Содержание
Введение …………………………………………………………………….3-4
Глава
I Теоретические основы управления
конкурентоспособностью предприятия
…………………………………………………………………5
1.1.
Подходы к управлению (новые требования)
и особенности управления предприятием
в переходный период ..……………………………………………………………………………….5-7
1.2.
Роль и значение оценки и
анализа конкурентоспособности
предприятия…………………………………………………………………..8-11
Глава
II Методы управления конкурентоспособностью
предприятия……12
2.1.
Методические подходы к выбору направлений
разработки методов оценки и анализа конкурентоспособности
предприятия …………………12-16
2.2. Прогнозирование
уровня конкурентоспособности предприятия……17-21
Глава
III. Организационное обеспечение управления
конкурентоспособностью предприятия……………………………………..22
3.1.
Методические рекомендации по
организации работ по управлению
конкурентоспособностью предприятия…………………………………………………………………..22-40
Введение.
Происходящие
в нашей стране сложные процессы
реформирования экономических отношений
и развитие новых рыночных условий
хозяйствования требуют новых подходов
к организации производственно-хозяйственной
деятельности, принципов и методов
управления производством.
В
ходе экономических реформ промышленные
предприятия России претерпели существенные
изменения, как с точки зрения
социально-экономической природы
собственности, так и с точки
зрения качественных и количественных
характеристик своих производственных
возможностей. Изменившаяся коренным
образом внешняя среда потребовала навыков
ведения хозяйственной деятельности в
условиях конкуренции.
Развитие
экономики России свидетельствует
о том, что экономические реформы,
направленные на обеспечение и поддержку
перехода промышленных предприятий
к рыночным условиям хозяйствования
к настоящему времени пока не достигли
ожидаемых результатов. Это подтверждается
неустойчивостью основных показателей
производственно-хозяйственной деятельности
предприятий и крайне низкой конкурентоспособностью
на внутренних и внешних рынках как
самих предприятий и выпускаемой
ими продукции, так и государства
в целом. Одна из основных причин такого
состояния отечественной экономики
состоит в том, что процессы управления
на большинстве промышленных предприятий
продолжают испытывать на себе груз старых
принципов управления, характерных
для административно-командной экономики.
Изучение,
анализ и оценка этих особенностей,
т.е. силы влияния динамичной внешней
среды на деятельность предприятия,
условий конкуренции и трудно
предсказуемого поведения конкурентов,
необходимо предприятию, прежде всего,
для того чтобы:
определить
степень своей адаптации к
воздействию внешних и внутренних
факторов рыночной среды;
выявить
свои конкурентные преимущества и недостатки
перед конкурентами;
оценить
уровень своей конкурентоспособности;
разработать
комплексы организационно-экономических,
технических и технологических
мероприятий направленных на ее повышение;
3
разработать
различные сценарии развития рыночной
среды и эффективные конкурентоспособные
стратегии своего развития в этой
среде.
Изучение,
анализ и оценка этих особенностей,
т.е. силы влияния динамичной внешней
среды на деятельность предприятия,
условий конкуренции и трудно
предсказуемого поведения конкурентов,
необходимо предприятию, прежде всего,
для того чтобы:
определить
степень своей адаптации к
воздействию внешних и внутренних
факторов рыночной среды;
выявить
свои конкурентные преимущества и недостатки
перед конкурентами;
оценить
уровень своей конкурентоспособности;
разработать
комплексы организационно-экономических,
технических и технологических
мероприятий направленных на ее повышение;
разработать
различные сценарии развития рыночной
среды и эффективные конкурентоспособные
стратегии своего развития в этой
среде.
4
Глава I
Теоретические основы управления конкурентоспособностью
предприятия.
1.1. Подходы
к управлению (новые требования)
и особенности управления предприятием
в переходный период
Современное
состояние производственно-экономических
отношений в России характеризуется
большим количеством противоречий.
Происходящие в нашей стране сложные
процессы реформирования экономических
отношений и развитие новых рыночных
условий хозяйствования требуют
новых подходов к организации
производственно-хозяйственной деятельности,
принципов и методов управления
производством.
В условиях
бывшей командно-административной системы
вопросы управления решались централизованно,
в результате чего принципы функционирования
предприятий определялись установленными
государством правилами и нормами.
Планы, программы, постановления, фонды,
лимиты, наряды, инструкции, государственные
цены регламентировали экономическую
среду, в которой вынуждены были действовать
предприятия. В этой ситуации представлялось
возможным прогнозировать объемы производства,
продаж и дохода, а главное, при такой системе
из экономических процессов исключались
факторы случайности, возникающие, в частности,
в условиях жесткой конъюнктуры рыночных
отношений, приводящие к хозяйственным
рискам и отрицательно влияющие на результат
хозяйственной деятельности. Другими
словами, в условиях прежней системы управления
предприятия имели гарантированные заказы
и гарантированные рынки сбыта. Однако,
при этом, они автоматически лишались
самостоятельности в вопросах планирования,
прогнозирования и распределения, попадая
тем самым в полную зависимость от государства.
Отрицание самостоятельности
предприятия в вопросах управления
и недооценка роли конкурентной борьбы
- неотъемлемые черты бывшей централизованной
системы хозяйствования. И, как следствие,
проблемы рыночной экономики на долгие
десятилетия были отодвинуты на второй
план, как не соответствующие природе
социализма. В условиях такой идеологии
хозяйственные задачи предприятия
и методы их решения всегда были
однозначно определены государством,
поэтому вектор управленческих решений
сводился к обеспечению условий
выполнения и контролю над выполнением
директив, нормативов и плановых показателей,
поступающих от министерств и
ведомств.
. Длительное
игнорирование специфики товарного
производства и роли рынка
в условиях планово-распределительной
системы привело к тому, что
в момент перехода к рыночной
экономике многие руководители
не имели практического опыта
работы на принципах экономической
самостоятельности.
В период
перехода от командно-административной
экономики к рыночной резко изменились
отношения предприятий с государством,
финансовой системой, поставщиками, потребителями
и конкурентами. У субъектов рынка возникла
необходимость самостоятельно решать
стоящие перед ними проблемы и определять
цели своего развития. Однако директивный
стиль управления оставил в наследство
экономике переходного периода неспособность
руководителей правильно анализировать
рыночную ситуацию, выявлять новые тенденции
развития рынка и точно их прогнозировать.
Это обстоятельство определяло в начале
реформ и продолжает определять в настоящее
время ошибочность большей части управленческих
решений на предприятиях и, как следствие,
глубину и продолжительность кризисных
явлений экономики страны в целом.
Органически
присущая современному производству,
ориентированному на «рынок покупателя»,
черта организованности предполагает
развитую рыночную деятельность и строгое
выполнение хозяйственных договоров.
Последнее объясняется тем, что
в условиях централизованно управляемой
экономики, издержки не оправдавшейся
деятельности предприятия, брало на себя
государство, а в новых условиях, - они
ложатся на субъекты рынка. Таким образом,
руководство предприятий обязано самостоятельно
принимать управленческие решения, что,
и обуславливает актуальность проблемы
адаптации рыночной концепции управления
предприятием к сложностям и особенностям
рыночных отношений в условиях экономики
переходного периода.
Экономическая
свобода предприятия в современных
рыночных условиях характеризуется, как
правило, повышенным хозяйственным
риском, определяемым нестабильностью
спроса, цен, поведения конкурентов,
влиянием случайных факторов неэкономической
природы на эффективность принятия
управленческих решений, изменчивостью
рыночной конъюнктуры и т.д. В
отечественной экономической литературе
достаточно хорошо разработаны основные
факторы, вызывающие нестабильность экономики
России. Учитывая высокую степень
интеграции мировой экономики, считаем
необходимым, включить дополнительно
к этим факторам фактор влияния процессов
глобального, макро и микро уровней
.
В таких
условиях, прежде чем принять управленческие
решения руководители должны в сжатые
сроки изучить внутреннюю и внешнюю
среду предприятия, провести оценку
влияния возникших рыночных изменений
на его деятельность и найти новые
решения по ее корректировке. Из сказанного
следует, что переход к рыночным
отношениям приводит к возникновению
в области управления ряда проблем,
решением которых до этого в стране,
по вполне понятным причинам, никто
из ученых и практиков не занимался.
В то же время, готовые схемы решения
подобных проблем, с успехом применяемые
в странах с развитой рыночной
экономикой, могут оказаться вполне
эффективными при разумной их адаптации
к условиям российской экономики. Деятельность
предприятия в условиях конкурентного
рынка - это система отношений
производителя и покупателя, согласно
которым производитель должен предлагать
не то, что он хочет продать, а
то, что хочет купить потребитель,
учитывая при этом активное поведение
конкурентов . В силу развития конкуренции
руководство предприятия должно регулярно
проводить анализ конъюнктуры рынка, рыночного
спроса и его специфики. Таким образом,
управленческие решения по производству
и сбыту продукции должны приниматься
на основе полного знания рыночных факторов
и учета влияния, которое эти решения могут
оказать на рынок. Результаты такого анализа
оказывают прямое воздействие на принятие
оптимального решения, связанного со следующим:
формированием ассортиментных программ;
обновлением продукции; изменением специфики
предприятия; изменением профиля производства;
обеспечением своевременной реализации
продукции; выгодным получением нужных
инвестиций для развития производства
и т.д..
Задачи
обоснования и принятия оптимального
управленческого решения на промышленных
предприятиях в условиях экономики
переходного периода России относятся
к разряду трудно разрешимых и
порождают ряд других сложных
проблем экономики, таких как
неоднозначность тенденций экономического
развития, нестабильность механизма
рыночного регулирования, глубину
трансформационного кризиса, сказавшегося,
прежде всего, на сокращении производства.
1.2. Роль и значение
оценки и анализа конкурентоспособности
предприятия
В
большинстве случаев отечественная
продукция оказывается неконкурентоспособной
вследствие отсутствия сертификатов качества
или же использования таких систем
оценки качества товаров, которые не
отвечают общепринятым в мире. Как
показывает мировая рыночная практика,
отсутствие сертификата ведет либо
к существенному снижению цены на
продукцию, либо вообще к отказу от
контракта, более того, отсутствие сертификата
на соответствие системы качества требованиям
Международной организации по стандартизации
исключает участие предприятия
в тендерах на получение выгодных
заказов от иностранных партнеров.
Таким образом, низкое качество продукции
- одна из ключевых и нерешенных проблем,
формирующая, соответственно, невысокий
уровень конкурентоспособности
предприятий и страны.
И
в тоже время наблюдается наплыв
на российский рынок импортных товаров,
вытесняющих отечественные. За 90-е годы
их доля увеличилась с 18,5 до 53,2% , что объясняется,
прежде всего, низкой конкурентоспособностью
отечественного товаропроизводителя,
которая является и интегральным показателем
экономического могущества государства
и условием его полноценного входа в мировую
рыночную экономику. Благоприятные условия
в экономике страны создаются исключительно
за счет высокой конкурентоспособности
первичного участка производственной
сферы - предприятия.
К
настоящему времени в России не приняты
на государственном уровне широкомасштабные
программы, направленные на повышение
и поддержку конкурентоспособности
предприятий, а имеющиеся позитивные
меры можно считать единичными. В
нашей стране с 1996 г. проводится Всероссийский
конкурс достижений предприятий
в области качества. В соответствии
с Положением конкурса его задачи
состоят в стимулировании предприятий,
уделяющих внимание управлению качеством
и в повышении их конкурентоспособности.
В конкурсе 1996 г. приняли участие
всего 61 предприятие из 12 регионов страны.
На следующий год был объявлен
второй конкурс, информация о котором
была распространена на предприятиях,
однако, ожидаемой активности производителей
не наблюдалось, в частности по причине
игнорирования этого события
средствами массовой информации. Все
последующие проведения указанного
конкурса свидетельствует о прохладном
отношении основной массы российских
предприятий к проблемам качества.
В стране хоть и созданы государственные
организационные структуры, призванные
управлять конкурентоспособностью
на уровне государства, но их деятельность
пока малоэффективна в процессе формирования
конкурентного отечественного производителя
и экономической системы страны в целом.
В
свое время конкурентоспособность
государства в значительной мере
зависела от наличия в ней трех
основных факторов производства - капитала,
природных и трудовых ресурсов. С
развитием технического прогресса
конкурентоспособность стали больше
определять факторы более высокого
уровня, прежде всего, инфраструктура
страны, ее научный потенциал, уровень
образования населения.
В
нашей стране проблемы конкурентоспособности
стоят весьма остро и безусловно
нуждаются в подробном анализе для выработки
конструктивной позиции государства и
принятия на ее основе продуктивных конкретных
решений субъектами внутренней и внешней
экономической политики.
Интегральными
показателями успешного функционирования
хозяйственной системы в целом
являются темпы экономического роста
и экспортной экспансии страны на
мировых рынках. Если с этих позиций
подходить к оценке нынешнего
положения нашей страны, то на протяжении
длительного периода времени
Россия демонстрировала неуклонное
общее сокращение производства, снижение
эффективности работы всей экономической
системы. Происходило прогрессирующее
уменьшение доли страны в мировом
экспорте, деградировала структура
ее экономики и внешней торговли.
В течение короткого периода
на месте сверхдержавы появилось
экономически отсталое государство
с резко ослабленными позициями
в мире.