Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловливается тем, что судебная реформа 1864 года стала полезным опытом в истории развития отечественной юриспруденции. Судебная реформа явилась своеобразным толчком для демократизации и усиления прав личности и человека, в том числе права на справедливое правосудие.
Целью настоящей курсовой работы является исторический и правовой анализ:
- уголовного судопроизводства до судебной реформы 1864 года;
- причин, послуживших основанием для проведения реформирования уголовного процесса;
- уголовного судопроизводства после судебной реформы 1864 года.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА 5
1.1 Уголовное судопроизводство до судебной реформы 1864 года 5
1.2 Причины судебной реформы 1864 г. 11
ГЛАВА 2 УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС ПО УСТАВУ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 1864 ГОДА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Таким образом, исходя из того, что обжалование приговоров было возможно только после фактического исполнения приговора, можно сделать вывод об отсутствии гуманных начал уголовного судопроизводства. Осужденный, в случае признания жалобы не обоснованной, мог понести телесное наказание повторно, что сводило к минимуму обжалование судебных приговоров.
Изучив историко – правовую литературу, можно сделать следующие выводы. Существовавшее уголовное судопроизводство:
- строилось на инквизиционных началах;
- носило антигуманный характер;
- основывалось на системе формальных доказательств;
- не нуждалось в
-носило обвинительный характер;
- основывалось на сословном принципе.
Правление императора Александра II (1855 – 1881 года) стало периодом существенных преобразований российского общества и законодательства.
Модернизация, проведенная Александром II, представляет собой уникальный положительный опыт многоплановых и радикальных преобразований, вошедших в историю как эпоха Великих реформ. Реформирование было вызвано целым рядом проблем в обществе и государстве, основной причиной которых являлось крепостное право. Данный социально – экономический институт оказал существенное влияние на все стороны жизни российского государства – политику, экономику, культуру20.
19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. «Несмотря на свою противоречивость и непоследовательность, крестьянская реформа имела огромное значение – наконец, было ликвидировано рабство на российской земле, созданы условия для существования классов промышленников и наемной рабочей силы»21.
В результате отмены крепостного права произошло возникновение новой социальной структуры общества. Старая сословная система судов перестала отвечать требованиям осуществления правосудия в соответствии с новым социальным устройством22. Так как до отмены крепостного права основная часть населения Российской империи – крестьяне – пребывала фактически вне рамок правоотношений, характерных для подавляющего большинства стран европейской цивилизации23.
Таким образом, одной из основных причин для проведения реформы 1864 года была отмена крепостного права и наделения крестьян землей, что привело к расширению их правового статуса. В этой связи потребовалось разработать систему мер, способных гарантировать реальное пользование вновь приобретенными правами24.
Проведенные преобразования общественной жизни потребовали создания законодательной базы, способной регулировать новые частнособственнические отношения, где главная роль отводилась гражданскому и уголовному судопроизводству25.
Причины необходимости проведения Судебной реформы 1864 года заключается в исторических условиях развития российского государства и общества. К середине XIX века Россия существенно отставала от развитых стран Европы в плане социально – экономического развития26.
Своеобразным «толчком к активизации работ по преобразованию судебной системы стали события в Западной Европе (Французская революция) и боязнь правящей власти революции в России, о чем в 1858 году предостерегал А.В. Головнин в письме великому князю Константину Николаевичу: «консерваторы, охраняя все старое и препятствуя реформам, непременно приведут Россию к переворотам. Необходимо предупредить революцию издавая законы и делая распоряжения, которые дали бы народу то, что народ со временем возьмет, если правительство заблаговременно не даст ему. Эти блага следующие: хорошие суды с гласностью и адвокатами, хорошая полиция»27.
Таким образом, правительство понимало необходимость проведения судебной реформы.
20 ноября 1864 года Александр II подписал указ об утверждении Учреждения судебных установлений, Устава гражданского судопроизводства, Устава уголовного судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, что означало начало проведения Судебной реформы 1864 года28.
Устав уголовного судопроизводства включал «Общие положения» и три книги: 1) «Порядок производства в мировых судебных установлениях»; 2) «Порядок производства в общих судебных местах»; 3) «Изъятие из общего порядка уголовного судопроизводства».
Судебная реформа 1864 года внесла в российское уголовное судопроизводство демократические принципы судоустройства и процесса, создала суд, который выносит справедливые и законные решения. «Необходимым условием этого, по мнению авторов Судебных уставов, могло стать предоставление судьям несменяемости, которая предполагала пожизненную должность судьи, если он только не совершал уголовно наказуемого деяния. Согласно статье 212 Учреждения судебных установлений члены судов назначались императором по представлению министра юстиции и могли быть уволены от должности в исключительных и строго определенных случаях. Судебная реформа ввела стройную систему судебных органов со строго ограниченной компетенцией. Окружной суд в системе судебных мест являлся судом первой инстанции и состоял из председателей и членов, в число которых входили судебные следователи, производившие предварительные следствия по преступлениям и проступкам, подсудным данному суду»29.
С принятием Устава уголовного судопроизводства розыскная (следственная) форма уголовного судопроизводства сменилась смешанной формой, при которой производство по уголовным делам делилось на стадии30.
Первая стадия уголовного судопроизводства – предварительное расследование, которое осуществлялось негласно, письменно, а также на данной стадии отсутствовало равноправие сторон. Предварительное расследование подразделялось на дознание и предварительное расследование31.
Также в уголовном судопроизводстве
1864 года появилась новая, самостоятельная
стадия уголовного процесса – предание
суду. На данной стадии прокурор принимал
решение о достаточности
Следующая стадия – непосредственно судебное разбирательство по уголовному делу. Данная стадия уголовного судопроизводства характеризовалась проявлением демократических принципов. Судебное разбирательство основывалось на устности, гласности, состязательности процесса, свободной оценке доказательств по внутреннему убеждению судей. Данная стадия состояла из: подготовительных действий к суду, судебное следствие с прениями сторон, постановление приговора, его исполнение и пересмотр33.
Реформированный уголовный процесс по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года строился на началах законности. По всем делам публичного преследования, согласно общим положениям Устава уголовного судопроизводства прокурор выполнял функции возбуждения уголовного преследования и государственного обвинения в уголовном процессе на правах стороны. Однако прокурору одновременно отводилась функция наблюдения за законностью процесса в целом, что выражалось в праве лиц прокурорского надзора обжаловать приговоры суда не только в интересах обвинения, но и в интересах обвиняемого34.
Так согласно статье 739 Устава уголовного судопроизводства: «прокурор в обвинительной речи не должен ни представлять дело в одностороннем виде, извлекая из него только обстоятельства, уличающие подсудимого, не преувеличивать значения имеющихся в деле доказательств и улик или важности рассматриваемого преступления»35, а также согласно статье 740 «если прокурор находит оправдания подсудимого уважительными, то обязан, не поддерживая обвинительного акта, опровергнутого судебным следствием, заявить о том суду по совести»36.
Анализируя нормы, закрепленные в Уставе уголовного судопроизводства 1864 года нельзя не отметить такие положительные тенденции развития уголовного процесса, как гуманизация, состязательность, направленность на установление истины по уголовному делу.
Следует отметить, что после Александровской реформы в 1864 году публичное начало в уголовном процессе стало преобладающим, однако существующий порядок производства по уголовным делам также учитывал личные интересы и сохранял некоторые элементы частно – искового характера37.
Рассмотрим подробнее первую стадию уголовного процесса, предусмотренную Уставом уголовного судопроизводства 1864 года.
«И.Я. Фойницкий определял предварительное следствие как «ряд производимых судебными органами действий, которыми выясняется преступное событие и вероятная виновность или невиновность лиц, на которые падает обвинение в его учинении, в видах решения вопроса о направлении дела в суд к окончательному разбирательству»38
Предварительное следствие было обязательной стадией производства по уголовным делам, которые подлежали рассмотрению с участием присяжных заседателей. Однако могло проводиться по любому делу по требованию прокуратуры или суда39.
В исключительных случаях судебные следователи проводили предварительное расследование по следующим категориям дел: 1) по делам, подсудным Судебной палате (государственные и должностные преступления); 2) по некоторым должностным преступлениям, подсудным Сенату; 3) по некоторым преступлениям, подсудным военным судам. Подследственность дел о преступлениях совершенных военнослужащими хотя и определялась военным законодательством, но судебные следователи окружных судов производили предварительное следствие по общим преступлениям, совершенными офицерами и генералами, за исключением: 1) нарушение воинской дисциплины; 2) нарушения в местах, находящихся в исключительном ведении военного начальства; 3) нарушения совершенные одним военнослужащим против другого во время отправления ими воинских обязанностей40.
Помимо того, кроме судебных следователей органами предварительного следствия могли быть: «1) мировой судья по делам, подлежащим ведомству мировых установлений, но он может возлагать производство дознания и собирания сведений на полицию (статья 57 Устава уголовного судопроизводства); 2) общая полиция, которая, во – первых, есть орган предварительного следствия, заменяющий отсутствующий судебного следователя (статьи 256 – 259 Устава уголовного судопроизводства), во – вторых, нормальный орган дознания негласного и, в третьих, помощник судебного следователя в необходимых для него разведках, которые производятся по его поручению (статья 271 Устава уголовного судопроизводства); 3) специальная, или жандармская, полиция и должностные лица казенных управлений, заменяющих общую полицию; 4) различные органы, заменяющие судебного следователя по производству предварительных следствий, как –то: начальство обвиняемых по делам о должностным преступлениях, член судебной палаты и сенатор по делам о преступлениях политических, где судебный следователь превращается в орган дознания41.
По Уставу уголовного судопроизводства функции по проведению предварительного следствия были предоставлены не только судебным следователям, но и другим должностным лицам.
Согласно статье 262 Устава уголовного судопроизводства предварительное следствие не может быть начато судебным следователем без законного к тому повода и достаточного основания.
В соответствии со статьей 297 Устава уголовного судопроизводства законными поводами к производству предварительного следствия признавались: 1) объявления и жалобы частных лиц; 2) сообщения полиции, присутственных мест и должностных лиц; 3) явка с повинною; 4) возбуждение дела Прокурором, и 5) возбуждение дела по непосредственному усмотрению Судебного Следователя.
Решения следователя оформлялись
постановлениями, в которых должно
было быть отражено время их составления,
законные поводы и основания предпринимаемых
следственных действий. При проведении
каждого следственного
Особенностью предварительного следствия по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года являлось положение, что его производство могло быть прекращено лишь судом. Судебный следователь, не найдя оснований для дальнейшего продолжения следствия, должен был приостановить его и спросить через прокурора разрешение суда на прекращение дела.
После окончания предварительного следствия, начиналась вторая стадия уголовного процесса – предания суду.
В соответствии со статьей 510 Устава уголовного судопроизводства, после получения предварительного следствия прокурор окружного суда обязан был разрешить несколько вопросов: 1) подлежит ли дело ведению прокурорской власти; 2) произведено ли следствие с надлежащей полнотой и 3) следует ли обвиняемого предать суду или же дело о нем должно быть прекращено или приостановлено.
В случае если прокурор решал что обвиняемый подлежит преданию суду, он составлял обвинительный акт.
В соответствии со статьей 520 Устава уголовного судопроизводства, в обвинительном заключении должны были содержаться: 1) событие, заключающие в себе признаки преступного деяния; 2) время и место совершения преступного деяния, на сколько это известно; 3) звание, имя, отчество и фамилия или прозвище обвиняемого; 4) сущность доказательств и улик, собранных по делу против обвиняемого; 5) определение по закону: какому именно преступлению соответствуют признаки рассматриваемого деяния.
Как уже отмечалось ранее, с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864 года были провозглашены такие демократические принципы правосудия, как гласность, состязательность, непосредственность, право обвиняемого на защиту. Особое значение имело провозглашение в уголовно – процессуальном праве презумпция невиновности, согласно которой любое лицо считалось невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена приговором суда. Была отменена система формальных доказательств, которая была заменена системой свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению судей. Однако следует отметить, что в самодержавном государстве эти принципы не могли соблюдаться полностью, но сам факт закреплениях в процессуальном законодательстве был серьезным позитивным шагом перестройки феодального правосудия в соответствии с началами буржуазного уголовно – процессуального права43.
Информация о работе Уголовный процесс по Судебной реформе 1864 года