Возбуждение уголовго дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Современные качественные изменения судопроизводства предопределяют
необходимость не только совершенствования законодательства, но и значительное
повышение качества и эффективности уголовно-процессуальной деятельности. Это
требует от каждого работника правоохранительных органов всестороннего знания
тех теоретических вопросов, от разрешения которых непосредственно зависит
повышение уровня судебной и следственной работы.

Содержание работы

Введение

1.
Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.
2.
2.1
2.2
2.3
Порядок возбуждения уголовного дела.
Органы и должностные лица, имеющие право возбуждать уголовные дела
Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу.
3.
Отказ в возбуждении уголовного дела.
4.
Право обжалования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
5.
Надзор прокурора за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела.
6.
Выводы
7.
Список литературы по теме.

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

следователь должен сообщить прокурору.

     Орган дознания  в пределах компетенции, определяемой  ст.117 УПК возбуждает

уголовные дела. Вместе с  тем орган дознания вправе возбудить  и дело, по

которому обязательно  производство предварительного следствия (ст.119 УПК).

Однако после выполнения неотложных следственных действий такое  дело должно быть

передано  по подследственности  следователю. Например в вооруженных  силах

командиры частей, как орган  дознания, возбуждают уголовные дела в отношении

военнослужащих, уклонившихся от военной службы (ст. 337 УК РФ), принимают  их к

своему производству, проводят неотложные следственные действия, и  в дальнейшем

передают их по подследственности  военному прокурору.

     Судья возбуждает  уголовное дело единолично своим  постановлением, если

соответствующее заявление  или сообщение о преступлении подано непосредственно в

суд и в нем усматривается  основание  к возбуждению уголовного дела.

     Однако Конституционный  Суд Российской Федерации в  постановлении от  28

ноября  1996  г.  признал  не соответствующими Конституции Российской

Федерации  положения  ч.ч.  1,  2  ст.  418  УПК  РСФСР (исключена  из  УПК

РСФСР  15  ноября 1997 г.),  наделяющие судью полномочиями  возбуждать

уголовное дело по подготовленным  в протокольной форме материалам или

отказывать в его  возбуждении,  а также излагать в постановлении об этом

формулировку обвинения.8

     Перечень  органов и должностных лиц,  уполномоченных возбуждать уголовные  дела,

является исчерпывающим.

     Наряду с  общим порядком возбуждения уголовных  дел законодательством

установлен особый порядок  возбуждения дел в отношении  определенных категорий

лиц. В первую очередь  это касается судей, присяжных и  народных заседателей

(ст.16 Закона о статусе  судей РФ, ст.87 Закона о судоустройстве  РСФСР),

следователей, прокуроров (ст.42 Закона о прокуратуре РФ). Это  обусловлено

необходимостью обеспечения  независимости судей, прокуроров и  следователей и

надлежащего выполнения ими  своих обязанностей.

     Решение о  возбуждении уголовного дела  оформляется постановлением прокурора,

следователя, органа дознания, судьи или определением суда.

     В постановлении  или определении, состоящем из  вводной, описательной и

резолютивной частей, должно быть отмечено время и место вынесения  решения, кем

оно составлен, т.е. кем  возбуждено данное дело, повод и  основание к возбуждению

уголовного дела, статья УК РФ, по признакам которой дело возбуждается, а также

дальнейшее направление  дела, т.е. кому оно передано для расследования  или

судебного рассмотрения. Статья особенной части уголовного кодекса  РФ может быть

указана только приблизительно, так как некоторые обстоятельства, от которых

зависит точная квалификация деяния, в момент возбуждения уголовного дела бывают

еще неизвестны или известны не полностью. Поэтому дана квалификация указанная в

постановлении о возбуждении  уголовного дела которая не связывает  следователя и

прокурора в ходе расследования  уголовного дела: привлечение лица в качестве

обвиняемого и предъявление ему обвинения возможно и по той  статье , которая

значится в постановлении  о возбуждении уголовного дела, а  по другой

предусматривающей иное более  легкое или более тяжкое преступление, в

зависимости от выяснившихся в ходе расследования дела обстоятельств.

9  То есть имеется ввиду та статья УК , под признаки  которой наиболее

подходит фактические  обстоятельства дела в том виде, в каком они известны в

момент возбуждения  дела. Но при всей условности и приблизительности  уголовной

квалификации деянием  в момент возбуждения дела такая  квалификация должна быть

произведена обязательно, так как только таким способом можно обеспечить

возбуждение уголовного дела в отношении преступления, уголовно наказуемого

деяния, а не в отношении  фактов, преступлением не являющихся, признаков

преступления не содержащих.

     2.2 Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

     Для возбуждения уголовного дела необходимы повод и основание.

     Поводом  к возбуждению уголовного дела является установленные законом

источники информации о  совершенном или готовящемся  преступлении, которым закон

придает значение юридических  фактов, обязывающих орган дознания, следователя,

прокурора и суд (судью) принять решения о том, следует  ли приступить к

производству по уголовному делу. 10

     Согласно  ст.108 УПК РСФСР ими могут быть: 1) заявления и письма граждан  ; 2)

сообщение учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц ; 3) явка с

повинной ; 4) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем,

прокурором или судом  признаков преступления

     Заявления и письма граждан - это наиболее распространенный повод к

возбуждению уголовного дела. Заявление гражданина представляет собой устное или

письменное сообщение  о преступлении, исходящее от определенного  лица и

адресованные органом, уполномоченным возбуждать уголовные  дела сообщения о

совершенном или готовящемся  преступлении независимо от того,  причинен ли

преступным деяниям  вред заявителю или другим лицам  и организациям. Устное

заявление заносится в  протокол, который подписывается  заявителем и лицом,

принявшим заявление, т.е. работником дознания, следователем, прокурором,

судьей. Письменное заявление  должно быть подписано лицом от которого оно

исходит.

     При принятии  заявления разъясняется ответственность  за заведомо ложный донос

(по ст.306 УК РФ), о чем  делается отметка в протоколе,  который удостоверяется

подписью заявителем (ч.1 и 2 ст.110 УПК РСФСР). Так например: уголовное дело

21/11/0105-98 в отношении К. обвиняемого в совершении преступления,

предусмотренного ч.3 ст.30, п. ”д” ч.2 ст.131 УК РФ было возбуждено 09.10.98 г.

военным прокурором гарнизона  Залив Стрелок, по заявлению супруги  К. о покушении

на изнасилование ее несовершеннолетней дочери. В ходе предварительного

следствия доводы, указанные  в заявлении не нашли своего подтверждения,

уголовное дело было прекращено на основании п.2 ст.5 УПК - за отсутствием

состава преступления. И  поскольку заявление было признано заведомо ложным, то в

отношении нее военным  прокурором было возбуждено уголовное  дело по признакам

преступления, предусмотренного ч.2 ст.306 УК РФ.

     Решение о  возбуждении уголовного дела  в отношении свидетеля за дачу  заведомо

ложных показаний принимается  судом только одновременно с постановлением

приговора. (извлечение из постановления Президиума ВС РФ от 29.10.97 г.)

     Что касается  анонимных заявлений, то они  не могут служить поводом к

возбуждению уголовного дела, они являются поводом лишь для  проверки

содержащихся в них  фактов путем оперативно-розыскной  деятельности или иным

процессуальным способом, а поводом возбуждения уголовного дела могут быть

полученные в результате этой проверки данные.

     Заявления общественных организаций, государственных учреждений и

предприятий в качестве повода служит тогда, когда они располагают  данными о

совершенном преступлении, полученными в процессе работы или  иным путем.

Например, проведена ведомственная  ревизия, обнаружившая различные факты

злоупотреблений, вследствие чего руководитель учреждения передает акт ревизии в

прокуратуру.

     Большое значение  имеют публикации в печати, указывающие на различные

факты преступных деяний. Если подобные публикации содержат конкретные факты о

преступлении, то это может  быть поводом к возбуждению уголовного дела. Те

статьи, заметки, письма, которые  не были опубликованы и пересланы  в прокуратуру

или органы следствия, могут  также быть поводом к возбуждению  уголовного дела в

качестве заявлений  общественных организаций или государственных  учреждений или

заявлений и писем граждан.

     Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела - это личное

заявление лица о совершенном  им самим преступлении. В подобном случае

устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно

излагается сделанное  им самим сообщение. Протокол подписывается  им самим,

производящим дознание, следователем прокуратуры или судьей, составившим

протокол о явке с  повинной (ст.111 УПК РСФСР). Если факты  преступления,

совершенного явившимся  с повинной, - это служит поводом  возбуждения уголовного

дела.

     Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем,

прокурором или судом  признаков преступления как повод  к возбуждению уголовного

дела означает, что эти  органы сами, без чьего либо сообщения, по своей

инициативе обнаруживают совершение деяние предусмотренного уголовным  законом

как преступление. На органах  дознания  следствия, прокуратуры  и суда лежит

обязанность активной и  инициативной борьбы с преступностью, поэтому они обязаны

возбуждать уголовное  дело не только тогда, когда к ним  обращаются

заинтересованные лица или к ним поступают сообщения  о совершенных

преступлениях, но и тогда, когда они в процессе выполнения возложенных на них

задач непосредственно  обнаруживают совершенное или подготовляемое преступление.

     Так органам  дознания в процессе осуществления  их оперативно-розыскной

деятельности становятся известны факты преступных действий.

     В соответствии  со ст. ст.  7,  11 Федерального  закона "Об

оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная   деятельность   может

проводиться  и до возбуждения  уголовного дела,  а результаты этой деятельности

могут служить  поводом  и основанием для возбуждения  уголовного дела,  а также

использоваться в доказывании  по уголовным делам. “Основанием  для проведения

оперативно-розыскных  мероприятий являются ставшие известными     органам,

определяющим оперативно-розыскную  деятельность, сведения  о  подготавливаемом

противоправном деянии, по которому обязательно производство предварительного

следствия,  когда  нет  достаточных  данных  для решения  вопроса о возбуждении

уголовного дела”.

     Прокурор  может при осуществлении своих  функций по общему надзору  за

законностью усмотреть, что  обнаруженное им нарушение закона должно быть

расценено как преступление.

     В определении  Судебной коллегии по уголовным  делам ВС РФ от 05.02.97 г. (п.6)

сказано:

Органы предварительного следствия  привлекли Богданова к уголовной

ответственности за изнасилование  Б. с причинением ей тяжких телесных

повреждений.

Судья Тверского областного суда 14 ноября 1996 г. уголовное дело по обвинению

Богданова по ч. 4 ст. 117 и ч. 1 ст. 108 УК РСФСР возвратил для производства

дополнительного расследования со стадии возбуждения уголовного дела в связи с

нарушением требований ст. ст. 20 и 27 УПК РСФСР и возбуждением следователем

уголовного дела по ч. 1 ст. 117 УК РСФСР  при отсутствии жалобы потерпевшей.

В частном протесте заместителя  прокурора Тверской области не оспаривалась

обоснованность возвращения дела на дополнительное расследование по мотиву

неполноты предварительного  следствия. Вывод судьи о нарушении требований ч.

3 ст. 27 УПК РСФСР, как указано  в протесте, не основан на материалах  дела,

поскольку на момент возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 117 УК РСФСР в

отношении Богданова следователь  исполнял обязанности прокурора, а  поэтому

дело им возбуждено в соответствии с требованиями закона.

Судебная коллегия по уголовным  делам  Верховного  Суда  РФ 5 февраля 1997 г.

протест удовлетворила по следующим  основаниям.

Как видно из материалов дела, в  соответствии с приказом  от 30 июня 1993 г.

на старшего следователя прокуратуры  П. было возложено исполнение обязанностей

прокурора Западно-Двинского района с 5 июля по 8 августа 1993 г. В этот

период, 17 июля 1993 г., П. возбудил уголовное  дело по ч. 1 ст. 117 УК РСФСР

в отношении Богданова, что соответствовало  требованиям ч. 3 ст. 27 УПК РСФСР,

поскольку потерпевшая находилась в реанимационном отделении больницы в

беспомощном состоянии.

При таких обстоятельствах содержащаяся в постановлении судьи ссылка на нарушение

требований ч. 3 ст. 27 УПК РСФСР  и незаконное возбуждение уголовного дела по ч.

1 ст. 117 УК РСФСР при отсутствии  жалобы потерпевшей подлежит  исключению, его

же указание о неполноте исследования обстоятельств дела оставлено без

изменения.11

     Иногда преступление непосредственно обнаруживается прокурором, следователем,

работником дознания, судьей, если преступление было совершено в  их присутствии

(например, хулиганство,  сопротивление представителю власти  и др.). В данной

ситуации прокурор, следователь  или представитель органа дознания могут

задержать лицо, совершившее  преступление, в порядке п.1 ст.122 УПК РСФСР,

составив об этом протокол. Тем самым прокурор, следователь  или работник органа

дознания, который произвел задержание, возбуждает уголовное дело.

     Таков перечень  поводов к возбуждению уголовного  дела. Перечень этот

Информация о работе Возбуждение уголовго дела