Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:05, контрольная работа
Основной задачей является раскрыть сущность понятий государственного
управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм
функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой
государственной власти и рассмотреть взаимосвязь и соотношение
государственного управления и исполнительной власти.
Введение ...........................3-4
1. Общая характеристика исполнительной власти.
1.1 Принцип разделения властей..................5-8
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти......9-11
1.3 Механизм исполнительной власти.................12-15
2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном
уровне в Российской Федерации.
2.1 Правительство Российской Федерации............16-21
2.2 Формирование и полномочия Правительства
Российской Федерации....................22-24
2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти............................25-27
3. Организация и деятельность органов исполнительной власти субъектов федерации.
3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации........28-30
Заключение..........................31-32
Список используемой литературы.
программы по стабилизации экономики
и нести всю полноту
свои решения и действия.
От других федеральных органов Правительство отличается, прежде всего,
предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как
Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны.
Достаточно сказать, что, согласно ст. 114 Конституции, Правительство
разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении,
осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение
единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку
культуры, науки, образования и здравоохранения.
Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения
федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами
исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению
допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства,
предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его
решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных
законов и указов Президента.
Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и
распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также
используя право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) путем
разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих
необходимую правовую базу. Активное
участие Правительства в законо
процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим
расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность
Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную
экономическую программу.
На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу
министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом
отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих
органов тесно связаны. Большинство центральных органов управления, входящих в
систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении
Правительства и ему подчиняются.
От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и
подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы
социально - экономических преобразований и наше движение вперед.
Исключив верховенство одной власти над другой, Конституция кардинально
изменила взаимоотношения
также сам механизм контроля и подотчетности Правительства. Закрепив
самостоятельность каждой из ветвей власти, Конституция вывела Правительство
из своеобразного двойного подчинения. В то же время конституционный выбор,
сделанный в ходе референдума 12 декабря 1993 г. в пользу сильных прерогатив
Президента в государственном руководстве, не оставляет исполнительную власть
бесконтрольной в ее самостоятельности.
Многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности
Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя
Президент не глава исполнительной власти, он сохраняет мощные рычаги
воздействия на Правительство путем персональных назначений членов
Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере
исполнительной власти.
В организации федеральной исполнительной власти пока отсутствует четкое
"разделение труда" между Президентом и Правительством. Правовое положение
Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4 Конституции РФ.
Согласно Конституции
обеспечивает согласованное
ветвей государственной власти, принимает меры по охране суверенитета страны,
ее независимости и
свобод человека и гражданина.
Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он
обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-
распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное
подчинение некоторых
Правительство, путем назначения на должности или освобождение от должностей,
через издание нормативных или распорядительных актов) форме.
Основная задача, возложенная Конституцией РФ на Президента заключается в
обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение
Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, он является главой
государства, т.е. первым среди государственных должностных лиц, и обладает
рядом особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к
федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических
представителей РФ в иностранных государствах, обладает правом помилования и
т.д.
В то же время проведение мер по обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, реализации внешней политики Конституция возлагает на
Правительство (ст. 114 Конституции РФ). Ряд министерств и ведомств,
выполняющих упомянутые функции, находятся одновременно в ведении Президента и
Правительства. Институт двойного подчинения отдельных органов управления, как
показала практика, не всегда эффективен. Подобные ведомства обычно
ориентируются в своей деятельности на более сильного "хозяина", а другой
выполняет, как правило, минимальные функции по руководству таким
подведомственным органом.
Конституционные статус и полномочия Правительства, естественно, не охватывают
всех сторон его деятельности, нуждающихся
в законодательном
Поэтому Конституция предусматривает принятие федерального конституционного
закона о Правительстве. В этом законе будут более подробно определены
правовые основы и организация его деятельности, порядок формирования и состав
Правительства, отношения с Президентом, палатами Федерального Собрания,
органами исполнительной власти субъектов Федерации. Нуждаются в законодательном
закреплении формы и способы
взаимного делегирования
исполнительной власти (ст. 78 Конституции РФ). В федеративном государстве этот
путь открывает широкие перспективы для достижения оптимального сочетания
децентрализации управления с сохранением за Центром стратегических
общегосударственных приоритетов и контроля за проведением реформы.
Конституционное положение об осуществлении Правительством Российской
Федерации исполнительной власти Российской Федерации имеет ключевое значение
для определения статуса
взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.
Суть упомянутой конституционной формулы состоит, во-первых, в том, что
Правительство осуществляет - наряду с Президентом, парламентом и судами
Федерации - государственную власть на основе принципа разделения ее на
законодательную, исполнительную и судебную.
Во-вторых, Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти в
Российской Федерации. Речь идет о системе, образуемой федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в
пределах ее ведения, а также полномочий по предмет
В-третьих, федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении
Правительства, за исключением случаев
обеспечения конституционных
Президента Российской Федерации либо подведомственности Президенту в
соответствии с
Осуществление полномочий федеральной государственной власти обеспечивается в
соответствии с Конституцией Президентом и Правительством на всей территории
страны. Издаваемые Правительством постановления и распоряжения обязательны к
исполнению в Российской Федерации.
Состав Правительства зависит от структуры федеральных органов исполнительной
власти, т.е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами
деятельности исполнительной власти в соответствующий период.
Правительство Российской Федерации возглавляет Председатель Правительства. В
состав Правительства входят также заместители Председателя Правительства,
федеральные министры. Кандидатуры на эти должности предлагаются Президенту
Российской Федерации
Президентом может быть введена должность федерального министра, не
являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что
руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно
заместителем Председателя Правительства.
В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум.
Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей,
федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны,
внутренних дел, федерального министра - Руководителя Аппарата Правительства.
2.2 Формирование и полномочия Правительства РФ
Конституция обеспечивает Правительству Российской Федерации большую
самостоятельность в осуществлении своих полномочий при формировании системы
центральных органов федеральной исполнительной власти и состава Правительства
Российской Федерации. Инициатива при решении этого вопроса должна исходить от
главы Правительства.
Председатель Правительства не позднее недельного срока после его назначения
представляет Президенту предложения
о структуре федеральных
исполнительной власти, что имеет прямое отношение к последующему формированию
состава Правительства.
Под структурой федеральных органов исполнительной власти в ст. 112
Конституции РФ понимается перечень
центральных органов
исполнительной власти (центральных органов управления), подведомственных
Правительству Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 112 Конституции РФ устанавливается также порядок формирования
персонального состава Правительства Российской Федерации. Председатель
Правительства Российской Федерации
назначается Президентом
с согласия Государственной Думы.[10]
Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и согласования с
Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства связано с более
сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма серьезными
последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения кандидатур на
этот пост. Далее Президент Российской Федерации назначает на должность и
освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных
министров. Этот порядок назначения на должность предопределяет и порядок
образования состава Правительства Российской Федерации. Указанные полномочия
Президент осуществляет на основании предложений Председателя Правительства,
который подбирает кандидатов в члены Правительства, отстаивает перед
Президентом свою точку зрения на их деловые качества. Таким образом,
юридическая сторона этой проблемы заключается в обязательных действиях с обеих
сторон. Глава Правительства вносит предложения Президенту по составу
Правительства, т.е. формирует Правительство, а Президент назначает на должность
и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства.
При обсуждении кандидатур Президент не может не считаться с мнением главы
Правительства о лицах, которых предполагается ввести в состав Правительства,
однако последнее слово
назначении на должность. Строго формально для любого назначения требуется
обязательное предложение
Назначение на должность заместителей Председателя и других членов
Правительства - акт большой политической ответственности, поскольку на них
возлагаются важнейшие функции исполнительной власти.
Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в
случае невозможности
или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение
Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку
Правительства.
Конституция РФ определяет круг полномочий Правительства Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и
обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об
исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,
кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной