Судебная власть Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим критерием перемен, происходящих в России, было и остается состояние судебной власти. Не случайно одним из первых шагов в обновлении основ российской государственности стала судебная реформа. Концепция судебной реформы была утверждена Верховным Советом РСФСР еще в 1991 году.
Как сказано в ней, одна из главных задач реформы состоит в утверждении судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и основные признаки судебной власти РФ
2. Конституционные принципы организации деятельности судов и осуществление правосудия
Система органов судебной власти РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Судебная власть Российской Федерации.docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

 

 в-четвертых, возможен  полный пересмотр дела по апелляции  без повторного возврата его  в суд первой инстанции.

 

 Арбитражный суд субъекта  Федерации действует в составе  председателя, его заместителей  и членов суда. В составе арбитражного  суда субъекта создаются судебные  коллегии: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и  иных правоотношений; по рассмотрению  споров, возникающих из административных  правоотношений. По решению Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ  в составе названного суда  могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Суд формирует президиум, состав которого утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда по представлению председателя суда субъекта Федерации.

 

 В пределах своей  компетенции арбитражный суд  субъекта Федерации вправе рассматривать  дела в качестве суда первой  инстанции, а также по вновь  открывшимся обстоятельствам. Дела  могут рассматриваться как единолично  судьей, так и коллегиально. Причем  коллегиально дела рассматриваются  в составе трех или другого  нечетного числа судей-профессионалов  либо в составе судьи-профессионала  и двух арбитражных заседателей.

 

 Вторым звеном названной системы являются арбитражные апелляционные суды, являющиеся судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой инстанции. Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. предусмотрено образование в 10 судебных округах 20 арбитражных апелляционных судов. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, иных коллегий, образуемых по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ для рассмотрения отдельных категорий дел.

 

 Третьим звеном системы  арбитражных судов являются 10 федеральных  арбитражных судов округов (они  созданы в 10 судебных округах  по географическо-экономическому  признаку). Федеральные арбитражные  суды округов являются судами  по проверке в кассационной  инстанции законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации и арбитражных апелляционных судов. По структуре арбитражный суд округа ничем не отличается от арбитражного суда субъекта Федерации, арбитражного апелляционного суда. Дела рассматриваются коллегиально в составе нечетного числа судей — трех или более.

 

 Возглавляет систему  арбитражных судов Высший Арбитражный  Суд РФ. В его составе действуют:  Судебная коллегия по рассмотрению  споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений, Судебная  коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных  правоотношений, Президиум и Пленум. По решению Пленума данного  Суда в его составе могут  образовываться иные судебные  коллегии для рассмотрения отдельных  категорий дел. Если судебные  коллегии рассматривают дела  в первой инстанции, изучают  и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по  совершенствованию законов и  иных нормативных актов, то  Президиум рассматривает дела  в порядке надзора. Пленум изучает  практику применения законов  и иных нормативных актов арбитражными  судами, дает разъяснения по вопросам  судебной практики, решает вопросы  о выступлении с законодательной  инициативой и об обращении  в Конституционный Суд РФ.

 

 Существуют специальные  арбитражные суды, являющиеся самостоятельными  третейскими судами: Международный  коммерческий арбитражный суд  и Морская арбитражная комиссия  при Торгово-промышленной палате  РФ. Они рассматривают споры, касающиеся  внешней торговли и иных внешнеэкономических  связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры в области торгового мореплавания. Третейские суды могут рассматривать споры, подведомственные арбитражным судам, если об этом имеется соглашение сторон. Стороны вправе также передать на рассмотрение третейского суда споры, подведомственные судам общей юрисдикции, кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений. Однако перечисленные специальные арбитражные суды имеют статус "квазисудов" и непосредственно в судебную систему страны не входят.

 

Конституционные (уставные) суды

 

 Ведущее место в  системе различных механизмов  защиты прав и свобод человека  в современном мире принадлежит  институту конституционного контроля. Основополагающие нормы о Конституционном  Суде РФ содержат Конституция  РФ, Федеральный конституционный  закон "О Конституционном Суде  Российской Федерации". Являясь  частью судебной системы, имея  черты сходства с иными судами (общие принципы судопроизводства, общий статус судей), Конституционный  Суд РФ отличается от других  судебных органов особым правовым  положением, а конституционное судопроизводство  — от уголовного, административного  и гражданского. Сказанное касается  предмета разбирательства, круга  участников, процедур судопроизводства, мер ответственности и т. д.

 

 Конституция достаточно  подробно устанавливает порядок  формирования, состав, компетенцию  Конституционного Суда РФ, перечень  органов, лиц, обладающих правом  обращения в орган конституционной  юстиции, закрепляет положение  о юридической силе и правовых  последствиях решений этого органа.

 

 Целями Конституционного  Суда РФ являются: охрана суверенитета  народов России; зашита конституционного  строя государства; защита основных  прав и свобод человека и  гражданина; обеспечение верховенства  и прямого действия Конституции  РФ на всей территории гооуапаромм. среда полномочия Суда осооая роль отводится праву разрешать дела по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан путем проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. В последние годы выросло число индивидуальных конституционных жалоб, которые являются действенным механизмом защиты нарушенных прав, закрепленных в Конституции.

 

 Жалоба в Конституционный  Суд РФ должна соответствовать  нескольким требованиям. Во-первых, гражданин вправе обратиться  в Суд только в случае нарушения  его основных прав и свобод. Во-вторых, неконституционная, по  мнению заявителя, норма должна  быть применена в конкретном  деле. Суд по жалобе может проверить  не только содержание закона (отдельной  нормы), но и порядок его принятия, подписания и опубликования. По  содержанию проверяются только  те законы, которые были приняты  до вступления в силу Конституции  РФ 1993 г.

 

 Федеральный законодатель  наделил Суд следующими полномочиями:

 

1) решать дела о соответствии  Конституции РФ:

 

 а) федеральных законов,  нормативных актов Президента, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

 

 б) конституций республик,  уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской  Федерации и совместному ведению  органов государственной власти  Федерации и органов государственной  власти ее субъектов;

 

 в) договоров между  органами государственной власти  Федерации и органами государственной  власти ее субъектов, договоров  между органами государственной  власти субъектов;

 

 г) не вступивших  в силу международных договоров  РоссийскойФедерации;

 

2) разрешать споры о  компетенции:

 

 а) между федеральными  органами государственной власти;

 

 б) между органами  государственной власти Федерации  и органами государственной власти  ее субъектов;

 

 в) между высшими  государственными органами субъектов  Феде рации;

 

 давать толкование  Конституции РФ;

 

 давать заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

 

 выступать с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения.

 

 Суд может осуществлять  иные полномочия, предоставленные  ему Конституцией РФ, Федеративным  договором и федеральными конституционными  законами. Суд также может пользоваться  правами, предоставленными ему  заключенными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  ее субъектов, если эти права  не противоречат его юридической  природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. В качестве иного полномочия, не установленного специальным законодательством о Конституционном Суде РФ, можно назвать право Суда по запросу Президента РФ проверять до назначения референдума соблюдение условий, предусмотренных Конституцией РФ. Суд, как высший орган конституционной юстиции, решает исключительно вопросы конституционного права и не должен решать вопросы, входящие в компетенцию других судов и иных органов.

 

 Конституционное судопроизводство  состоит из нескольких стадий. Первая стадия начинается с  момента внесения обращения (запроса,  ходатайства, жалобы) в Суд, которое  регистрируется Секретариатом Суда. Секретариат организует предварительное  рассмотрение обращения и дает  заключение, после чего председатель  Суда одному или нескольким  судьям поручает предварительное  изучение обращения. На основании  доклада на пленарном заседании Суда решается вопрос о принятии или отказе в принятии обращения к рассмотрению и в случае принятия дело готовится к слушанию.

 

 Основной стадией конституционного  судопроизводства является судебное  разбирательство, которое в свою  очередь состоит из подготовительной  части (проверяется правомочность  состава Суда, явка сторон и  др.), рассмотрения дела по существу (выступление судьи-докладчика, исследование  необходимых документов, выступления  сторон и т. д.), вынесения решения.  Конституционный Суд рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях (в них участвуют все  судьи Суда) и заседаниях двух  палат, персональный состав которых  определяется жеребьевкой. В пленарных  заседаниях рассматриваются особо  важные вопросы: проверка конституционности  конституций и уставов субъектов  Федерации; толкование Конституции  РФ; дача заключения о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; утверждение послания Конституционного Суда; решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам ведения Суда. Кроме того, в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ разрешает организационные вопросы (избрание Председателя, его заместителей, секретаря, распределение дел между палатами и др.).

 

 В заседаниях палат  решаются вопросы, не подлежащие  обязательному рассмотрению в  пленарных заседаниях. Однако Суд  вправе любой вопрос, отнесенный  к его ведению, рассмотреть  в пленарном заседании. Руководит  деятельностью Суда его председатель, который избирается на три  года из числа судей Суда  на пленарном заседании.

 

 Конституционный Суд  РФ принимает два вида решений.

 

 Во-первых, итоговые решения,  выносимые по результатам рассмотрения  конкретного дела, ему подведомственного.  Они принимаются в форме постановлений  — по вопросам соответствия  Конституции РФ федеральных законов  и иных нормативных актов, разграничения  полномочий государственных органов,  толкования Конституции, а также  заключений — о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении  иного тяжкого преступления. Все  названные решения принимаются  на закрытом совещании судей  большинством голосов. Голосование  проводится открыто и поименно, причем председательствующий голосует  последним. Судья не имеет права  воздерживаться от голосования.  При несогласии с принятым  решением он вправе изложить  особое мнение, которое публикуется  вместе с решением. Решения Суда  являются окончательными, не подлежат  обжалованию и вступают в силу  немедленно после их провозглашения. Признанные неконституционными  акты или их отдельные положения  утрачивают силу, а признанные не соответствующими Конституции международные договоры, не вступившие в силу, не подлежат введению в действие и применению на территории России.

 

 Во-вторых, Суд принимает  решения по организационным вопросам  деятельности или по вопросам  толкования ранее принятых итоговых  решений. Эти решения принимаются  в форме определений и часто  не оформляются в виде отдельного  документа, а излагаются в протоколе  заседания (например, по вопросам  избрания председателя, его заместителя,  судьи-секретаря, утверждения регламента, принятия к производству конкретных  дел).

 

 Закон предусматривает  ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо  воспрепятствование исполнению  решений Конституционного Суда  РФ. Исполнение решений Суда относится  к компетенции государственных  органов законодательной и исполнительной  власти, органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции, других  правоприменительных органов. Механизм  исполнения решений Суда установлен  ст. 87 Федерального конституционного  закона "О Конституционном Суде  Российской Федерации".

Информация о работе Судебная власть Российской Федерации