Задержание подозреваемого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель и предмет исследования. Целью научного исследования является изучение правового регулирования задержания в уголовном процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1.Понятие, основание и сущность задержания подозреваемого……..6
§1.Понятие и сущность задержания подозреваемого как меры уголовно-процессуального принуждения…………………………………………………6
§2.Основания и условия задержания…………………………………………8
Глава 2. Процессуальный статус подозреваемого в уголовном процессе России…………………………………………………………………………….21
§1.Основания и процессуальный порядок освобождения подозреваемого….21
§2.Процессуальный контроль за содержанием подозреваемого под стражей…………………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...…33
Список литературы………………………………………………………….…35

Файлы: 1 файл

влад upp_zaderzhania_podozrevaemogo.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Дознаватель с  согласия прокурора, а следователь с согласия руководителя следственного отдела, вправе ходатайствовать перед судом о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. Следует иметь в виду, что фактически для обращения в суд с ходатайством об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу УПК отводит 40 часов, т.к. в соответствии с ч.3 ст.108 такое ходатайство должно поступить в суд за 8 часов до истечения срока задержания, т.е. до истечения 48 часов.

Суд может отложить окончательное принятия решения на срок до 72 часов (ч.7 ст.108 УПК РФ).

Также в ч.1 ст.94 УПК РФ содержится перечень оснований, при наличии одного из которых  лицо подлежит освобождению до истечения 48 часов с момента задержания:

- не подтвердилось  подозрение в совершении преступления;

- отсутствуют  основания применения к нему  меры пресечения в виде заключения  под стражу;

- задержание  было произведено с нарушением  требований ст.91 УПК РФ.

В этом случае дознаватель, следователь или прокурор выносят  постановление об освобождении подозреваемого.

На начальника места содержания подозреваемого (ИВС) возлагается, предусмотренная ч.3 ст.94 УПК РФ обязанность соблюдать 48 - часовой срок содержания подозреваемого под стражей без судебного решения. Если срок истек, а требуемое судебное решение не поступило, начальник места содержания подозреваемого обязан немедленно его освободить.

Также возлагаются на начальника места содержания подозреваемого обязанность выдать лицу при его освобождении копию процессуального документа о его освобождении, если имеется соответствующее постановление или определение, а также справку, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения (ч.4, 5 ст.94 УПК РФ).

Заканчивая  данный вопрос хотелось бы сказать, что  освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником  места содержания под стражей по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознания или прокурора.

    Начальник  места содержания под стражей  обязан не позднее чем за  двадцать четыре часа до истечения  срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.

    Если  по истечении установленного  законом срока задержания или  заключения под стражу в качестве  меры пресечения соответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения не поступило, начальник места содержания под стражей немедленно освобождает его своим постановлением.

  Подозреваемому или обвиняемому, освобожденному из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания освобождения. Подозреваемый или обвиняемый, освобожденный из-под стражи, администрацией места содержания под стражей в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие.

 

 

§2.Процессуальный контроль за содержанием подозреваемого под стражей.

Прежде, чем  начать рассматривать данный вопрос хотелось бы отметить, что он регулируется Федеральным законом о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Так же необходимо выделить то, что данный Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

  Содержание  под стражей осуществляется в  соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед  законом, гуманизма, уважения  человеческого достоинства, в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В качестве мест содержания под стражей подозреваемых  и обвиняемых можно выделить следующие :

1.следственные  изоляторы уголовно-исполнительной  системы;

2. изоляторы  временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

  3.изоляторы  временного содержания подозреваемых  и обвиняемых пограничных органов  федеральной службы безопасности.

    В  случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы и гауптвахты.

   В случаях,  когда задержание по подозрению  в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей. 16

    Лицо  или орган, в производстве которых  находится уголовное дело, обязаны  незамедлительно известить одного  из близких родственников подозреваемого  или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.

    Обеспечение  режима возлагается на администрацию,  а также на сотрудников мест  содержания под стражей, которые  несут установленную законом  ответственность за неисполнение  или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В целях обеспечения  режима в местах содержания под стражей  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

    Правилами  внутреннего распорядка устанавливается  порядок: 17

    1) приема  и размещения подозреваемых и  обвиняемых по камерам;

    2) проведения  личного обыска, дактилоскопирования,  фотографирования, а также досмотра  вещей подозреваемых и обвиняемых;

    3) изъятия  у подозреваемых и обвиняемых  предметов, веществ и продуктов  питания, запрещенных к хранению  и использованию; 

    4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;

    5) приобретения  подозреваемыми и обвиняемыми  продуктов питания, а также  предметов первой необходимости  и других промышленных товаров; 

    6) приема  и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;

    7) получения  и отправления подозреваемыми  и обвиняемыми телеграмм, писем,  денежных переводов; 

    8) направления  подозреваемыми и обвиняемыми  предложений, заявлений и жалоб; 

    9) отправления  подозреваемыми и обвиняемыми  религиозных обрядов;

    10) привлечения  подозреваемых и обвиняемых к  труду; 

    11) участия  подозреваемых и обвиняемых в  семейно-правовых отношениях и  гражданско-правовых сделках; 

    12) проведения  подписки подозреваемых и обвиняемых  на газеты и журналы; 

    13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;

    14) проведения  ежедневных прогулок подозреваемых  и обвиняемых;

    15) проведения  свиданий подозреваемых и обвиняемых  с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником;

    16) обеспечения  участия подозреваемых, обвиняемых  и подсудимых в следственных  действиях и судебных заседаниях;

    17) личного  приема подозреваемых и обвиняемых  начальником места содержания  под стражей и уполномоченными им лицами;

    18) выдачи  тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания  под стражей. 

    Кроме  того, Правилами внутреннего распорядка  устанавливаются правила поведения  подозреваемых и обвиняемых в  местах содержания под стражей,  перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.

Подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной  и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем  либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.

    Подозреваемые  и обвиняемые подвергаются личному  обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются,  подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки - досмотру.

    Деньги, которые обнаружены в местах  содержания под стражей, зачисляются  на лицевой счет их владельца,  а ценные бумаги и ценные  вещи передаются на хранение.

    Запрещенные  предметы, вещества и продукты питания, изъятые у подозреваемых и обвиняемых, передаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, о чем составляется соответствующий акт.

    Надзор  при санитарной обработке и  личный обыск подозреваемых и обвиняемых осуществляются сотрудниками мест содержания под стражей одного пола с подозреваемыми и обвиняемыми.

    При  наличии достаточных оснований  подозревать лиц в попытке  проноса запрещенных предметов,  веществ и продуктов питания  сотрудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территорий мест содержания под стражей, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми. Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела подозреваемых и обвиняемых и которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.

    В  местах содержания под стражей  в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений  проводятся оперативно-розыскные  мероприятия в порядке, предусмотренном  законом.

Основные  обязанности подозреваемых и  обвиняемых:

  Подозреваемые и обвиняемые обязаны:

    1) соблюдать  порядок содержания под стражей,  установленный настоящим Федеральным  законом и Правилами внутреннего  распорядка;

    2) выполнять  законные требования администрации  мест содержания под стражей; 

    3) соблюдать требования гигиены и санитарии;

    4) соблюдать  правила пожарной безопасности;

    5) бережно  относиться к имуществу мест  содержания под стражей; 

    6) проводить  уборку камер и других помещений  в порядке очередности; 

    7) не  совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;

    8) не  препятствовать сотрудникам мест  содержания под стражей, а также  иным лицам, обеспечивающим порядок  содержания под стражей, в выполнении  ими служебных обязанностей;

    9) не  совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни  и здоровью, а также жизни и  здоровью других лиц. 

Информация о работе Задержание подозреваемого