Следственные действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Основной задачей является раскрыть сущность понятий государственного
управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм
функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой
государственной власти и рассмотреть взаимосвязь и соотношение
государственного управления и исполнительной власти.

Содержание работы

Введение ...........................3-4
1. Общая характеристика исполнительной власти.
1.1 Принцип разделения властей..................5-8
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти......9-11
1.3 Механизм исполнительной власти.................12-15
2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном
уровне в Российской Федерации.
2.1 Правительство Российской Федерации............16-21
2.2 Формирование и полномочия Правительства
Российской Федерации....................22-24
2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти............................25-27
3. Организация и деятельность органов исполнительной власти субъектов федерации.
3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации........28-30
Заключение..........................31-32
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 3.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих

законах, положениях и других нормативных  актах

[1].

Существует различные основания  для классификации органов исполнительной

власти. С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной

власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот

признак обусловлен федеральным устройством  и административно-территориальным

делением Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов

Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е.

части территории Российской Федерации.

Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может

охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные  округа

и т.п.).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают:

Правительство РФ; министерство РФ; государственный  комитет РФ; федеральная

комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный

надзор России; управление делами Президента.

По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются

на:

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной

территории всеми или подавляющим  большинством отраслей управления и  сфер

деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов

Федерации);

б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство  отдельными

отраслями управления или сферами  деятельности (министерство, структурное

подразделение администрации);

в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами

управления, имеющими межотраслевое  значение (государственный комитет,

федеральная комиссия, федеральный  надзор).

Существуют также и органы смешанной  компетенции, т.е. сочетающие признаки

органов отраслевой и межотраслевой  компетенции.

Следующим основанием для классификации  органов исполнительной власти является

порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют:

а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на

коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав

(Правительство, государственный  комитет, федеральная комиссия);

б) единоначальные органы, в которых  основные вопросы решаются их

руководителями (министерство, администрация  субъекта федерации).

Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с

учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность

руководства и повышение персональной ответственности руководителей  за

результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам:

по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам

финансирования (видам бюджета) и  др.

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается

вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения

компетенции между ними. Структура этой системы  обусловлена федеративным

устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство,

федеральные министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти,

органы  исполнительной власти субъектов федерации.

Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов

исполнительной  власти как субъектов административных правоотношений.

                    1.3 Механизм исполнительной власти                   

В связи  с тем, что вместо термина «государственного  управления» стал

употребляться термин «исполнительная власть», в  механизме государственной

власти был осуществлен переход  от «разделения труда» к «разделению  властей».

Для исполнительной власти характерны следующие признаки

[2]:

1.     Исполнительная власть  представляет собой относительно  самостоятельную

ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно

взаимодействующую с законодательной  и судебной ее ветвями. Разделение властей

нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости  каждой

ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене

одной ветви власти другой, как  это было в начале 90-х годов, к  вторжению

законодательной власти  в сферу исполнительной власти и наоборот.

2.     Исполнительная власть  самостоятельна только к функционально-

компетенционном смысле. Ее функции  связаны с практической реализацией  законов

в общегосударственном масштабе, для  чего используется определенная часть

государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится

на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную

власть можно характеризовать  в качестве подсистемы в рамках системы  единой

государственной власти или же ее механизма. Действующим законо­дательством

фиксируются функции и компетенция  не самой исполнительной власти, как

государственно-правового института, а  субъектов, реализующих ее на том  или

ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и

региональных органов исполнительной власти).

3.     Отличительным признаком  исполнительной власти является  то, что власть

реализуется в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической

государственной функции правоприменительного (правоисполнительного)

характера.

4.     Исполнительная власть  олицетворяется в деятельности  специальных

субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных

требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть

представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти

. Федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти

субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в  Российской

Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные

конституционные границы, необходимые  для понимания субъектной характеристики

исполнительной власти.

5.     Исполнительная власть  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации

организуется и осуществляется на началах федерализма. Это

означает, что конституционным  или законодательным путем проводится

разграничение предметов ведения  и полномочий между федеральными исполнительными

органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом

принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении  предметов

ведения и полномочий[3].

6.     Исполнительная власть  не может отождествляться с  административной

властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная

власть, как правило, связывается  с реализацией полномочий внесудебного,

т.е. административного принуждения[4].

Однако, административное принуждение  является лишь одним из средств достижения

целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.

7.     Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном

распоряжении ее субъектов находятся  все наиболее существенные атрибуты

государственной власти: финансы; важнейшие  средства коммуникации; армия и

иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней

безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ  1993 г. принципиально

отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции  РСФСР

1978 г. Суть введенных изменений заключается в том, что Президент в настоящее

время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и

высшим должностным лицом[5].  По идее, как

это сделано, например, во Франции, в  этом случае Правительство и все

другие органы исполнительной власти должны обладать большой степенью

самостоятельности в осуществлении  государственно-управленческой деятельности,

независимости от Президента[6]. Однако

особенность Российской Федерации  заключается в том, что,  формально  закрепляя

самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет

такие полномочия Президенту, которые  позволяют определять содержание и  сущность

деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные  органы

исполнительной власти непосредственно  подчинены Президенту. Поэтому о

самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой  долей

условности.

Органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на[7]:

Ø   федеральные

Ø   субъектов Федерации

Ø   территориальные

Ø   межтерриториальные

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента

РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных  органов исполнительной власти»  и

Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов

исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств,

государственных комитетов РФ, федеральных  служб России, российских агентств,

федеральных надзоров России[8].

Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет

совокупность  государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а

также организационный  механизм ее реализации.

Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной власти

являются  находящиеся на различном иерархическом  уровне исполнительные органы

общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации,

администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы непостоянны,

видоизменяемы (например, министерства, государственные  комитеты и пр.). Они

могут в  ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе

бывших  министерств государственных концернов, не являющихся государственными

органами), хотя из механизма государственного управления они не «изымаются». В

таком же аспекте  можно квалифицировать роль, например, различного рода

структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев,

а также  должностных лиц. Все это —  «рабочий механизм» исполнительной власти,

служащий  целям лучшей ее организации и  функционирования. Аппарат исполнительной

власти  помимо органов общей компетенции  включает в свой состав также

отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные  и иные звенья

государственно-управленческого  механизма. Но одновременно все эти  звенья в

совокупности составляют систему  субъектов государственного управления

[9].

                  2.1 Правительство Российской Федерации                 

Новая Конституция, сохраняя известную  преемственность в законодательной

регламентации деятельности Правительства, весьма существенно изменила его

статус и место в системе  федеральных органов власти.

Правительство осуществляет государственную  власть в Российской Федерации

наряду с Президентом, Федеральным  Собранием и судами Российской Федерации,

что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство

осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих

положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя

слово "высший" применительно  к федеральным органам в новой Конституции не

употребляется, но для организации  власти это имеет практическое значение.

Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве

применяется обобщающий термин "федеральные  органы исполнительной власти", без

расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они

подчиняются.

Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы

федеральных органов исполнительной власти. Конституция повышает статус

Правительства, закрепляет его самостоятельность. В отличие от прежней

Конституции, которая возлагала  непосредственное руководство исполнительной

властью на Президента, а также  предусматривала подотчетность  Правительства

федеральным представительным и законодательным  органам (Съезду народных

депутатов и Верховному Совету) и  Президенту, действующая Конституция  исходит

из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и

подчиненности не предусматривает.

В современном облике Правительства  более последовательно выражены прерогативы

федеральной исполнительной власти с  учетом принципа разделения властей,

ответственность Правительства за проведение социально - экономических

преобразований в стране, осуществление  единой государственной политики в

отраслях и сферах народного  хозяйства, отнесенных к ведению Российской

Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и  совместному ведению Федерации  и

субъектов, входящих в ее состав (ст. 72 Конституции РФ). Важно отметить, что

Основной Закон России создает  реальные предпосылки к тому, чтобы

Правительство стало действительно способным реализовать намеченные им

Информация о работе Следственные действия