Уголовно-исполнительная система, её понятие, содержание, принципы деятельности и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Особое место в системе правоохранительных органов занимает уголовно-исполнительная система (УИС), которая, наряду с правоохранительными функциями, реализует задачи воспитания осужденных, производственно-хозяйственную деятельность, материально-бытовое и медицинское обеспечение.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и функционирование …………………………………………….…………………4
Уголовно-исполнительная система, её понятие, содержание, принципы деятельности и задачи. ……..…………………………………………...……... 18
Заключение…………………………………………………………………..….. 27
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

контр. уип!!!.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание:

 

Введение.................................................................................................................. 3

  1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и функционирование …………………………………………….…………………4
  2. Уголовно-исполнительная система,  её  понятие,   содержание, принципы деятельности и задачи. ……..…………………………………………...……... 18

Заключение…………………………………………………………………..….. 27

Список используемой литературы………………………..………..………….. 28

Задача……………………………………………………………………………..29

Приложение……………………………………………………………………....30

 

Введение

Особое место в системе правоохранительных органов занимает уголовно-исполнительная система (УИС), которая, наряду с правоохранительными функциями, реализует задачи воспитания осужденных, производственно-хозяйственную деятельность, материально-бытовое и медицинское обеспечение.

В последние годы преобразования и реформы УИС осуществляются на принципах демократизма, гуманизма, реального расширения прав осужденных, учета международно-правовых актов по вопросам исполнения наказаний, участия общественных и правозащитных организаций в выработке и реализации мероприятий по реформированию УИС.

Важным решением в деле демократизации УИС явилось принятие 8 октября 1997 г. указа Президента РФ № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ», предусматривающего ее передачу в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. С этого периода начался новый этап преобразований УИС.

В целом, более чем десятилетний опыт преобразований в УИС принес положительные результаты. Последовательно снижается численность осужденных в местах лишения свободы, формируются новые отношения между персоналом и осужденными, основанные на взаимоуважении и доверии, фактически сняты все излишние ограничения в порядке исполнения наказаний, решена проблема обеспечения осужденных продуктами питания. В результате, в местах лишения свободы не допущено массовых беспорядков, количество правонарушений и преступлений среди осужденных сокращается.

Сказанное не означает, что реформа УИС уже полностью реализована и в ней нет существенных проблем. До сих пор актуальными остаются вопросы организации деятельности исправительных учреждений, дальнейшего совершенствования правовой базы исполнения наказаний, системы управления УИС.

 

  1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и функционирование

 

Реализация государственного принуждения в его наиболее острой форме, каким является уголовное наказание, требует постоянного контроля государства за исполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. С этой целью исполнение уголовных наказаний признается исключительной (прерогативой) функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные государственные учреждения и органы.

На протяжении длительного периода времени значительное число органов (преимущественно исполняющих наказания в виде лишения свободы) функционировало в системе МВД России. Реализуя рекомендации Совета Европы, принятые при вступлении России в эту международную организацию в 1996 г., органы государственной власти Российской Федерации в 1997 г. приняли решение о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы МВД России и передаче ее в ведение Минюста России. Это решение в полном объеме было реализовано с принятием Закона № 117-ФЗ и изданием Указа Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». Согласно указанным актам уголовно-исполнительная система перешла в ведение Минюста России с 1 сентября 1998 г.

В рамках реформирования федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 была образована ФСИН, в структуру которой вошли учреждения и органы, исполняющие наказание (исправительные учреждения, уголовно-исполнительные инспекции), а также следственные изоляторы.

Исполнение лишения свободы согласно ч. 1 ст. 73 УИК возлагается на исправительные учреждения, объединенные в соответствии с Законом № 5473-I в уголовно-исполнительную систему России. В число исправительных учреждений согласно ч. 9 ст. 16 УИК включены: колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, а также следственные изоляторы.

Исполнение наказания в виде содержания военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагается на специально предназначенные для этого дисциплинарные воинские части (ч. 12 ст. 16 УИК), особые учреждения уголовно-исполнительной системы в виде уголовно-исполнительных инспекций создаются также для исполнения наказания в виде исправительных работ и обязательных работ. На них же возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения прав занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, а также контроль за поведение лиц, осужденных условно, в соответствии со ст. 73 УК.

Для исполнения других уголовных наказаний специальных государственных органов не создается. Так, исполнение наказания в виде штрафа осуществляется судебными приставами-исполнителями, функционирующими в составе ФССП. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград возложено на суды. Аналогичное положение существует при исполнении наказаний в отношении военнослужащих: исполнение ареста возлагается на командование гарнизонов, ограничение по военной службе – на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований (ч. 12 ст. 16 УИК). Исполнение смертной казни возложено на учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 11 ст. 16 УИК).

Одновременно уголовно-исполнительным законодательством установлено, что требования приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. Требования же приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется должностным лицом или органом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой (ч. 2 и 3 ст. 16 УИК).

Таким образом, можно сделать да вывода. Первый – о том, что законодателем функция исполнения уголовного наказания возлагается, как правило, на специализированные государственные органы, создаваемые в рамках соответствующих служб Минюста и Минобороны России. Второй – законодатель в нормах уголовно-исполнительного законодательства четко разграничил функции исполнения наказания и исполнения требований приговора суда, возложив первую на государственные учреждения или государственные органы, а последнюю на администрацию организаций (государственных, коммерческих и других), иных участников уголовно-исполнительных правоотношений в отношении конкретных осужденных к различным видам наказания.

Уголовные наказания, применяемые в Российской Федерации, разноплановы. Одни из них в большей степени связаны с исправительным воздействием, другие – в меньшей. Часть наказаний имеет протяженный во времени процесс исполнения, остальные ограничиваются разовыми действиями. Есть наказания, выражающиеся в лишении свободы и даже жизни осужденного, большинство же не имеют сурового карательного содержания. При всем разнообразии уголовных наказаний (соответственно процесса их исполнения) можно вычленить общие задачи учреждений и органов, исполняющих наказания. Это можно сделать, исходя из целей уголовного наказания, целей и задач, которые ставятся перед законодательством, регулирующим процесс исполнения наказания.

Согласно ч. 2 ст. 43 УК наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

На стадии исполнения уголовных наказаний данные цели в определенной степени корректируются, что находит отражение в закрепленных ст. 1 УИК целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства. Так, законодатель предполагает, что цель восстановления социальной справедливости уже достигнута при вынесении приговора виновному, поэтому на первое место в процессе исполнения наказаний выдвигается цель нравственного совершенствования осужденного, т.е. его исправления. Соответственно наряду с целью предупреждения преступлений со стороны иных лиц появляется цель предупреждения совершения преступлений со стороны лиц, отбывающих наказания, ибо ее достижение не всегда совпадает по средствам реализации и времени с достижением цели исправления осужденных. Исходя из указанных статей нормативных актов перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, ставятся следующие задачи.

Задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами, установленными уголовно-исполнительным и иным законодательством. При этом учреждения и органы исполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, в отдельных видах наказания применяют меры исправительного воздействия на осужденных. Однако данными функциями задача исполнения приговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны, например, добиться исполнения приговора в части применения принудительных мер медицинского характера (ст. 18 УИК), взыскания материального ущерба, причиненного преступлением (ч. 2 ст. 107).

Задача учреждений и органов, исполняющих наказания, состоит в обеспечении процесса исправления осужденных, создания условий для переоценки жизненных ориентиров, мотивов и целей поведения самими осужденными путем прежде всего точного и неуклонного исполнения назначенного наказания, повышения общеобразовательного и культурного уровня осужденных, их физического, психического, правового, духовного развития, а также обеспечения цивилизованного уровня жизнедеятельности осужденных в местах лишения свободы.

Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетная и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания.

Во-первых, ее решение не исчерпывается применением наказания как совокупности карательных ограничений. В ряде наказаний для решения указанной задачи используется специальный воспитательный процесс, который основывается на изучении личности осужденного, психолого-педагогическом и ином воспитательном воздействии на нее. Во-вторых, поскольку исправление осужденного – довольно отдаленный во времени результат, требуются значительные усилия администрации для того, чтобы ускорить внутренний процесс изменения личности осужденного. В-третьих, исправление осужденных – наиболее важная социальная задача, стоящая перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания. Ее достижение гарантирует решение задачи специального предупреждения преступлений во время отбывания наказания, а также правопослушное поведение гражданина после его окончания.

Задача специального, или частного, предупреждения считается выполненной в том случае, когда осужденный лишен возможности совершить новое преступление во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории – друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за поведением осужденных в местах лишения свободы, изменяется их правовой статус (например, вводится цензура корреспонденции, досмотр посылок, передач и бандеролей и т.п.).

Контроль за поведение осужденных к исправительным работам на производстве и в быту в целях предупреждения совершения новых преступлений и правонарушений возлагается на администрацию организаций, где трудятся осужденные (ст. 43 УИК), а также на уголовно-исполнительную инспекцию. Для этого осужденный к исправительным работам обязан соблюдать установленный порядок отбывания наказания, являться по вызову в органы, исполняющие этот вид наказания. В случае неявки без уважительных причин осужденный может быть подвергнут принудительному приводу (ч. 5 ст. 11). Законодательством предусмотрены контрольные функции за поведением осужденных при исполнении содержания в дисциплинарной воинской части (ч. 1 ст. 156), ареста (ч. 2 ст. 69), ограничения свободы (ч. 3 ст. 50), обязательных работ (ч. 3 ст. 25).

Кроме того, учреждения и органы, исполняющие наказания, проводят целый комплекс оперативно-розыскных, профилактических и иных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению преступных проявлений осужденных.

Решение задачи специального (частного) предупреждения преступлений актуализируется в зависимости от степени общественной опасности преступления и личности виновного. С учетом этих признаков суд назначает вид наказания, условия отбывания которого дифференцированы, в том числе и по нормам, определяющим специально-предупредительное воздействие.

В условиях мест лишения свободы устанавливаются более строгие меры, направленные на предупреждение преступлений, чем при исполнении наказаний без изоляции осужденного от общества. Специально-предупредительное воздействие дифференцируется и в зависимости от поведения осужденного во время отбывания наказания. Например, за осужденными, допускающими злостные нарушения режима в местах лишения свободы, устанавливается более строгий надзор, особенно если они переведены в единые помещения камерного типа или отбывают меру дисциплинарного наказания в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изоляторы.

Общепредупредительная задача решается учреждениями и органами, исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, не имеющих твердых моральных установок и вследствие этого склонных к совершению преступлений. Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, направленная на обеспечение процесса исправления осужденных, а также на предупреждение с их стороны новых преступлений, не может рассматриваться в плане общего предупреждения преступлений, ибо не должна иметь устрашающего для морально неустойчивых граждан характера.

Информация о работе Уголовно-исполнительная система, её понятие, содержание, принципы деятельности и задачи