Управление изменениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы: определить степень своей адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды; выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами; оценить уровень своей конкурентоспособности; разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических мероприятий направленных на ее повышение; разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные стратегии своего развития в этой среде.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3-4
Глава I Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия …………………………………………………………………5
1.1. Подходы к управлению (новые требования) и особенности управления предприятием в переходный период ..……………………………………………………………………………….5-7
1.2. Роль и значение оценки и анализа конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………..8-11
Глава II Методы управления конкурентоспособностью предприятия……12
2.1. Методические подходы к выбору направлений разработки методов оценки и анализа конкурентоспособности предприятия …………………12-16
2.2. Прогнозирование уровня конкурентоспособности предприятия……17-21
Глава III. Организационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия……………………………………..22
3.1. Методические рекомендации по организации работ по управлению конкурентоспособностью предприятия…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

управление изменениями.docx

— 72.74 Кб (Скачать файл)

Использование существующих и потенциальных конкурентных преимуществ сопряжено с необходимостью преодоления очевидных слабостей  отечественного народного хозяйства. В их числе - значительная энергоемкость  и материалоемкость производства, влекущая за собой дороговизну большинства  видов отечественной готовой  продукции; технологическая отсталость многих отраслей промышленности, не позволяющая  выпускать продукцию с высокими качественными характеристиками; недостаточная  развитость транспортной инфраструктуры, сферы коммуникаций; незавершенность  процесса адаптации экономических  субъектов к работе в нестабильных рыночных условиях. Конкурентные преимущества отечественной экономики во многом блокируются ее слабостями.

Среди отдельных отраслей российской экономики  наиболее конкурентоспособными на мировом  рынке являются отрасли, которые  базируются на передовых технологиях  и высокопрофессиональных кадрах. Это  подтверждается результатами исследований, проведенных Российским центром  реструктуризации промышленности, по проекту ТАСИС . Оценивалась конкурентоспособность ряда отраслей промышленности на внутреннем и мировом рынках.

Основные  отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности  были разделены на четыре категории:

- очень сильная конкурентная позиция  - черная металлургия;

- сильная конкурентная позиция  - цветная металлургия, электроэнергетика,  нефтехимическая, лесная, оборонная  отрасли, связь и телекоммуникации;

- посредственная конкурентная позиция - химическая, автомобильная, судостроение, машиностроение, приборостроение;

- слабая конкурентная позиция  - авиационная (гражданская), электронная,  текстильная.

Мировой опыт свидетельствует о том, что  наличие факторов производства является необходимым, но не достаточным условием успешной конкуренции. Для этого  еще нужны: определенный спрос на продукцию; требовательные потребители  и конкурентоспособные поставщики; добросовестное ведение конкуренции; соответствующая стратегия предприятий  относительно развития и повышения  конкурентоспособности. К сожалению, наличие недобросовестной конкуренции  на внутреннем рынке, его незначительная емкость и неприхотливое поведение  потребителей не дают возможности создания условий для роста конкурентоспособности  отечественных предприятий и  продукции. Предприятия не могут  производить конкурентоспособную  продукцию для внешних рынков, если она имеет низкое качество на внутреннем рынке. Страны, являющиеся сегодня лидерами мирового рынка, всегда отталкивались от внутреннего спроса, и их экспансия вначале шла  через насыщение внутреннего  рынка.

Считается общепризнанным, что низкая конкурентоспособность  отечественных товаропроизводителей и страны в целом - это проблема экономической безопасности государства. В связи с этим повышение конкурентоспособности - стратегическая задача любого объекта  отечественного рынка, решение которой  возможно на основе проведения глубокого  анализа конкурентоспособности  как экономической категории  и показателя экономической деятельности. Необходимость сравнения конкурентоспособности  субъектов рынка определяет в  свою очередь актуальность ее количественной оценки. Поэтому разработка методов  количественного измерения конкурентоспособности - одно из условий управления ею, справедливо  отмечено, что конкурентоспособность  государства и предприятия количественно  определяется на основе ее количественных и качественных характеристик. Если в первой половине ХХ века богатство  государств определялось занимаемой площадью, запасами полезных ископаемых, численностью населения, то в середине столетия сформировались условия для создания преимуществ у производителей, нацеленных на полное удовлетворение потребностей рынка на основе высокого технического уровня и качества изделий, ресурсосбережения и использования человеческого интеллекта. Данное обстоятельство, еще один неоспоримый аргумент в пользу необходимости проведения количественной оценки уровня конкурентоспособности. Сравнительный анализ конкурентоспособности предприятий необходим, как правило, в следующих случаях: при осуществлении проектов финансирования отрасли или предприятий специальными организациями; при анализе конкурентного положения предприятия работниками планово-экономических служб или приглашенными консультантами; при проведении предприятием специального маркетингового исследования рынка с целью улучшения собственной сбытовой политики или определения стратегий своего развития. При этом следует учитывать, что в зависимости от того, под каким углом зрения проводится анализ конкурентоспособности, количество факторов, участвующих в нем, и их значения могут сильно варьироваться. Так, например, если сравнительную оценку проводит коммерческий банк с целью выбора подходящих предприятий для краткосрочного кредитования, то приоритетными при проведении анализа будут факторы финансового состояния. Если же речь идет о долгосрочном кредитовании или институциональном инвестировании, то в этом случае значительно возрастает значение факторов эффективности. Оценка конкурентоспособности предприятия позволяет ему решить следующие важные задачи: определить свое положение на определенном рынке; разработать стратегические и тактические мероприятия эффективного управления; выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции; привлечь средства в перспективное производство; составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др. Однако, это возможно только при наличии объективных методик оценки уровня конкурентоспособности предприятия и эффективных организационно-экономических мероприятий по управлению конкурентоспособностью с целью ее повышения.

 

 

 

 

 

 

                                                               11

Глава II Методы управления конкурентоспособностью предприятия.

2.1. Методические подходы к выбору направлений разработки методов оценки и анализа конкурентоспособности предприятия.

Одной из основных целей любого предприятия  в рыночной экономике является повышение  своей конкурентоспособности и  выпускаемой продукции. Выше в данной работе было отмечено, что одним  из главных условий управления конкурентоспособностью предприятия является разработка методов  ее 1) анализа и 2)измерения, что в  свою очередь позволит управлять  ее уровнем и проводить сравнительный  анализ конкурентоспособности субъектов  рынка. Таким образом, задача количественного  измерения и анализа конкурентоспособности - одна из актуальных задач маркетинга в системе управления любого предприятия. В рыночных отношениях только то предприятие получает возможность дальнейшего развития, которое осуществляет эффективную хозяйственную деятельность. Этот принцип подчиняет все стороны деятельности предприятия учету конъюнктуры рынка, обуславливает необходимость разработки стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия, ее постоянного анализа и оценки.

На  микро уровне необходимо различать  два понятия конкурентоспособности: конкурентоспособность предприятия  как эффективность его производственно-сбытовой деятельности на определенном рынке; конкурентоспособность  продукции как потенциальное  отличие в потребительском спросе между ней и аналогичной продукцией . Многие авторы связывают конкурентоспособность предприятия только с конкурентоспособностью продукции, полагая ее базовым понятием в системе конкурентоспособности, считая при этом остальные аспекты ее производными. Этот подход к оценке конкурентоспособности отражен в ряде публикаций . Однако понятие конкурентоспособности предприятия гораздо многомернее и трактуется в научной литературе весьма неоднозначно.

В то же время, конкурентоспособность  продукции и предприятия соотносятся  между собой как часть и  как целое. Конкурентоспособность  продукции - одна из важнейших характеристик, которая обеспечивает конкурентоспособность  предприятия. Между этими категориями  существует тесная взаимосвязь . Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Необходимо сказать, что конкурентоспособность продукции является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия . Это обстоятельство следует в частности из различий данных категорий:

- во-первых, конкурентоспособность продукции  определяется за короткий с  экономической точки зрения период  времени, а оценивание конкурентоспособности  предприятия осуществляется за  продолжительный период;

- во-вторых, уровень конкурентоспособности  продукции определяется для каждого  его вида, а оценка конкурентоспособности  предприятия охватывает всю номенклатуру  продукции (и не только номенклатуру);

- в-третьих, конкурентоспособность  предприятия интересует только  его хозяина, который определяет  целесообразность производственной  деятельности, исходя из конкретных  условий. Потребителя же при  оценивании конкурентоспособности  продукции затраты и эффективность  производства не интересуют.

Большинство оперативных методов оценки конкурентоспособности  предприятия основано на портфельном  и SWOT- анализах, или на применении различных производственных показателей и финансовых коэффициентов, характеризующих производственную деятельность, финансовое положение, эффективность инвестиций и т.д. В работе за основные показатели конкурентоспособности предприятия предлагается принимать показатели: экономического потенциала и эффективности деятельности; уровня управления; производственного и сбытового потенциалов; научно-исследовательского потенциала; финансового положения; репутации предприятия, его рыночной стратегии и инновационной деятельности; состояния и квалификации трудовых ресурсов.

акже достаточно широко распространены методы определения конкурентоспособности предприятия, основанные на теории эффективной конкуренции. Их сторонники считают, что при анализе конкуренции на уровне отрасли, необходимо обращать внимание, прежде всего, на соперничество предприятий, поскольку именно результат их деятельности формирует состояние отрасли . В пределах этой теории существуют два основных подхода к определению критерия конкурентоспособности: 1) структурный и 2)функциональный. Согласно структурному подходу положение можно оценить на основе знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на рынок предприятий. Основными препятствиями на пути новых конкурентов являются: экономичность крупномасштабного производства; степень дифференциации продукции; абсолютные преимущества в издержках у существующих предприятий; размер капитала, необходимый для организации эффективного производства

Функциональный  подход заключается в определении  соотношения издержки/цены, загрузки производственных мощностей, объемов  выпуска продукции, нормы прибыли и т.д. Согласно этому подходу конкурентоспособными являются те предприятия, где лучше организованы производство и сбыт товара, эффективное управление финансами. Примером использования функционального подхода служит методика консультационной американской фирмы «Дан энд Брэдстрит» в основе которой лежат три группы показателей рыночной деятельности: показатели эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия; показатели интенсивности использования основного и оборотного капитала; показатели финансовой деятельности , кроме названых групп показателей предлагаются показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции. Методы измерения конкурентоспособности предприятия, основанные на функциональном подходе теории эффективной конкуренции, получили широкое распространение в США и странах Западной Европы и могут быть рекомендованы для использования отечественными предприятиями-экспортерами .

Преимущество  функционального подхода заключается  в использовании показателей, которые  дают возможность сделать выводы о некоторых направлениях хозяйственной  деятельности предприятия. Однако необходимо заметить, что этот подход имеет  и определенные недостатки, поскольку  не учитывает таких важных критериев  определения конкурентоспособности  предприятия, как наличие конкурентоспособного потенциала, показателей экологичности производства, социальной эффективности и имиджа предприятия .

Заслуживают внимания методы оценки конкурентоспособности  предприятия, которые основываются на теории равновесия фирмы и отрасли  и теории факторов производства. Критерием  конкурентоспособности в пределах такого подхода является наличие  у производителей факторов производства, которые могут быть использованы с высшей, чем у конкурентов, производительностью. В пределах теории равновесия анализируют  такие показатели: процентные ставки по кредитам; относительную стоимость  закупаемого оборудования; относительные  ставки заработной платы; относительную  стоимость материальных ресурсов . Надо заметить, что этот метод имеет существенные ограничения относительно его использования в условиях рыночной экономики России, потому что, во-первых, теория равновесия производителя отвечает условиям совершенной конкуренции, а реальные условия ведения хозяйства в стране далеки от такой формы рынка, во-вторых, в основу метода положена теория, которая предполагает, что отрасль в результате своего развития должна достичь состояния равновесия, а такое состояние не наблюдается даже в странах с развитой рыночной экономикой.

Конкурентоспособность предприятия оценивают также  по качеству продукции с использованием метода многоугольных профилей . Этот метод является одним из немногих, обладающих наглядностью оценки. В нем, в отличие от других подходов, изучаются сегменты рынка, оценивается возможность изменения рентабельности производства и сбыта с учетом требований рынка, проводится анализ сбытовой сети. Метод базируется на выявлении критериев удовлетворения потребностей потребителей применительно к конкретному продукту, установлении иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах того спектра, который может оценить потребитель. В научной литературе, как правило, приводятся многоугольники сравнительных характеристик конкурентоспособности предприятий по восьми векторам компетентности: концепция, качество, цена, финансы, торговля, послепродажный сервис, внешняя политика, предпродажная подготовка. Основной его недостаток состоит в том, что он не учитывает эффективности производственной деятельности предприятия и приемлем для тех предприятий, которые выпускают один вид продукции.

Информация о работе Управление изменениями