Судебная власть Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим критерием перемен, происходящих в России, было и остается состояние судебной власти. Не случайно одним из первых шагов в обновлении основ российской государственности стала судебная реформа. Концепция судебной реформы была утверждена Верховным Советом РСФСР еще в 1991 году.
Как сказано в ней, одна из главных задач реформы состоит в утверждении судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и основные признаки судебной власти РФ
2. Конституционные принципы организации деятельности судов и осуществление правосудия
Система органов судебной власти РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Судебная власть Российской Федерации.docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

 

 Именно поэтому назначение  судей Президентом рассматривается  как гарантия их независимости  – Президент не распоряжается  далее судейской карьерой.

 

 К статусным гарантиям  независимости судей следует  отнести также запрет для них  заниматься – наряду с судейской  – и какой-либо другой оплачиваемой  работой, кроме научной преподавательской  либо творческой деятельности. Судья  не вправе также быть депутатом,  третейским судьей, арбитром, принадлежать  к политическим партиям, заниматься  предпринимательством. Очевидно, что  подобный запрет имеет целью  исключить конфликт интересов  при осуществлении правосудия, который  ставит под угрозу независимое  и объективное рассмотрение дел  судом. Поэтому перечисленные  в законе, запрещенные для судьи  виды иной деятельности являются  функциями, несовместимыми со  статусом судьи. Таким образом,  независимость судей гарантируется  как определенными преимуществами (иммунитетами), так и ограничениями,  устанавливаемыми для судей по  сравнению с общим конституционным  статусом личности.

 

 Организационные гарантии  независимости судей выражаются  в том, что система судов  в РФ отделена от системы  других конституционных органов  власти и определяется самой  Конституцией и федеральным конституционным  законом (ст.118 и 128 Конституции  РФ). Такие законы имеют самый  высокий ранг в системе законодательства  и, исходя из конституционного  текста, именно они должны устанавливать  все элементы судебной системы.  Поэтому какие-либо изменения  в судебной системе возможны  только путем усложненной законодательной  процедуры, предусмотренной для  принятия федеральных конституционных  законов. Это соответствует потребностям  общества в стабильности организации  судов. Возможность их легкой  реорганизации могла бы ущемлять  независимость судей, поскольку в случае реорганизации судов судья не вправе настаивать на том, чтобы остаться на своей прежней должности.

 

 Финансовые гарантии  независимости судей и самостоятельности  судебной власти провозглашены  в ст.124 Конституции, согласно  которой финансирование судов  производится только из федерального  бюджета. При этом сформулировано  также требование о его достаточном  уровне, так как Конституция указывает  на то, что финансирование судов  должно обеспечивать в полном  объеме возможность осуществления  независимого правосудия в соответствии  с федеральным законом.

 

 Суды таким образом не должны попадать в финансовую зависимость от местных властей, от органов власти субъектов федерации. А федеральный бюджет должен предусматривать финансирование, достаточное для того, чтобы суды не были вынуждены отказываться из-за нехватки бюджетных средств от рассмотрения каких-либо обращений и дел, от соблюдения всех процедурных правил и обеспечения процессуальных прав всех участников судебных процессов.

 

 Суды самостоятельно  распоряжаются средствами, выделенными  на обеспечение их деятельности. Согласно Федеральному закону  от 10 февраля 1999 г. "О финансировании  судов" и постановлениям Конституционного  Суда РФ уменьшение размера  финансирования судов не допускается.

 

 Процессуальные гарантии  независимости судей включают  в себя правила, закрепленные  как в конституционных нормах, так и в законах, регулирующих  осуществление всех перечисленных  в ст.118 Конституции видов судопроизводства. К таким законам относятся  Федеральный конституционный закон  о Конституционном Суде, Гражданский  процессуальный, Уголовно-процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы.

 

 Можно сказать, что  вся процедура правосудия имеет  целью ограждение независимости  судей, иначе суд не будет  ни объективным, ни справедливым  – именно для этого необходимы  независимость судей и ее гарантии.

 

 Обеспечению независимого, объективного и справедливого  правосудия служат все процессуальные  принципы, которые провозглашены  на конституционном уровне.

 

 Статья 123 Конституции  требует, чтобы разбирательство  дел во всех судах проводилось  открыто, т.е. в присутствии  публики, на основе состязательности  и равноправия сторон. Заочное  разбирательство уголовных дел  в судах не допускается.

 

 Ясно, что в присутствии  публики и заинтересованных участников  процесса попытки вмешательства  в деятельность судьи были  бы затруднены. Открытое разбирательство  дел обеспечивает возможность  социального контроля за правосудием, в том числе за тем, не нарушается ли независимость суда. Иные же формы внешнего контроля за судом со стороны внесудебных инстанций недопустимы.

 

 Состязательность согласно  общепризнанным представлениям  состоит в том, что функции  суда по разрешению дела отделены  от функций сторон, в уголовном  процессе – от функций по  обвинению и защите. Это обеспечивает  суду внутреннюю независимую  позицию и является предпосылкой  для равноправия сторон. Если  суд способствует одной из  них, то равноправие недостижимо,  а суд не может исполнять  свою роль независимого арбитра  в споре.

 

 В соответствии со  ст.ст.47, часть 2, и 123, часть 4, Конституции  предусмотрено участие в судопроизводстве  присяжных заседателей, что также  укрепляет независимость суда. Привлекаемые  к рассмотрению уголовного дела 12 присяжных заседателей вызываются  в суд путем случайной выборки  из списков присяжных, составляемых  на основе списков избирателей  с учетом необходимых дополнительных  требований к ним. Например, в  списки присяжных не могут  включаться судимые, присяжными  не могут быть подозреваемые  или обвиняемые в преступлении, лица, не владеющие языком, на  котором ведется судопроизводство. От участия в судопроизводстве  в качестве присяжных освобождаются  лица, замещающие государственные  должности, имеющие юридическую  профессию. Этим обеспечивается  независимость и равный статус  присяжных. Присяжные в суде  должны решить только один  вопрос: подтверждают ли представленные  в суд доказательства, что обвиняемое  лицо действительно совершило  действия, за которые его привлекают  к ответственности. Оказать незаконное  давление на 12 присяжных, конечно,  труднее, чем на одного судью.  Рассматривая дело с участием  присяжных, судья также защищен  от постороннего влияния –  оно лишено смысла, раз вопрос  о виновности решает не он, а присяжные. Судья же обеспечивает  качество их деятельности, формулирует  вопросы присяжным, разъясняет, какие  доказательства являются по закону  недопустимыми, а затем в соответствии  с решением присяжных (вердиктом)  выносит приговор, применяет надлежащую  норму уголовного закона и  назначает наказание или оправдывает  неосновательно обвинявшееся лицо.

 

 Процессуальный закон  (ГПК, УПК, АПК), основываясь на  положениях Конституции о правосудии, также предусматривает процедурные  правила, гарантирующие независимость  судей: суд выносит решение  в совещательной комнате, в  которой могут находиться только  судьи, никто не может нарушать  тайну совещания судей; никто не может затребовать у судьи материалы рассматриваемого им дела; судья подлежит отводу и заменяется другим судьей, если имеются данные, вызывающие сомнение в его независимости и объективности, и т.д.

 

2. Принцип законности (ст. 15 Конституции). Он означает, что  все без исключения органы, общественные  организации, должностные лица  и граждане должны строго и  неукоснительно соблюдать законы  и основанные на них правовые  акты. Законность распространяется  не только на законодательство, но и на применение права  и его использование. Важнейшими  элементами законности являются  наличие обоснованного законодательства, конституционное закрепление верховенства  закона, существование единого законодательного  органа, обязательных стадий законотворческого  процесса, а также предоставление  права толкования закона только  высшим органам государства. Прочие  элементы законности — уважение, исполнение, соблюдение законов  и других правовых актов всеми  государственными органами, должностными  лицами, организациями, а также  гражданами. Этим целям и подчинена  деятельность судебных органов,  призванных служить утверждению  начал законности в правотворчестве  и правоприменении.

 

 Вместе с тем законность  не только принцип деятельности  самого суда, но и цель судебного  разбирательства, так как перед  судом ставится задача восстановления  и упрочения нарушенной законности. Осуществляя правосудие в соответствии  с законом, суд выносит обоснованный  и законный приговор (решение), чем  достигается охрана прав граждан.  Суд должен предупреждать, устранять  нарушения закона участниками  судебного разбирательства, другими  органами и лицами.

 

3. Принцип гласности (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ). Установлено, что разбирательство во всех судах открытое. Открытое разбирательство означает, что при слушании уголовных, гражданских и арбитражных дел доступ в зал свободен для всех граждан, за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, если они не являются участниками процесса или свидетелями, представителей прессы, а ход и результаты процесса могут освещаться в средствах массовой информации. Количество лиц, желающих присутствовать на процессе, может быть ограничено только в силу недостаточной вместимости зала судебного разбирательства. В тех случаях, когда число желающих слишком велико по сравнению с количеством мест в зале, их доступ может быть прекращен для обеспечения нормального хода судебного процесса. Не запрещена законом и теле-, видеосъемка судебного заседания, если это не отразится на судебном процессе.

 

 Каждое отраслевое  процессуальное законодательство  также предусматривает гласность  судебного разбирательства. Данный  принцип является одним из  показателей демократизма судопроизводства. Гласность судебного разбирательства  является важным условием вынесения  справедливого и обоснованного  решения по делу, побуждает судей  и других участников процесса  добросовестно выполнять свои  процессуальные обязанности, затрудняет  оказание давления на суд, что  гарантирует его независимость  и подчинение только закону.

 

 Закрепляя как общее  правило гласность судебного  разбирательства, процессуальное  законодательство предусматривает  и случаи, когда оно может проводиться  закрыто. Это основано на той  же ст. 123 Конституции РФ, которая  допускает закрытое заседание  в случаях, установленных федеральным  законом.

 

 Слушание дел в закрытом  заседании осуществляется с соблюдением  всех правил судопроизводства. Приговор  и решения судов в любом  случае провозглашаются публично.

 

4. Принцип осуществление  правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в  Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

 

 Принцип осуществления  правосудия только судом —  главная гарантия законности, охраны  прав и законных интересов  граждан и организаций. Этот  принцип находит свое выражение  и в установлении в Конституции  (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

 

 Судебная система Российской  Федерации включает федеральные  суды; конституционные (уставные) суды  и мировых судей субъектов  Федерации.

 

 К федеральным судам  относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

 

 К судам субъектов  Российской Федерации относятся:  конституционные (уставные) суды, мировые  судьи, являющиеся судьями общей  юрисдикции субъектов Федерации.

 

 Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

 

 В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость  создания в Российской Федерации  чрезвычайных судов.

 

 Носителями судебной  власти в Российской Федерации  являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

 

 Согласно Конституции  (ст. 119), судьями могут быть граждане  Российской Федерации, достигшие  25 лет, имеющие высшее юридическое  образование и стаж работы  по юридической профессии не  менее пяти лет. Федеральным  законом могут быть установлены  дополнительные требования к  судьям судов Российской Федерации.

Информация о работе Судебная власть Российской Федерации