Уголовный сыск в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Полиция рассматривалась изначально исключительно как карательный орган для борьбы с революционным движением. Изучение других сторон ее деятельности в советской историографии не приветствовалось. Объективность же требует признать, что борьба с революционным движением, хотя и имела место в деятельности российской полиции, все же оставалась далеко не единственным занятием данного органа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Начало создания МВД и его поэтапное реформирование……………………...6
Предпосылки становления сыскной полиции…………………………………11
Создание специализированной сыскной полиции Петербурга в 1866 г……..14
Организация работы сыскных отделений по Закону от 6 июля 1908 г. «Об организации сыскной части»……………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

кр ОВД.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки становления сыскной полиции.

Медленный рост промышленности, стабильность городского населения, вызывая экономическое  отставание страны, в то же время  определяли достаточно постоянный и  невысокий уровень преступности в городах. Тяжкие преступления были довольно редки и, как правило, носили очевидный характер, совершались  в состоянии опьянения, поэтому  не существовало остроты проблемы их раскрываемости.

Но это не значит, что работе по раскрытию уголовных преступлений не уделялось должное внимание, хотя и не существовало специальное подразделение, эти функции были возложены помимо прочих дел на обычный орган полиции. В сельской полиции распределение  обязанностей между отделами было несколько  иначе. В 1837 г. вышло новое положение  о земской полиции, кстати, увеличившее  число полицейских в уезде. Канцелярия земского уездного суда состояла из двух отделов. В первом рассматривались вопросы борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, проведения следствия, второй контролировал выполнение сельской полицией поручений губернской администрации.

Тем не менее, в 1842 г. в порядке усиления борьбы с кражами возник проект создания в Санкт-Петербурге специальной  сыскной полиции, подчиненной непосредственно  обер-полицмейстеру. Проект не был осуществлен, что, очевидно, было связано с переменами в руководстве столичной полиции, после того как были выявлены большие  злоупотребления в их деятельности. Другой фактор невостребования в создании сыскной полиции – стабильность социально-экономического, государственного строя, невысокий уровень преступности, которые не вызывали потребности глубоких изменений в политико-правовой сфере, в реорганизации судебных, полицейских учреждений.

Начиная с 60-х годов ⅩⅨ в. происходят частые изменения в структуре и компетенции полиции. Непосредственной причиной преобразований была крестьянская реформа 1861 г., которая внесла существенные новшества в жизнь уездов. Изменение поземельных отношений и потеря помещиками права собственности на крестьян, включавшим в себя и ряд полицейских прав, вызвали необходимость реорганизации уездных полицейских органов. В 1862 г. произошло объединение уездной и городской полиции, для чего были созданы уездные полицейские управления, возглавлявшиеся уездными исправниками. Он назначался правительством, превращая полицию из сословного органа в орган общегражданский. Это объединение не коснулось губернских и наиболее крупных уездных городов, а также столиц, в которых была сохранена городская полиция. Следует отметить, что, проводя реформы в области местного управления, правительство освободило полицию от хозяйственных функций, передав их земствам и органам городского самоуправления.

Реформа коснулась не только структуры  полиции, но оказала существенное влияние  на ее компетенцию. Еще 8 июня 1860 г. был  подписан Указ, передававший предварительное  следствие, производившееся ранее  полицией, вновь учрежденным судебным следователям. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. подтвердили это положение  и освободили полицейские органы от осуществления судебных функций, указав, что полиция проводит дознания и выполняет законные требования судебных органов. Полиция могла  проводить дознание посредством  розысков, словесными расспросами и  негласным наблюдением, не производя  ни обысков, ни выемок в домах. Эти  следственные действия полиция имела  право осуществлять только тогда, когда  до прибытия судебного следователя  следы преступления могли изгладиться. Все материалы дознания полиция  передавала судебному следователю  и с этого момента обязана  была выполнять его отдельные  поручения. Из сказанного видно, что производство следственных действий по собиранию доказательств, то есть собственно процессуальная деятельность по уголовному делу, было прерогативой судебного следователя, и основой для такого жёсткого разделения функций являлась принадлежность следователей и органов дознания к разным ветвям государственной власти.

Провозглашенный и реализованный  в пореформенном российском законодательстве принцип разделения властей получил  в уголовном процессе специфичное  выражение. Дореволюционная система  взаимодействия между разными правоприменяющими органами, в том числе между органами предварительного следствия и дознания, – яркое тому подтверждение. Разграничение компетенции между ними во всех случаях было продиктовано необходимостью ограждения судебной власти от несвойственной ей и при этом обременительной работы.

Оставив за собой функции дознания, полиция могла совершенствовать оперативно-розыскную деятельность, отрабатывать формы и методы работы по борьбе с преступностью и накапливать  опыт. Оперативно-розыскная деятельность стала органически вплетаться в  повседневную антикриминальную работу органа дознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание  специализированной сыскной полиции  Петербурга в 1866 г.

Реформы 60-х годов ⅩⅨ в. в России и, прежде всего, отмена крепостного права способствовали ускорению социально-экономического, промышленного развития страны. Этот процесс сопровождался распадом традиционных связей и отношений в деревне, углублением социального расслоения, увеличением миграционных потоков из сельской местности в города, люмпенизацией части населения, что становилось основой для роста преступности. Это было характерно для всех стран, проходящих стадию быстрого промышленного развития, становления новых буржуазных отношений.

Полиция стала приспосабливать  свою структуру, формы и методы работы к наиболее эффективному выполнению стоящих перед ней задач, в  том числе и в рамках уголовного судопроизводства. Специальным законом  в 1866 году в полиции Петербурга, а  после и в других городах России было создано сыскное отделение  как специализированный орган уголовного розыска. Но оно влачило жалкое существование. Даже оклады его сотрудников были значительно ниже, чем в других службах полиции. Лишь в 1887 г. были увеличены штаты отделения и повышены оклады.

Хотелось бы сказать несколько  слов о политической полиции, функции  которой “переплетались” с функциями  общей полиции, в частности в  оперативно-розыскной деятельности. В 1827 году создан специальный жандармский  корпус, составивший вооруженную  и оперативную опору Ⅲ Отделения. Авторитет жандармского движения  в обществе был высок. Комплектование осуществлялось  по принципу построения элитного соединения. Отбирались  наиболее разумные и образованные солдаты. После корпус жандармов комплектовался офицерами и классными чинами переводом офицеров из других частей войск всех родов оружия и классных чинов из запаса армии или отставки. В 1836 году было принято “Положение о Корпусе жандармов”. Создавалась сеть  жандармских округов.

В 1867 г. было принято новое “Положение о корпусе жандармов”, по которому  вместо жандармских округов, включавших в свой состав  несколько губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии и городские команды жандармов. В задачи жандармских команд входили “усмирение буйства и восстановление  нарушенного повиновения”, “рассеяние  законом запрещенных скопищ”.

В связи с массовым строительством железных дорог, для их охраны учреждались  железнодорожные жандармские управления. Соответственно и борьба с преступностью  на железных дорогах (основным видом  преступлений были хищения грузов) оставалась в их компетенции. Таким  образом, железнодорожная жандармерия  была частью политической полиции, организованной на военный лад (т.к. состояла на бюджете  Военного министерства) и выполнявшей  функции общей полиции. Успехи железнодорожной  жандармерии в борьбе с хищениями  были весьма скромны – она почти  не занималась оперативной работой, т.к. в ее составе не было органа, приспособленного для этого вида деятельности, переодеваться же в  гражданское платье жандармам категорически  запрещалось. Отсутствию сыскного органа была противопоставлена изощренная система учета и хорошо организованная патрульно-постовая служба.

В мае 1871 г. было принятие “Правил  о порядке действий чинов Корпуса  жандармов по исследованию преступлений”. Этот акт вводил жандармерию в  число участников уголовного процесса, предоставив ей право производства дознаний по государственным и уголовным  преступлениям, причем жандармам вменялось  в обязанность содействовать  прокуратуре и полиции в обнаружении  уголовных преступлений. Но борьба с уголовной преступностью не являлась главной целью в работе жандармерии.

Рост революционного движения и  недостаточно эффективная деятельность Ⅲ Отделения привели к реорганизации Министерства внутренних дел, проведенной 6 августа 1880 г. Суть ее сводилась к объединению в ведение МВД политической и общей полиции. Непосредственно всеми видами полиции стал управлять департамент полиции. Ⅲ Отделение упразднялось, общее руководство корпусом жандармов было возложено на министра внутренних дел, получившего одновременно звание шефа жандармов. Командиром корпуса стал заместитель министра внутренних дел – заведующий государственной полицией, он же курировал и департамент полиции. С точки зрения организационной реформа также оказалась половинчатой. Дело в том, что Отдельный корпус жандармов был и оставался воинской частью, плохо вписавшейся в невоенное Министерство внутренних дел и, не смотря на подчинение – товарищу министра – корпус в значительной мере оставался независимым.

Жандармы были недостаточно приспособлены  к ведению политического сыска  в среде разночинной интеллигенции, т.е. полиция продолжала искать врагов государства вблизи трона, прямо  прозевав этап революционного движения, на котором в борьбу с самодержавием  включились разночинцы. Учитывая эти  обстоятельства, в 1880 г. в Петербурге при градоначальнике и в Москве при обер-полицмейстере были учреждены  специализированные органы политического  сыска – отделения по охране государственного порядка и общественной безопасности, сокращенно их стали называть охранными  отделениями. Они имели своей задачей борьбу с революционными подпольными организациями при помощи: розыска, наружного наблюдения и секретной агентуры. Деятельность этих отделений выходила далеко за рамки столичных губерний. Так, созданный при Московском охранном отделении "летучий отряд филеров", преследовал революционеров на большей части территории империи.

Корпус жандармов сохранил свою военную организацию. Жандармы использовались главным образом для проведения арестов, дознаний и ведения следствия  по делам о государственных преступлениях.

 

 

 

Организация работы сыскных отделений по Закону от 6 июля 1908 г. “Об организации сыскной  части”.

С конца XIX века при канцеляриях полицмейстеров  стали формироваться сыскные отделения. К началу ХХ в. возникла настоятельная необходимость в создании этих специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью, или, как говорили тогда, розыском при раскрытии уголовных преступлений. 6 июля 1908 г. был принят Закон “Об организации сыскной части”, в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения четырех разрядов.

Следует сказать, что в вопросе  образования новых полицейских  органов законодатель часто шел  вслед за складывавшейся практикой, и нормативные акты, создавшие  новые структуры, обобщали и конкретизировали имевшийся опыт. Сыскные отделения  действовали в столицах и наиболее крупных городах уже в 80-х годах  XIX в. и к 1908 г. накопили солидный опыт.

Закон от 6 июля 1908 г. формулировал задачу сыскных отделений как производство розыска по делам общеуголовного характера. В нем, однако, указывалось, что чины сыскных отделений имели все права и обязанности, присвоенные полиции судебными уставами. Это означало, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей. Это положение было подтверждено “Инструкцией чинам сыскных отделений” от 9 августа 1910 г.

Согласно Инструкции чины сыскных  отделений наделялись значительными  полномочиями. Например, гласное и  негласное расследование или  систематический надзор за преступными  и порочными элементами путем  негласной агентуры и наружного  наблюдения. Наличие распоряжений и инструкций начальников местной полиции, которые определяют отношения чинов сыскных отделений и общей полиции, согласно которым для обеспечения общей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, а те в свою очередь обязаны всегда и во всем оказывать свое законное содействие чинам сыскных отделений.

Район деятельности сыскного отделения  определяется пределами ведения  полицейского управления, в которое  оно входит, но по особому поручению  руководства и с разрешения окружного  прокурора полицейские сыска  могут проводить негласные розыски  и дознания по всей губернии, вплоть до преследования преступника на границе другой губернии до тех пор, пока к преследованию не приступит  местная полиция.

О деятельности по производству дознаний о преступлениях, а также о  ходе негласных расследований, предпринимаемых  в видах предупреждения деяний общеуголовных, начальник сыскного отделения обязан уведомить окружного прокурора. Полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могут получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, но об исполнении обязаны предварительно уведомить своего начальника, в безотлагательных случаях, приступив к исполнению, доложить начальнику при первой возможности.

Все сведения, касающиеся дел политического  характера, начальник сыска обязан незамедлительно сообщать начальнику губернского жандармского управления или охранному отделению и  не принимать каких-либо мер по данному  делу.

Информация о работе Уголовный сыск в дореволюционной России