Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:32, контрольная работа
Главной целью данной контрольной работы является определение наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления необходимых для того что бы возбудить уголовное дело.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела………...4 - 7
2. Система поводов возбуждения уголовного дела……………………………8
2.1 Заявление о преступлении……………………………………………...8 - 12
2.2 Заявление о явке с повинной………………………………………….12 - 14
2.3 Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников………………………………………………...............14 - 17
3. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения заявлений
и сообщений о преступлениях. ………………………………………………..18
3.1 Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях………………..18 - 19
3.2 Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщений
о преступлении……………………………………………………………..19 - 25
Заключение………………………………………………………………….26 - 28
Библиографический список………………………………………………..29 - 30
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела………...4 - 7
2. Система поводов возбуждения уголовного дела……………………………8
2.1 Заявление о преступлении…………………………………………….
2.2 Заявление о явке с повинной………………………………………….12 - 14
2.3 Сообщение о совершенном или готовящемся
преступлении, полученном из иных источников………………………………………………..
3. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения заявлений
и сообщений о преступлениях. ………………………………………………..18
3.1 Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях………………..18 - 19
3.2 Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщений
о преступлении………………………………………
Введение
Возбуждение уголовного дела - этап, без которого невозможно провести ни одно расследование. Именно возбуждение уголовного дела является базой всего уголовного судопроизводства. И для того чтобы обоснованно принять решение о начале производства по уголовному делу, необходимо наличие законного повода и достаточного основания.
По своей сути повод - это предусмотренная законом процессуальная предпосылка, обусловливающая начало уголовно-процессуальной деятельности.
Главной целью данной контрольной работы является определение наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления необходимых для того что бы возбудить уголовное дело. Своевременное и законное разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела надежно обеспечивает защиту интересов российского государства, прав и законных интересов граждан и юридических лиц от преступных посягательств, также обеспечивается необходимое реагирование органов власти на каждый преступный факт. В деятельности прокурорских, судебных работников разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела занимает важное место. От того, насколько правильно и умело разрешаются задачи, стоящие на данном этапе, в значительной мере зависит успех в раскрытии, предотвращении и пресечении преступлений, в выполнении задач уголовного судопроизводства. Законный повод, обеспечивает законность и обоснованность возбуждения уголовного дела и только лишь его наличие обуславливает производство по уголовному делу. Но хотелось бы отметить, что несовершенство уголовно-процессуального законодательства позволяет правоприменителю трактовать закон субъективно, что порождает казусы на практике. Поэтому в поводах к возбуждению уголовного дела, существует много вопросов.
1. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела
Возбуждение уголовного дела представляет собой первую стадию уголовного судопроизводства, на которой уполномоченные государством органы и должностные лица проверяют наличие основания и повода для возбуждения уголовного дела, при этом обеспечивают права и законные интересы личности, общества и государств и, принимают одно из решений, предусмотренных уголовно-процессуальным законом1.
Характеристика стадии возбуждения уголовного дела:
1. Возбуждение уголовного дела – начальная стадия уголовного судопроизводства. На данном этапе досудебного производства уполномоченные органы проверяют наличие поводов и основания для возбуждения уголовного дела и в зависимости от результатов проверки принимают соответствующее решение.
2. Правом возбуждения уголовного дела при наличии поводов и оснований обладают:
− орган дознания с согласия прокурора;
− дознаватель с согласия прокурора;
− следователь;
− руководитель следственного органа.
Кроме этого таким правом обладают и некоторые должностные лица.
Такими должностными лицами являются:
− капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
− руководители геолого-разведывательных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания;
− главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.
Положение данных должностных лиц является особенным.
С одной стороны, они не являются органами дознания, но с другой стороны, имеют право, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовные дела, совершаемые на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. При этом должностные лица в случае вынесения постановления о возбуждении уголовного дела обязаны получить согласие прокурора.
3. На стадии возбуждения уголовного дела решаются следующие задачи:
− установление наличия или отсутствия повода и основания для уголовного судопроизводства по индивидуальному факту;
− в максимально возможный короткий срок реагирование на факт совершения преступления с целью его дальнейшего раскрытия, всестороннего и объективного расследования;
− не допускать возбуждения уголовных дел по фактам, не содержащим признаков преступления;
− принятие законного и обоснованного решения по сообщению о преступлении;
− определение органа или должностного лица, полномочных осуществлять предварительное расследование по уголовному делу;
− определение первичной уголовно-правовой квалификации преступления и предмета доказывания по делу;
− принятие мер по прекращению преступной деятельности;
– обеспечение прав и законных интересов заявителей о преступлении, лиц, пострадавших от преступления, а также тех, кто определен, как причастный к совершению преступления.
4. Стадия возбуждения уголовного дела включает следующие этапы:
− принятие (получение) заявления о преступлении или обнаружение государственным органом или должностным лицом данных о преступлении и их надлежащее процессуальное оформление;
− анализ полученной информации и при необходимости ее проверка допустимыми законом средствами;
− принятие законного и обоснованного решения по заявлению или иному сообщению о преступлении и его процессуальное оформление;
− определение органа или должностного лица, полномочного вести дальнейшее судопроизводство;
− извещение заинтересованных лиц о принятом решении по заявлению (сообщению) о преступлении.
5. Только с момента, когда уголовное дело возбуждено, возможно, производство каких-либо процессуальных (следственных) действий. В качестве исключения, до возбуждения уголовного дела, возможно производство таких следственных действий, как осмотр места происшествия, освидетельствование и осмотр трупа. Производство этих процессуальных (следственных) действий возможно только при условии закрепления следов преступления и установления лица его совершившего.
6. Процессуальным документом, свидетельствующим о возбуждение уголовного дела, является постановление о возбуждении уголовного дела, которое выносится органом дознания, дознавателем, следователем, капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведывательных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Данное постановление в обязательном порядке должно быть согласовано с прокурором.
Таким образом, сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия или отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дела. Применение мер процессуального принуждения и производство следственных действий могут проводиться только тогда, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела выступает одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц (физических и юридических). Своевременное возбуждение уголовного дела, тем более "по горячим следам", способствует успешному расследованию преступления. И напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и дать возможность преступнику скрыться и т.п., что серьезно затруднит расследование либо вовсе обречет его на неудачу.
2. Система поводов возбуждения уголовного дела
Для обеспечения
законности и обоснованности возбуждения
уголовного дела в законе установлены
определенные условия. Процессуальными
условиями для возбуждения
Поводы к возбуждению уголовного дела - это источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа в пределах, установленных УПК, рассмотреть их и решить вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления2.
Различают следующие поводы для возбуждения уголовного дела:
− заявление о преступлении;
− явка с повинной;
− сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
2.1 Заявление о преступлении
Заявление о преступлении предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 140 и ст. 141 УПК. Как повод к возбуждению уголовного дела оно представляет устное или письменное официальное сообщение заявителя о факте преступления.
Характеристика заявления о преступлении как повода для возбуждения уголовного дела:
1. Заявление о преступлении может выноситься в письменной или устной форме.
В случае вынесения заявления о преступлении в письменной форме, оно должно быть подписано заявителем. В том случае, если заявление не будет подписано, то оно может считаться анонимным, и, следовательно, не будет служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Устное заявление фиксируется в специально предназначенном для этого протоколе принятия устного заявления (приложение 2 к ст. 476 УПК) или в протоколе следственного действия (судебного заседания). Обязанность принять и зафиксировать устное заявление о преступлении вне зависимости от подследственности или подсудности возложена на органы и должностных лиц, которые уполномочены возбуждать уголовные дела, а также на суд во время судебного заседания. В протоколе указываются данные о заявителе и о документах, удостоверяющих его личность. В данном протоколе должны содержаться сведения о заявителе, о его документах, которые удостоверяют его личность. Нередко устное сообщение о преступлении делается в ходе соответствующего процессуального действия. В таких случаях оно также должно быть занесено в протокол соответствующего процессуального действия, т. е. в протокол следственного действия или в протокол судебного разбирательства. Протокол принятия устного заявления удостоверяется подписями заявителя и лица, принявшего заявление. При отказе заявителя от подписи протокола поводом к возбуждению дела может быть рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143). При невозможности подписания заявителем протокола приглашаются понятые, которые удостоверяют данный факт.
Сообщение без удостоверения подписью и указания данных о личности заявителя не является поводом к возбуждению дела — заявлением, но может быть оформлено рапортом по ст. 143 УПК. Данная норма распространяется на сообщения, сделанные по телефону, телеграфу, радио, в Интернете и др. Указанные правила распространяются и на те случаи, когда устное заявление было сделано сотруднику компетентного органа, однако заявитель отказался его подписать (ч. 5 ст. 141).
2. Заявителями могут
быть: физические лица, юридические
лица, должностные лица, предприятия,
учреждения и организации,
Важно подчеркнуть, что при этом заявитель, во-первых, сам не считает себя причастным к совершению этого преступления, а во-вторых, не является сотрудником правоохранительных органов, который действовал бы в порядке исполнения служебных полномочий. Иначе в первом случае сообщение будет не заявлением, а явкой с повинной (ст. 142), а во втором — полученным из так называемых иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140) и оформляться рапортом (ст. 143).
3. В случае если
заявитель по каким-либо
4. По делам публичного обвинения на органы расследования возлагается обязанность установления события преступления и изобличения виновных. Поэтому достаточно, чтобы в заявлении, помимо данных о личности заявителя, содержалась информация о признаках преступления в каком-либо событии или просьба о привлечении какого-либо лица к уголовной ответственности. Прием для начала стадии возбуждения уголовного дела достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков. Например, заявитель требует привлечь лицо к уголовной ответственности за совершение определенного деяния, однако из текста заявления в этом деянии еще не усматривается признаков какого-либо конкретного преступления. Тем не менее, это заявление следует рассматривать как повод к возбуждению дела, ибо оно порождает обязанность компетентного органа принять его, в случае необходимости проверить содержащиеся в нем данные и вынести соответствующее решение (о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом). Если письменное заявление не содержит достаточных сведений о признаках преступления, то от заявителя дополнительно могут быть получены объяснения или оформлено устное заявление в порядке ч. 3 ст. 141 УПК.