Общественный земельный
контроль осуществляется органами
территориального общественного
самоуправления, другими общественными
организациями, гражданами.
Общественный земельный
контроль проводится в целях
соблюдения исполнительными органами
государственной власти и органами
местного самоуправления установленного
порядка подготовки и принятия
решений, затрагивающих субъективные
земельные права и охраняемые
законом интересы граждан и
юридических лиц.
1.6 Административно-правовой
механизм в сфере использования и охраны
земель
Административно-правовой механизм
в сфере использования и охраны земель
состоит из совокупности прав, обязанностей
субъектов земельных отношений и мер юридической
ответственности за нарушение земельного
законодательства.
Юридическая ответственность
за нарушение земельного законодательства
является одним из основных
методов правовой охраны земель.
Проблема охраны земель
не возникает сама по себе.
Причиной осуществления охранительных
мероприятий является необходимость
устранения последствий, возникающих
в результате хозяйственной деятельности.
Являясь природным объектом, земля
подвержена естественным процессам,
одновременно с этим может
происходить антропогенное воздействие.
Результатом системы факторов
является значительное ухудшение
качества земель, их деградация,
порча, что в конечном счете
вызывает невозможность их использования.
Наиболее опасными, причиняющими
значительный вред земельным
ресурсам и земле как природному
объекту, являются такие виды
хозяйственной деятельности, как
недропользование, химическая промышленность,
производство, оборот, использование
радиоактивных материалов, строительство
и эксплуатация объектов транспорта
и т.д.
Охрана земель —
одна из главных задач земельного
права, а правовое регулирование
этого процесса составляет основную
цель земельного законодательства.
Охрана и использование земель
— сложный, многогранный механизм,
требующий различного подхода
в понимании. Охрана земель является
разновидностью земельных отношений.
Поэтому в первую очередь она
должна рассматриваться как общественное
отношение, возникающее между государством,
физическими и юридическими лицами
по поводу сохранения нормального
состояния земель и восстановления
нарушенных, деградированных земель.
В этом смысле охрана земель
представляет собой деятельность
всех субъектов земельных отношений,
направленную на сохранение качества
земли, восстановление нарушенного
состояния земли. В процессе осуществления
этой деятельности участники
земельных отношений выполняют
комплекс мероприятий, предусмотренных
законодательством и направленных
на обеспечение рационального
использования земельных ресурсов
и предотвращение негативного воздействия.
Являясь общественным отношением, охрана
земель урегулирована нормами права, в
связи с чем охрана земель образует самостоятельный
правовой институт земельного права. Как
правовой институт охрана земель — это
совокупность правовых норм, регулирующих
права и обязанности субъектов земельных
отношений по рациональному использованию
земли как природного ресурса и предотвращению
вредного воздействия на нее, основания
и порядок проведения охранительных мероприятий.
Земельно-охранительные нормы содержатся
в различных отраслях законодательства.
Первостепенное значение имеют нормы
экологического законодательства, которое
устанавливает правовые основы охраны
окружающей среды в целом и определяет
основные требования к осуществлению
хозяйственной деятельности с использованием
природных объектов. Земельное законодательство
содержит более конкретные правовые требования,
направленные на обеспечение безопасности
и рациональное использование земель.
Немалое значение для правовой охраны
отдельных категорий земель имеют нормы
природоресурсных отраслей, а также законодательства,
регулирующего отдельные виды хозяйственной
деятельности. В частности, градостроительное
законодательство предъявляет требования
по рациональному использованию и охране
земель поселений. Правовые нормы Градостроительного
кодекса РФ регулируют правила застройки
территорий на принципах рациональности
и безопасности. Для охраны земель лесного
фонда большое значение имеют нормы лесного
законодательства, устанавливающие правила
лесопользования. Режим особой охраны
земель заповедников, национальных парков
и других территорий с режимом заповедования
определен ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо
охраняемых природных территориях».
Земельный кодекс РФ не содержит
указания на то, что является объектом
охраны. Однако при анализе норм ФЗ от
10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
можно сделать вывод, что объектом охраны
земель является земля как природный объект
и природный ресурс, а также почва.
Необходимость выделения
почвы в качестве объекта охраны
отмечена и в научных исследованиях.
Земля и верхний слой почвы,
являясь неотъемлемой составной частью
всей экологической системы нашей планеты,
неразрывно связаны с другими ее частями:
водами, лесами, животным и растительным
миром, полезными ископаемыми и иными
ценностями недр земли. Без земли и почвы
практически невозможно использование
других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность
по отношению к земле немедленно или в
недалеком будущем будет наносить вред
всей окружающей среде, приводить не только
к разрушению поверхностного слоя земли
— почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию,
химическому и радиоактивному загрязнению,
но и сопровождаться экологическим ухудшением
всего природного комплекса. Именно поэтому,
в частности, охрана земель рассматривается
как обеспечение (сохранение) основы жизни
и деятельности населения и создание условий
для устойчивого развития общества. Охране
подлежат все категории земель как сельскохозяйственного,
так и несельскохозяйственного использования.
Но приоритета в этом плане заслуживают
земли сельскохозяйственного назначения
и земли особо охраняемых территорий (заповедников,
национальных парков, заказников и др.).
Как указано в ст.
79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья
— пашни, сенокосы, пастбища, залежи,
земли, занятые многолетними насаждениями
(садами, виноградниками и другими),
в составе земель сельскохозяйственного
назначения имеют приоритет в
использовании и подлежат особой
охране.
Особо ценные продуктивные
сельскохозяйственные угодья, в
том числе сельскохозяйственные
угодья опытно-производственных
подразделений научно-исследовательских
организаций и учебно-опытных
подразделений образовательных
учреждений высшего профессионального
образования, сельскохозяйственные
угодья, кадастровая стоимость которых
существенно превышает средний
уровень кадастровой стоимости
по муниципальному району (городскому
округу), могут быть в соответствии
с законодательством субъектов
РФ включены в перечень земель,
использование которых для других
целей не допускается.
В целях охраны земель
разрабатываются федеральные, региональные
и местные программы по охране
земель, включающие перечень обязательных
мероприятий по охране земель
с учетом специфики хозяйственной
деятельности, природных и других
условий. В результате конституционных
норм (ст. 9 Конституции РФ), устанавливающих,
что земли и другие природные
ресурсы используются и охраняются
в России как основа жизни
и деятельности народов, проживающих
на соответствующей территории.
Согласно п. 2 ст. 12 ЗК
РФ целями охраны земель являются:
1) предотвращение негативного
воздействия на земельные участки
(предотвращение деградации, загрязнения
и захламления, нарушения земель,
других неблагоприятных последствий
хозяйственной деятельности);
2) обязательное оперативное
устранение последствий негативного
воздействия в случае, когда такое
воздействие было произведено (обеспечение
улучшения и восстановления земель,
подвергшихся деградации, загрязнению,
захламлению, нарушению и другим
вредным воздействиям хозяйственной
деятельности).
Субъектами охраны
земель следует признавать всех
участников земельных отношений:
государство в лице уполномоченных
органов, собственников, пользователей,
владельцев, арендаторов земельных участков,
физических и юридических лиц. Важно отметить,
что в обществе сложилось устойчивое мнение,
согласно которому охрана земель — это
забота и обязанность органов государственного
и муниципального управления. Ясность
и решение вопроса однозначны — каждый
субъект наделен правами и обязанностями
в сфере охраны земель, но не надо забывать
три правила. Первое правило: конституционная
обязанность каждого — сохранять природу
и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам. Второе, установленное
гражданским законодательством правило:
бремя содержания имущества возложено
на собственника или иного законного владельца
имущества. И наконец, третье: содержание
охраны земель составляют мероприятия,
обязанность проведения которых возложена
на собственников и иных законных пользователей
земель. Однако это вовсе не означает,
что государство ничего не должно делать.
Роль государства двойная. С одной стороны,
она складывается в сфере управления,
то есть охрана земель государством представляет
собой комплекс организационно-управленческих
мероприятий. С другой стороны, государство
(муниципальные образования) выступает
собственником земель, и, следовательно,
должно осуществлять мероприятия, составляющие
содержание охраны земель.
Содержание охраны
земель (ст. 13 ЗК РФ) включает в
себя обязанность собственников,
а также лиц, не являющихся
собственниками земель, проводить
мероприятия по:
1) сохранению почв и
их плодородию;
2) защите земель от
водной и ветровой эрозии, селей,
подтопления, иссушения, уплотнения, загрязнения
радиоактивными и бытовыми отходами,
загрязнения, в том числе биогенного,
и других процессов, ведущих к
деградации земель;
3) защите от заражения
сельскохозяйственных угодий и
других земель бактериально-паразитическими
и карантинными вредителями и
болезнями растений, иных видов
ухудшения состояния земель;
4) ликвидации последствий
загрязнения, в том числе биогенного,
и захламления земель;
5) сохранению достигнутого
уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных
земель, восстановлению плодородия
почв, своевременному вовлечению
земель в оборот;
7) сохранению плодородия
почв и их использованию при
проведении работ, связанных с
нарушением земель.
Самой активной мерой
улучшения земель служит их
мелиорация (это слово в переводе
с латыни означает именно «улучшение»).
В этих целях принят Федеральный
закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации».
Как указано в ст.
1 названного Закона, мелиорация
земель осуществляется в целях
повышения продуктивности и устойчивости
земледелия, обеспечения гарантированного
производства сельскохозяйственной
продукции на основе сохранения
и повышения плодородия земель,
а также создания необходимых
условий для вовлечения в сельскохозяйственный
оборот неиспользуемых и малопродуктивных
земель и формирования рациональной
структуры земельных угодий.
Собственники земельных участков
и лица, не являющиеся собственниками
земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения рационального
использования и охраны земель ст. 56 ЗК
РФ устанавливает специальные ограничения
прав на землю. В частности, могут устанавливаться
следующие ограничения прав на землю:
- особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
- особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
- условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
- иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ и другими федеральными законами.
Ограничения прав на
землю устанавливаются актами
исполнительных органов государственной
власти, актами органов местного
самоуправления или решением
суда. Они устанавливаются бессрочно
или на определенный срок.
2. Задача
Домовладение в порядке наследования
поступило в общую долевую собственность
братьев Колесниковых. До 2000 года доля
каждого составила 1/3. В 2000 году А., Б, и
В, Колесниковы приватизировали земельный
участок при домовладении площадью 0,30
Га в соответствии с долями в праве собственности
на дом. Каждый получил свидетельство
о праве собственности на земельный участок
площадью 0,10 Га.
В 2000 году соотношение долей
в праве собственности на дом изменилось.
В. Колесников построил жилую постройку
к дому и стал собственником 2/3 дома. Решение
суда по иску В. Колесникова было закреплено
следующее соотношение долей в праве собственности-
А. Колесников- 1/6 , Б. Колесников- 1/6
и В. Колесников- 2/3 дома. В. Колесников
обратился в суд с иском о разделе земельного
участка в соответствии с долями в домовладении
,т.к братья возражали против такого варианта
раздела земельного участка.
(Какое решение
примет суд?)
Решение
Неотделимые от основного объекта
общей собственности улучшения становятся
объектом общей собственности всех участников.
Сделавший их участник может требовать
соразмерного увеличения своей доли в
праве на общее имущество, если он осуществил
такие улучшения за свой счет и с соблюдением
установленного порядка использования
общего имущества, то есть они касались
той его части, которая была предоставлена
ему в пользование. Например, сособственник
жилого дома, пользующийся одной из его
комнат в соответствии со своей долей
и произведший пристройку к этой комнате
в виде, допустим, террасы, может требовать
увеличения своей доли в праве на общее
имущество, поскольку оно увеличилось
за его счет (при этом сама терраса как
часть дома составляет объект общей собственности,
а не объект собственности построившего
ее участника).