Эти дополнительные требования
к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской
Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе
суде в Российской Федерации", согласно
которым судьей может быть гражданин Российской
Федерации, не совершивший порочащих его
поступков, сдавший квалификационный
экзамен и получивший рекомендацию квалификационной
коллегии судей.
При этом судьей
вышестоящего суда может быть
гражданин Российской Федерации,
достигший 30 лет, а судьей Верховного
Суда Российской Федерации и
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации — достигший 35 лет
и имеющий стаж работы по
юридической профессии не менее
10 лет.
Судья обязан неукоснительно
соблюдать Конституцию РФ и другие законы;
судья при исполнении своих полномочий,
а также во внеслужебных отношениях должен
избегать всего, что могло бы умалить авторитет
судебной власти, достоинство судьи или
вызвать сомнение в его объективности,
справедливости и беспристрастности;
судья не вправе быть депутатом; судья
не должен принадлежать к политическим
партиям и движениям; судья не вправе заниматься
предпринимательской деятельностью, а
также совмещать работу в должности судьи
с другой оплачиваемой работой, кроме
научной, преподавательской, литературной
и иной творческой деятельности.
Согласно Конституции
(ст. 128), судьи Конституционного Суда,
Верховного Суда и Высшего
Арбитражного Суда Российской
Федерации назначаются Советом
Федерации по представлению Президента
Российской Федерации. Судьи других
федеральных судов назначаются
Президентом РФ в порядке, установленном
федеральным законом.
Система органов судебной
власти РФ
В России сложилась
разветвленная судебная система,
которая представляет собой совокупность
судов, объединенных общностью
задач, принципов организации
и деятельности, руководствующихся
единым материальным и процессуальным
законодательством и обладающих
соответствующей компетенцией. И
хотя все судебные учреждения
преследуют одну цель — осуществление
правосудия, их можно разделить
на три самостоятельных системы:
система общих судов
(включая подсистему военных судов);
система арбитражных
судов;
3) конституционная юстиция,
представленная на федеральном
уровне Конституционным Судом
РФ.
В Федеральном конституционном
законе от 31 декабря 1996 г. №
1-ФКЗ "О судебной системе
Российской Федерации" все
судебные учреждения делятся
еще и по территории действия.
По этому критерию различают:
федеральные суды —
Конституционный Суд РФ, Верховный
Суд РФ, суды республик, краевые
и областные суды, суды городов
федерального значения, суды автономной
области и автономных округов,
районные суды, военные и специальные
суды; Высший Арбитражный Суд
РФ, федеральные арбитражные суды
округов, а также арбитражные
суды субъектов Федерации;
суды субъектов Федерации
— конституционные (уставные) суды,
мировые судьи.
Конституционный Суд
РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные
суды — это три самостоятельных
подсистемы судебной системы
страны. Их объединяют общие задачи
(охрана конституционного строя,
обеспечение законности и правопорядка,
защита прав и интересов граждан).
Все судебные органы единообразно
финансируются, обязаны применять
Конституцию РФ и федеральные
законы. Решения всех судебных
органов имеют обязательное значение.
Вместе с тем каждый вид
судеб ных органов наделяется собственной
компетенцией и не вправе вмешиваться
в деятельность других судов.
Некоторые авторы критически
комментируют разделение судебной
власти на три самостоятельные,
не связанные друг с другом
структуры'. Однако представляется,
что при большом объеме и
разнообразии правоотношений, на
которые распространяется судебная
власть, рассредоточение полномочий
между специализированными органами
просто необходимо.
Говоря о структуре
судебной власти, следует отметить,
что сама Конституция учреждает
только высшие звенья федеральной
судебной системы. Конституционный
Суд, Верховный Суд, Высший
Арбитражный Суд. Кроме того, Конституция
РФ не характеризует компетенцию
судебной власти в целом и
ее отдельных институтов (за исключением
Конституционного Суда). Конституция
РФ предоставляет право устанавливать
полномочия, порядок образования
и деятельности высших и иных
федеральных судов парламенту
России путем принятия соответствующих
федеральных законов (ст. 128). Однако
исключительный характер полномочий
судебной власти, позволяющий судам
непосредственно затрагивать сферу
прав человека или вторгаться
в нее, говорит о том, что
эти вопросы следовало бы (хотя
бы кратко) урегулировать в Конституции.
Система судов общей юрисдикции.
Основным звеном в структуре судов
общей юрисдикции является районный
суд, наделенный широким объемом
полномочий. Так, районный суд в пределах
своей компетенции рассматривает
дела в качестве суда первой и второй
инстанции, является непосредственно
вышестоящей судебной инстанцией по
отношению к мировым судьям, действующим
на территории соответствующего района.
Помимо уголовных и гражданских
дел, отнесенных к его компетенции,
районный суд рассматривает материалы
о подведомственных ему административных
правонарушениях.
Вышестоящими для районных
судов и нижестоящими по отношению
к Верховному Суду РФ являются
суды субъектов Федерации. В
пределах своей компетенции они
рассматривают дела в качестве
суда первой и второй инстанции,
в порядке надзора и по вновь
открывшимся обстоятельствам. Структура
судов субъектов более сложна,
нежели районных судов, которые
имеют в своем составе председателя
суда, его заместителей, председателей
судебных коллегий, судей и народных
заседателей. Суды субъектов Федерации
включают президиум суда, судебную
коллегию по уголовным делам,
судебную коллегию по гражданским
делам. Президиум формируется
в составе председателя, заместителей
председателя и членов суда. Судебные
коллегии возглавляются председателями,
являющимися заместителями председателя
суда.
Завершающее звено
в структуре судов обшей юрисдикции
— Верховный Суд РФ. Будучи
высшим судебным органом по
гражданским, уголовным и административным
делам, выполняя особые задачи,
Верховный Суд имеет систему
структурных подразделений: Пленум;
Президиум; Судебную коллегию
по гражданским делам; судебную
коллегию по уголовным делам;
военную коллегию. Судебные коллегии
утверждаются Пленумом Верховного
Суда из числа его судей.
Распределение судей по коллегиям
производит Пленум по представлению
председателя Суда. Руководят работой
коллегий их председатели, которые являются
заместителями председателя Верховного
Суда РФ.
Коллегии выполняют
основной объем работы Верховного
Суда РФ. Они рассматривают дела:
как суды первой инстанции;
в качестве судов
второй (кассационной) инстанции; в
порядке судебного надзора и
по вновь открывшимся обстоятельствам.
В 1999 г. в Верховном
Суде РФ была сформирована
Кассационная коллегия, в состав
которой входят председатель
коллегии и 12 судей. Президиум
Верховного Суда состоит из 13
судей: председатель, его заместители,
судьи. Кроме судебных полномочий
он выполняет организационные
функции: рассматривает вопросы
организации работы судебных
коллегий, обсуждает материалы изучения
судебной статистики, анализирует
состояние законности и преступности
в государстве и др. Состав
Президиума утверждается Советом
Федерации по представлению Президента
РФ, основанному на представлении
председателя Верховного Суда
и заключении квалификационной
коллегии судей Верховного Суда.
В отличие от других
структурных подразделений Верховного
Суда его Пленум не обладает
никакими судебными полномочиями.
Этот внутренний орган работает
в составе председателя Верховного
Суда, его заместителей и всех
членов Суда. К участию в его
работе приглашаются Генеральный
прокурор, министр юстиции, председатель
Высшего Арбитражного Суда и
другие лица. Пленум решает некоторые
организационные вопросы (выступает
с законодательной инициативой,
направляет запросы в Конституционный
Суд; утверждает по представлению
председателя Суда состав судебных
коллегий). Основным полномочием
Пленума является дача на основе
обобщений судебной практики и анализа
судебной статистики разъяснений судам
общей юрисдикции по вопросам применения
правовых норм при рассмотрении ими уголовных,
гражданских и административных дел. Разъяснения
оформляются в виде постановлений Пленума.
В соответствии с действующей Конституцией
разъяснения Верховного Суда РФ более
не называются руководящими и обязательными
для судей (ст. 126). Однако фактически они
остаются таковыми и исполняют роль своеобразного
источника права.
В целях укрепления
самостоятельности и независимости
судов общей юрисдикции при
Верховном Суде учрежден Судебный
департамент, осуществляющий организационное
обеспечение деятельности судов
(финансирование, кадровое и ресурсное
обеспечение).
Мировые судьи. Институт мировых
судей зародился в Англии в XIV
в. Наименование это они получили
в связи с тем, что, рассматривая
мелкие уголовные и гражданские дела,
мировые судьи были обязаны стремиться
к примирению сторон. В России система
мировых судов была сформирована в 1862
г., когда Александр II утвердил "Основные
положения преобразований судебной части
в России". Однако в 1917 г. была упразднена
вся царская судебная система, а вместе
с ней и мировые суды.
17 декабря 1998 г. вступил
в силу Федеральный закон "О
мировых судьях в Российской
Федерации", возродивший институт
мировых судей. Законом определены
требования, предъявляемые к мировым
судьям, гарантии их статуса, компетенция,
некоторые условия деятельности,
в том числе финансовое и
материально-техническое обеспечение.
К подсудности мировых судов
отошли дела частного обвинения,
уголовные дела, по которым предусмотрена
мера наказания до трех лет
лишения свободы, большая часть гражданских
дел, практически все дела об административных
правонарушениях. Мировые судьи осуществляют
свою деятельность в пределах судебных
участков, которые создаются и упраздняются
законами субъектов Федерации.
Общее число мировых
судей и количество судебных
участков субъекта Федерации
определяются федеральным законом
по законодательной инициативе
субъекта, согласованной с Верховным
Судом РФ, или по иниииативе последнего,
согласованной с субъектом Федерации.
Практика пошла по пути первого варианта,
поскольку органам государственной власти
субъектов Федерации лучше известны местные
условия и возможности для введения института
мировых судей. Безусловно, создание мировых
судов поможет сосредоточить усилия федеральных
судов на делах, имеющих повышенное общественное
значение, сократит сроки и улучшит качество
их рассмотрения.
Система арбитражных судов.
С 1991 г. в России начала создаваться система
арбитражной юстиции, которая в настоящее
время включает в себя Высший Арбитражный
Суд, федеральные арбитражные суды округов
{арбитражные кассационные суды), арбитражные
апелляционные суды, арбитражные суды
субъектов Федерации. В целях приближения
правосудия к месту нахождения или месту
жительства участвующих в деле лиц, находящихся
или проживающих в отдаленных местностях,
а также с учетом количества дел в отдельных
местностях по решению Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ в составе арбитражных
апелляционных судов, арбитражных судов
субъектов Федерации могут образовываться
постоянные судебные присутствия, расположенные
вне места постоянного пребывания названных
судов.
Арбитражные суды рассматривают
экономические споры, возникающие
из гражданских, административных
правоотношений, между юридическими
лицами, гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность
и имеющими статус индивидуального
предпринимателя, между Российской
Федерацией и ее субъектами, между
самими субъектами Федерации.
Арбитражно-процессуальный
порядок рассмотрения споров
существенно отличается от общего
судопроизводства, особенно для
граждан:
во-первых, большая часть
дел может быть рассмотрена
единолично судьей, т.е. имеет
место более упрощенная система
судопроизводства;
во-вторых, арбитражным
законодательством установлены
жесткие сроки рассмотрения дел
— в течение двух месяцев;
в-третьих, законодатель
особо относится к исполнению
решений арбитражного суда. Так,
решения о признании недействительными
актов государственных органов, органов
местного самоуправления и иных органов
подлежат немедленному исполнению. Более
того, лица, виновные в неисполнении решений
суда, могут быть подвергнуты судебному
штрафу;