Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:05, контрольная работа
Основной задачей является раскрыть сущность понятий государственного
управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм
функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой
государственной власти и рассмотреть взаимосвязь и соотношение
государственного управления и исполнительной власти.
Введение ...........................3-4
1. Общая характеристика исполнительной власти.
1.1 Принцип разделения властей..................5-8
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти......9-11
1.3 Механизм исполнительной власти.................12-15
2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном
уровне в Российской Федерации.
2.1 Правительство Российской Федерации............16-21
2.2 Формирование и полномочия Правительства
Российской Федерации....................22-24
2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти............................25-27
3. Организация и деятельность органов исполнительной власти субъектов федерации.
3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации........28-30
Заключение..........................31-32
Список используемой литературы.
политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального
обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране
собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации
(Статья 114 Конституции РФ).
Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции РФ, не
является исчерпывающим. Конституцией, федеральными законами, указами
Президента Правительство
могут быть названы право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ),
полномочия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, Законами
"О таможенном тарифе", "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности". В последнем Законе содержится прямая отсылка к п. "ж" ч. 1 ст.
114 Конституции РФ, на основании которого Правительство осуществляет иные
помимо перечисленных в Законе полномочия, возложенные на него Конституцией,
федеральными законами, указами Президента, в области государственного
управления внешнеторговой деятельностью. В целом полномочия Правительства
раскрывают значение исполнительной власти в осуществлении функций Российского
государства, в укреплении демократии, защите конституционных ценностей.
2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
Современная система и структура федеральных органов исполнительной власти
определена рядом указов Президента: от 14 августа 1996 г. «О системе
федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов
исполнительной власти», от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры
федеральных органов исполнительной власти» и др.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме
Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы
исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в
разное время включал
федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие
органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной
власти. В настоящее время систему
федеральных органов
составляют: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные
комиссии РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные
надзоры России.
Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы
исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет
центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах
определенной компетенции по предметной области государственного управления,
которая входит в его ведение.
Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996
г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий
государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере
деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными
законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти.» Хотя традиционно министерство является
органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются
межотраслевыми и
управления по определенной сфере функционального характера.
Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных
министров, кроме того, оно вправе отменять и приостанавливать действие актов
министерств.
Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для
выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения,
принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной
власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного
комитета.
Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы
исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую
координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное
регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет
председатель государственного комитета Российской Федерации.
Федеральные комиссии – это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ.
Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не
существует определенного
комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по
недвижимому имуществу и оценке недвижимости.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы,
как федеральные службы, надзоры и агентства. Это органы исполнительной
власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные,
разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.
К федеральным органам
правительственные комиссии и советы.
Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти.
Комиссии создаются и
Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных
структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное
назначение, некоторые выполняют
аналитические и
Существуют и комиссии Правительства РФ наделенные полномочиями госоргана и
принимающие обязательные для других органов решения.
Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что
происходит девальвация полномочий министерств и государственных комитетов. По
сути, образование комиссии говорит об изъятии функций от ведомства и
переложении их на временно действующий орган. Кроме того, сколь бы
представительной ни была комиссия, ее решения не могут быть приравнены к акту
органа исполнительной власти Российской Федерации, хотя есть случаи, когда
комиссия квалифицируется именно как «орган правительства».
Говоря
о структуре федеральных
упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может
создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных
лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных
органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов
в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке
создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств
Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью
системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих
федеральных органов исполнительной власти.
3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации
Что касается органов исполнительной власти субъектов Фед