Управление изменениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы: определить степень своей адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды; выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами; оценить уровень своей конкурентоспособности; разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических мероприятий направленных на ее повышение; разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные стратегии своего развития в этой среде.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3-4
Глава I Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия …………………………………………………………………5
1.1. Подходы к управлению (новые требования) и особенности управления предприятием в переходный период ..……………………………………………………………………………….5-7
1.2. Роль и значение оценки и анализа конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………..8-11
Глава II Методы управления конкурентоспособностью предприятия……12
2.1. Методические подходы к выбору направлений разработки методов оценки и анализа конкурентоспособности предприятия …………………12-16
2.2. Прогнозирование уровня конкурентоспособности предприятия……17-21
Глава III. Организационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия……………………………………..22
3.1. Методические рекомендации по организации работ по управлению конкурентоспособностью предприятия…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

управление изменениями.docx

— 72.74 Кб (Скачать файл)

                                                  Содержание 

Введение …………………………………………………………………….3-4

Глава I Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия  …………………………………………………………………5

1.1. Подходы к управлению (новые требования) и особенности управления предприятием  в переходный период ..……………………………………………………………………………….5-7

1.2. Роль и значение оценки и  анализа конкурентоспособности  предприятия…………………………………………………………………..8-11

Глава II Методы управления конкурентоспособностью предприятия……12

2.1. Методические подходы к выбору направлений разработки методов оценки и анализа конкурентоспособности предприятия …………………12-16

2.2.  Прогнозирование уровня конкурентоспособности предприятия……17-21

Глава  III. Организационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия……………………………………..22

3.1. Методические рекомендации по  организации работ по управлению  конкурентоспособностью предприятия…………………………………………………………………..22-40

 

 

 

 

 

Введение.

Происходящие  в нашей стране сложные процессы реформирования экономических отношений  и развитие новых рыночных условий  хозяйствования требуют новых подходов к организации производственно-хозяйственной  деятельности, принципов и методов  управления производством.

В ходе экономических реформ промышленные предприятия России претерпели существенные изменения, как с точки зрения социально-экономической природы  собственности, так и с точки  зрения качественных и количественных характеристик своих производственных возможностей. Изменившаяся коренным образом внешняя среда потребовала навыков ведения хозяйственной деятельности в условиях конкуренции.

Развитие  экономики России свидетельствует  о том, что экономические реформы, направленные на обеспечение и поддержку  перехода промышленных предприятий  к рыночным условиям хозяйствования к настоящему времени пока не достигли ожидаемых результатов. Это подтверждается неустойчивостью основных показателей  производственно-хозяйственной деятельности предприятий и крайне низкой конкурентоспособностью на внутренних и внешних рынках как  самих предприятий и выпускаемой  ими продукции, так и государства  в целом. Одна из основных причин такого состояния отечественной экономики  состоит в том, что процессы управления на большинстве промышленных предприятий  продолжают испытывать на себе груз старых принципов управления, характерных  для административно-командной экономики.

Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней  среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:

определить  степень своей адаптации к  воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды;

выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами;

оценить уровень своей конкурентоспособности;

разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических  мероприятий направленных на ее повышение;

                                                         3

 

разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные  стратегии своего развития в этой среде.

Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней  среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:

определить  степень своей адаптации к  воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды;

выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами;

оценить уровень своей конкурентоспособности;

разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических  мероприятий направленных на ее повышение;

разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные  стратегии своего развития в этой среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            4

Глава I Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия.

1.1. Подходы  к управлению (новые требования) и особенности управления предприятием  в переходный период

Современное состояние производственно-экономических  отношений в России характеризуется  большим количеством противоречий. Происходящие в нашей стране сложные  процессы реформирования экономических  отношений и развитие новых рыночных условий хозяйствования требуют  новых подходов к организации  производственно-хозяйственной деятельности, принципов и методов управления производством.

В условиях бывшей командно-административной системы  вопросы управления решались централизованно, в результате чего принципы функционирования предприятий определялись установленными государством правилами и нормами. Планы, программы, постановления, фонды, лимиты, наряды, инструкции, государственные цены регламентировали экономическую среду, в которой вынуждены были действовать предприятия. В этой ситуации представлялось возможным прогнозировать объемы производства, продаж и дохода, а главное, при такой системе из экономических процессов исключались факторы случайности, возникающие, в частности, в условиях жесткой конъюнктуры рыночных отношений, приводящие к хозяйственным рискам и отрицательно влияющие на результат хозяйственной деятельности. Другими словами, в условиях прежней системы управления предприятия имели гарантированные заказы и гарантированные рынки сбыта. Однако, при этом, они автоматически лишались самостоятельности в вопросах планирования, прогнозирования и распределения, попадая тем самым в полную зависимость от государства.

Отрицание самостоятельности  предприятия в вопросах управления и недооценка роли конкурентной борьбы - неотъемлемые черты бывшей централизованной системы хозяйствования. И, как следствие, проблемы рыночной экономики на долгие десятилетия были отодвинуты на второй план, как не соответствующие природе  социализма. В условиях такой идеологии  хозяйственные задачи предприятия  и методы их решения всегда были однозначно определены государством, поэтому вектор управленческих решений  сводился к обеспечению условий  выполнения и контролю над выполнением  директив, нормативов и плановых показателей, поступающих от министерств и  ведомств.

                                                    

. Длительное  игнорирование специфики товарного  производства и роли рынка  в условиях планово-распределительной  системы привело к тому, что  в момент перехода к рыночной  экономике многие руководители  не имели практического опыта  работы на принципах экономической  самостоятельности.

В период перехода от командно-административной экономики к рыночной резко изменились отношения предприятий с государством, финансовой системой, поставщиками, потребителями и конкурентами. У субъектов рынка возникла необходимость самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы и определять цели своего развития. Однако директивный стиль управления оставил в наследство экономике переходного периода неспособность руководителей правильно анализировать рыночную ситуацию, выявлять новые тенденции развития рынка и точно их прогнозировать. Это обстоятельство определяло в начале реформ и продолжает определять в настоящее время ошибочность большей части управленческих решений на предприятиях и, как следствие, глубину и продолжительность кризисных явлений экономики страны в целом.

Органически присущая современному производству, ориентированному на «рынок покупателя», черта организованности предполагает развитую рыночную деятельность и строгое  выполнение хозяйственных договоров. Последнее объясняется тем, что  в условиях централизованно управляемой  экономики, издержки не оправдавшейся деятельности предприятия, брало на себя государство, а в новых условиях, - они ложатся на субъекты рынка. Таким образом, руководство предприятий обязано самостоятельно принимать управленческие решения, что, и обуславливает актуальность проблемы адаптации рыночной концепции управления предприятием к сложностям и особенностям рыночных отношений в условиях экономики переходного периода.

Экономическая свобода предприятия в современных  рыночных условиях характеризуется, как  правило, повышенным хозяйственным  риском, определяемым нестабильностью  спроса, цен, поведения конкурентов, влиянием случайных факторов неэкономической  природы на эффективность принятия управленческих решений, изменчивостью  рыночной конъюнктуры и т.д. В  отечественной экономической литературе достаточно хорошо разработаны основные факторы, вызывающие нестабильность экономики  России. Учитывая высокую степень  интеграции мировой экономики, считаем  необходимым, включить дополнительно  к этим факторам фактор влияния процессов  глобального, макро и микро уровней .

В таких  условиях, прежде чем принять управленческие решения руководители должны в сжатые сроки изучить внутреннюю и внешнюю  среду предприятия, провести оценку влияния возникших рыночных изменений  на его деятельность и найти новые  решения по ее корректировке. Из сказанного следует, что переход к рыночным отношениям приводит к возникновению  в области управления ряда проблем, решением которых до этого в стране, по вполне понятным причинам, никто  из ученых и практиков не занимался. В то же время, готовые схемы решения  подобных проблем, с успехом применяемые  в странах с развитой рыночной экономикой, могут оказаться вполне эффективными при разумной их адаптации  к условиям российской экономики. Деятельность предприятия в условиях конкурентного  рынка - это система отношений  производителя и покупателя, согласно которым производитель должен предлагать не то, что он хочет продать, а  то, что хочет купить потребитель, учитывая при этом активное поведение конкурентов . В силу развития конкуренции руководство предприятия должно регулярно проводить анализ конъюнктуры рынка, рыночного спроса и его специфики. Таким образом, управленческие решения по производству и сбыту продукции должны приниматься на основе полного знания рыночных факторов и учета влияния, которое эти решения могут оказать на рынок. Результаты такого анализа оказывают прямое воздействие на принятие оптимального решения, связанного со следующим: формированием ассортиментных программ; обновлением продукции; изменением специфики предприятия; изменением профиля производства; обеспечением своевременной реализации продукции; выгодным получением нужных инвестиций для развития производства и т.д..

Задачи  обоснования и принятия оптимального управленческого решения на промышленных предприятиях в условиях экономики  переходного периода России относятся  к разряду трудно разрешимых и  порождают ряд других сложных  проблем экономики, таких как  неоднозначность тенденций экономического развития, нестабильность механизма  рыночного регулирования, глубину  трансформационного кризиса, сказавшегося, прежде всего, на сокращении производства.

 

 

 

 

 

 

1.2. Роль и значение  оценки и анализа конкурентоспособности  предприятия

В большинстве случаев отечественная  продукция оказывается неконкурентоспособной  вследствие отсутствия сертификатов качества или же использования таких систем оценки качества товаров, которые не отвечают общепринятым в мире. Как  показывает мировая рыночная практика, отсутствие сертификата ведет либо к существенному снижению цены на продукцию, либо вообще к отказу от контракта, более того, отсутствие сертификата  на соответствие системы качества требованиям  Международной организации по стандартизации исключает участие предприятия  в тендерах на получение выгодных заказов от иностранных партнеров. Таким образом, низкое качество продукции - одна из ключевых и нерешенных проблем, формирующая, соответственно, невысокий  уровень конкурентоспособности  предприятий и страны.

И в тоже время наблюдается наплыв на российский рынок импортных товаров, вытесняющих отечественные. За 90-е годы их доля увеличилась с 18,5 до 53,2% , что объясняется, прежде всего, низкой конкурентоспособностью отечественного товаропроизводителя, которая является и интегральным показателем экономического могущества государства и условием его полноценного входа в мировую рыночную экономику. Благоприятные условия в экономике страны создаются исключительно за счет высокой конкурентоспособности первичного участка производственной сферы - предприятия.

К настоящему времени в России не приняты  на государственном уровне широкомасштабные программы, направленные на повышение  и поддержку конкурентоспособности  предприятий, а имеющиеся позитивные меры можно считать единичными. В  нашей стране с 1996 г. проводится Всероссийский  конкурс достижений предприятий  в области качества. В соответствии с Положением конкурса его задачи состоят в стимулировании предприятий, уделяющих внимание управлению качеством  и в повышении их конкурентоспособности. В конкурсе 1996 г. приняли участие  всего 61 предприятие из 12 регионов страны. На следующий год был объявлен второй конкурс, информация о котором  была распространена на предприятиях, однако, ожидаемой активности производителей не наблюдалось, в частности по причине  игнорирования этого события  средствами массовой информации. Все  последующие проведения указанного конкурса свидетельствует о прохладном отношении основной массы российских предприятий к проблемам качества. В стране хоть и созданы государственные  организационные структуры, призванные управлять конкурентоспособностью на уровне государства, но их деятельность пока малоэффективна в процессе формирования конкурентного отечественного производителя и экономической системы страны в целом.

В свое время конкурентоспособность  государства в значительной мере зависела от наличия в ней трех основных факторов производства - капитала, природных и трудовых ресурсов. С  развитием технического прогресса  конкурентоспособность стали больше определять факторы более высокого уровня, прежде всего, инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень  образования населения.

В нашей стране проблемы конкурентоспособности  стоят весьма остро и безусловно нуждаются в подробном анализе для выработки конструктивной позиции государства и принятия на ее основе продуктивных конкретных решений субъектами внутренней и внешней экономической политики.

Интегральными показателями успешного функционирования хозяйственной системы в целом  являются темпы экономического роста  и экспортной экспансии страны на мировых рынках. Если с этих позиций  подходить к оценке нынешнего  положения нашей страны, то на протяжении длительного периода времени  Россия демонстрировала неуклонное общее сокращение производства, снижение эффективности работы всей экономической  системы. Происходило прогрессирующее  уменьшение доли страны в мировом  экспорте, деградировала структура  ее экономики и внешней торговли. В течение короткого периода  на месте сверхдержавы появилось  экономически отсталое государство  с резко ослабленными позициями  в мире.

Информация о работе Управление изменениями