе для тех, на территории которых исповедуется ислам и культивируются законы Шариата. Нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами Российской Федерации и противоречащие УИК РФ, не могут иметь юридической силы и подлежат отмене. Согласно Конституции РФ исключительная компетенция принятия законодательства уголовно - исполнительного профиля принадлежит Российской Федерации.
Наказание исполняется по месту вынесения приговора. В том случае если преступление совершено иностранцем в чужой стране возможна передача для исполнения наказания в отечественное государство (институт передачи осужденных) при условии:
- передача осуществляется на основе переговоров-соглашений и принципа взаимности -передача осуществляется на основе ходатайства осужденного или его представителей или просьбе одного из государств а лице Министерства Юстиции или Генеральной Прокуратуры
- передача должна основываться на взаимном уважении суверенитета,
- она может иметь место только, если осужденный является гражданином государства исполнения приговора (это тоже отличает данный институт от выдачи преступников, так, как выдан, может быть, преступник с любой гражданской принадлежностью),
- передаются только осужденные, не отбывшие наказание,
- должен остаться отбыть не менее 6 мес.,
- осужденный или его
законный представитель должен
выразить согласие (это также
отличие от выдачи
– деяние должно быть преступным по законодательству обеих сторон, что подтверждается письменным предоставлением закона.
Государство вынесения приговора д. представить государству исполнения следующие документы: копию приговора и документ по вступлению его в силу, текст статьи закона на основании, которого лицо осуждено, документ об отбытой части наказания, документ о согласии на передачу, документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено, документ, подтверждающий гражданство, материалы, касающиеся гражданского иска, и м.г. другие. Далее либо человек начинает отбывать тот срок, который определен в приговоре, за исключением уже отбытой части наказания, либо сначала производят преобразование наказания (например, если в стране назначения наказания назначили 5 лет, а в стране исполнения максимальное наказание за данное преступление – 4 года. Может быть несовпадение преступление, например, в России нет телесных наказаний, тогда применяется наиболее похожее наказание. То же самое относится и к дополнительному наказанию. Если у нас такого дополнительного наказания нет, то оно не исполняется). Но некоторые страны исполняют наказания в полном объеме без преобразования. При прекращении исполнения приговора для переданного наступают те же условия, что и для остальных граждан – сроки судимости, условно-досрочное освобождение, возможность помилования и амнистия (причем, он подлежит акту амнистии как в стране назначения приговора, так и в стране отбывания наказания).
Действие во времени
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ датой принятия Федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции (а не день подписания его Президентом РФ, как полагают некоторые). Согласно ст. 6 данного Закона федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официальной публикации, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Как известно, УИК РФ был принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г., а в действие вступил с 1 июля 1997 г. В отличие от уголовного законодательства УИК РФ исходит из принципа, что исполнение наказаний, применение средств исправления осужденных и помощь освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. Следовательно, если порядок и условия отбывания наказания ужесточаются во время его исполнения, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая такое ужесточение.
Действие по кругу лиц.
Правила отбывания наказания осужденными военнослужащими – процесс отбывания наказания совмещен с дальнейшим прохождением военной службы. Если военнослужащий осужден наказанию в виде лишения свободы, то он увольняется с работы и отбывает наказание на общих основаниях. Если военнослужащий лишен воинского звания, то он автоматически лишается этого наказания и увольняется с военной службы, а основное наказание исполняется на общих основаниях. Штраф и другие наказания исполняются на общих основаниях.
Контроль за исполнением
уголовных наказаний и иных уголовно-правовых
мер – это процесс установления
соответствия деятельности органов
и учреждений, исполняющих уголовные
наказания, задачам уголовно-
Проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства заключается в:
• наблюдении за осуществлением их функциональной деятельности;
• получении объективной и достоверной информации о состоянии законности при исполнении наказаний;
• принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности;
• выявлении и устранении причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений;
• принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности. Надзорная деятельность состоит в том, что:
• включает в себя два вида надзора: прокурорский и административный, причем приоритетом является надзорная деятельность органов прокуратуры;
• органы надзора осуществляют свои функции в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;
• органы, осуществляющие административно-надзорную деятельность, обеспечивают проверку соблюдения специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах, подзаконных нормативных актах и международных документах на поднадзорных им объектах;
• в процессе административного надзора применяются меры административного воздействия к нарушителям.
Виды контроля. По объему обследования выделяют общий и специальный контроль. По стадиям проведения – предварительный, текущий и последующий. По субъекту контроля и характеру их полномочий – международный, контроль Президента РФ органов законодательной власти, органов исполнительной власти (в том числе и ведомственный), органов судебной власти, органов местного самоуправления, общественный контроль. По целям контроль классифицируют на комплексный (по всем или нескольким направлениям) и выборочный (по одному направлению или частным вопросам).
Формы контроля: проверка, инспектирование, ревизия, запрос по конкретному вопросу или направлению деятельности, подготовка отчетов органами и учреждениями УИС, посещение учреждений УИС. обжалование незаконных действий администрации учреждений и органов УИС, личный прием лиц, находящихся под стражей, осужденных и сотрудников учреждений и органов УИС представителями субъектов контроля.
Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним из основных средств исправления осужденных.
Воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.
задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.
Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).
Нравственное воспитание осужденных предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.
Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.
Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.
Информация о работе Шпаргалка по "Уголовно-исполнительному праву"