Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:05, контрольная работа
Основной задачей является раскрыть сущность понятий государственного
управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм
функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой
государственной власти и рассмотреть взаимосвязь и соотношение
государственного управления и исполнительной власти.
Введение ...........................3-4
1. Общая характеристика исполнительной власти.
1.1 Принцип разделения властей..................5-8
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти......9-11
1.3 Механизм исполнительной власти.................12-15
2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном
уровне в Российской Федерации.
2.1 Правительство Российской Федерации............16-21
2.2 Формирование и полномочия Правительства
Российской Федерации....................22-24
2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти............................25-27
3. Организация и деятельность органов исполнительной власти субъектов федерации.
3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации........28-30
Заключение..........................31-32
Список используемой литературы.
методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих
законах, положениях и других нормативных актах
[1].
Существует различные
власти. С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной
власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот
признак обусловлен федеральным устройством
и административно-
делением Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов
Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е.
части территории Российской Федерации.
Существуют также
охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа
и т.п.).
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают:
Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная
комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный
надзор России; управление делами Президента.
По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются
на:
а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной
территории всеми или
деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов
Федерации);
б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными
отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное
подразделение администрации);
в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами
управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет,
федеральная комиссия, федеральный надзор).
Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки
органов отраслевой и межотраслевой компетенции.
Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти является
порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют:
а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на
коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав
(Правительство,
б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их
руководителями (министерство, администрация субъекта федерации).
Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с
учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность
руководства и повышение персональной ответственности руководителей за
результаты работы органа исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам:
по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам
финансирования (видам бюджета) и др.
Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается
вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения
компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным
устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство,
федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов федерации.
Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов
исполнительной власти как субъектов административных правоотношений.
1.3 Механизм исполнительной власти
В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал
употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной
власти был осуществлен
Для исполнительной власти характерны следующие признаки
[2]:
1. Исполнительная власть
представляет собой
ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно
взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей
нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой
ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене
одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению
законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.
2. Исполнительная власть
самостоятельна только к
компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов
в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть
государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится
на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную
власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой
государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством
фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как
государственно-правового
ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и
региональных органов
3. Отличительным признаком
исполнительной власти
реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической
государственной функции правоприменительного (правоисполнительного)
характера.
4. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных
субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных
требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть
представлена в государственно-
. Федеральные органы
субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской
Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные
конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики
исполнительной власти.
5. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации
организуется и осуществляется на началах федерализма. Это
означает, что конституционным
или законодательным путем
разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными
органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом
принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов
ведения и полномочий[3].
6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной
властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная
власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного,
т.е. административного принуждения[
Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения
целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.
7. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном
распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты
государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и
иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней
безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.
Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г. принципиально
отличается от положений, содержащихся
в ранее действовавшей
1978 г. Суть введенных изменений заключается в том, что Президент в настоящее
время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и
высшим должностным лицом[5]. По идее, как
это сделано, например, во Франции, в этом случае Правительство и все
другие органы исполнительной власти должны обладать большой степенью
самостоятельности в осуществлении государственно-управленческой деятельности,
независимости от Президента[6]. Однако
особенность Российской Федерации заключается в том, что, формально закрепляя
самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет
такие полномочия Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность
деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы
исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о
самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей
условности.
Органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на[7]:
Ø федеральные
Ø субъектов Федерации
Ø территориальные
Ø межтерриториальные
Система федеральных органов
РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и
Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств,
государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств,
федеральных надзоров России[8].
Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет
совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а
также организационный механизм ее реализации.
Постоянно
действующим организационным
являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы
общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации,
администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы непостоянны,
видоизменяемы (например, министерства, государственные комитеты и пр.). Они
могут в ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе
бывших
министерств государственных
органами), хотя из механизма государственного управления они не «изымаются». В
таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода
структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев,
а также должностных лиц. Все это — «рабочий механизм» исполнительной власти,
служащий целям лучшей ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной
власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также
отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья
государственно-
совокупности составляют систему субъектов государственного управления
[9].
2.1 Правительство Российской
Новая Конституция, сохраняя известную
преемственность в
регламентации деятельности Правительства, весьма существенно изменила его
статус и место в системе федеральных органов власти.
Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации
наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации,
что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство
осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих
положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя
слово "высший" применительно к федеральным органам в новой Конституции не
употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение.
Дело в том, что в ряде статей
Конституции и текущем
применяется обобщающий термин "федеральные органы исполнительной власти", без
расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они
подчиняются.
Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы
федеральных органов исполнительной власти. Конституция повышает статус
Правительства, закрепляет его самостоятельность. В отличие от прежней
Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной
властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства
федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных
депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституция исходит
из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и
подчиненности не предусматривает.
В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы
федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей,
ответственность Правительства за проведение социально - экономических
преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в
отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской
Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и
субъектов, входящих в ее состав (ст. 72 Конституции РФ). Важно отметить, что
Основной Закон России создает реальные предпосылки к тому, чтобы
Правительство стало действительно способным реализовать намеченные им