Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 14:39, контрольная работа
Особое место в системе правоохранительных органов занимает уголовно-исполнительная система (УИС), которая, наряду с правоохранительными функциями, реализует задачи воспитания осужденных, производственно-хозяйственную деятельность, материально-бытовое и медицинское обеспечение.
Введение.................................................................................................................. 3
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и функционирование …………………………………………….…………………4
Уголовно-исполнительная система, её понятие, содержание, принципы деятельности и задачи. ……..…………………………………………...……... 18
Заключение…………………………………………………………………..….. 27
Список используемой литературы………………
1. Учреждения, исполняющие наказания, не связанные с лишением свободы: уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного, исправительный центр, арестный дом.
2. Учреждения, исполняющие наказания, связанные с лишением свободы: колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьма, исправительная колония особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
По состоянию на 1 мая 2011 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 806,1 тыс. человек, в том числе в 753 исправительных колониях – 682,6 тыс., в 158 колониях-поселениях – 48.5 тыс., в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы – 1766 чел., в 230 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов – 119,8 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 3,5 тыс. человек. В учреждениях содержится 65,7 тыс. осужденных женщин, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 866 детей.
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
В состав УИС входят также 2466 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 483,3 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Производственный потенциал УИС составляют 182 федеральных государственных унитарных предприятия, 551 центров трудовой адаптации осужденных, 46 лечебно-, 46 учебно-производственных мастерских.
При исправительных и воспитательных колониях функционируют 319 вечерних общеобразовательных школ и 546 учебно-консультационных пункта, 339 профессионально-технических училищ, действуют 534 храма, 679 молитвенных комнат.
Штатная численность персонала УИС составляет 53,0 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников – 256,9 тыс. человек.
Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 56 учреждений здравоохранения, в том числе 34 центров медицинской и социальной реабилитации, 14 больниц, 5 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.
В составе УИС действуют 8 высших учебных заведений (с 7 филиалами), в том числе Академия права и управления Минюста России, 74 учебных центра, институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий (с 3 филиалами).
Имеется Объединенная редакция, издающая журналы "Преступление и наказание" и "Ведомости УИС", газету "Казенный дом"1.
В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, уголовно-исполнительного законодательства.
Данные цели реализуются с помощью указанных в ч. 2 ст. 9 УИК основных средств исправления. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Основными задачами УИС России являются:
- исполнение в соответствии
с законодательством
- контроль за поведением
- обеспечение охраны прав, свобод
и законных интересов
- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
- создание осужденным и лицам,
содержащимся под стражей, условий
содержания, соответствующих нормам
международного права, положениям
международных договоров Россий
- организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.
Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека2, что в полной мере соответствует принципам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом (ст.8 УИК).
Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст.8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.
Во-вторых, они влияют на содержание институтов
и норм УИК РФ, а также создают ориентиры
для иных законодательных и подзаконных
нормативных правовых актов, регулирующих
исполнение различных видов наказания.
В-третьих, принципы уголовно-исполнительного
законодательства через систему норм
и путем непосредственного действия влияют
на практику исполнения уголовных наказаний,
корректируя ее в пользу реализации прогрессивных
идей законности, гуманизма, равенства
граждан перед законом и др.
В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний.
Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах3.
Принцип законности - конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст.4, 13, 15, 17-19 и др.), а также в отдельных международных актах. В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Так, в ст.4 УИК РФ указывается, что нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе.
Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами. Данный аспект реализации принципа законности нашел закрепление в ст.10-22 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения осужденных, а также систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст.10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч.2 ст.12 указывается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Задачи гуманного отношения к осужденным находят свое выражение в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы (ст.97), право на свидания (ст.89), телефонные разговоры (ст.92) и др.
Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний - исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами.
Он реализуется также в средствах исправления - в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных.
Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите.
Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными.
Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.
В последние годы к деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы привлечено пристальное внимание отечественных средств массовой информации, российских и международных правозащитных организаций. Условия содержания подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях закрытого типа (СИЗО, исправительные колонии, тюрьмы) внимательно изучались экспертами Совета Европы при решении вопроса о вступлении России в эту международную организацию. Российской Федерации было предложено разработать новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, соответствующие европейским стандартам; улучшить условия содержания заключенных в соответствии с Рекомендациями о единых европейских пенитенциарных правилах, определено, что особое внимание будет уделяться поддержке и укреплению правозащитных неправительственных организаций, а также созданию гражданского общества.
Цели и задачи уголовно-исполнительной системы общественно значимые и в какой-то степени полезные. Но не всегда общество воспринимает систему как структуру государства, имеющую полноценное право на достойное функционирование. Со стороны общества в адрес системы УИН высказывается достаточно обвинений и укоров по поводу медлительности реформирования, слишком жестоких условий и жестких сотрудников. С другой стороны, общество не устает говорить о слабой работе правоохранительных органов, о росте преступности, о необходимости защищать общество от граждан, преступивших уголовный закон. Но ведь именно уголовно-исполнительная система ограждает общество от отвратительных человеческих поступков и маниакальных намерений высоким пенитенциарным забором.
Уголовно-исполнительная система, являясь государственным институтом, в задачи которого входит ограничение прав и свобод человека в целях и пределах, установленных законом, не может быть свободна от контроля со стороны общества. Система призвана защищать не свои собственные, а общественные интересы.
Общество вправе требовать от системы надлежащего исполнения законов и соблюдения прав человека, но не должно оставаться безучастным к проблемам исправительных учреждений, где права осужденных зачастую нарушаются не умышленно, а из-за отсутствия необходимых условий, в том числе и материальных.
В соответствии со статьей 23 УИК РФ общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. На основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Соответствующая норма содержится и в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», статья 38 которого устанавливает, что общественные организации контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
В последнее десятилетие в обществе накоплен большой потенциал общероссийских и региональных общественных организаций, осуществляющих контроль за местами лишения свободы в пределах, допустимых при отсутствии правового регулирования, и оказывающих содействие работе учреждений уголовно-исполнительной системы. Роль общественных организаций в соответствии с действующим законодательством заключается не только в выявлении нарушений прав сотрудников и осужденных, о наличии которых так эмоционально говорят в обществе и которые признает система, но и в оказании помощи учреждениям уголовно-исполнительной системы.