Источники земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Нормативные правовые акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на: нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По горизонтали эти нормативные правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты (подзаконные акты).

Содержание работы

Источники земельного права……………………………………….…….3
1.1 Виды источников земельного права………………………………………..3
Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного,природно-заповедного,оздоровительного,рекреационного и историко-культурного назначения)…………………………………….…..12
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 41.20 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Юридический институт

Кафедра государственного и  муниципального права

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Земельное право»

Вариант № 9

 

 

 

Выполнил: ст. гр. Юрз-08-3

Политова М. В.

№ зачетной книжки 252199

Проверил: доц. каф. Г и  МП

Шарова Т. В.

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2012

Содержание

  1. Источники земельного права……………………………………….…….3

1.1 Виды источников земельного  права………………………………………..3

  1. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного,природно-заповедного,оздоровительного,рекреационного и историко-культурного назначения)…………………………………….…..12

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники земельного права

 

Источниками земельного права  являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны: 1) являться носителями государственной  силы; 2) иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение; 3) адресованы неопределенному числу  субъектов; 4) быть обязательны для  исполнения всеми субъектами.

Источником земельного права  является нормативный правовой акт, принятый органом государственной  власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции, который  устанавливает, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы – юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.

Нормативные правовые акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на: нормативные  правовые акты федеральных органов  государственной власти, субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления. По горизонтали  эти нормативные правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты (подзаконные акты).

 

    1. Виды источников земельного права.

 

Источник земельного права  – нормативный правовой акт, который  содержит земельно-правовые нормы, т.е. нормы права, цель которых регулирование  земельных отношений. Выделяются следующие  виды источников земельного права: Конституция  РФ, международные договоры РФ, законодательные  акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. Указы Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации  как источник земельного права:

Конституционные принципы регулирования  земельных отношений. Конституция  РФ, обладая высшей юридической силой  по отношению ко всем иным законодательным  актам, занимает центральное место  среди источников земельного права. Ряд положений Конституции имеют  непосредственное значение для земельного права, так как являются основой  развития земельного законодательства. В Конституции РФ закреплены общие  принципы регулирования земельных  отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции  относит регулирование земельных  отношений к предмету совместного  ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ издаются федеральные  законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона, регулирующего  вопросы, отнесенные к предмету совместного  ведения РФ и субъектов РФ, субъект  Федерации вправе осуществлять собственное  правовое регулирование. Однако после  принятия федерального закона субъект  РФ обязан издавать законы и иные нормативные  правовые акты, строго соответствующие  федеральному закону.

В Конституции РФ в общей  форме определены полномочия некоторых  органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли.

В статье 74 Конституции выражен  принцип приоритета обеспечения  интересов охраны природы, в том  числе охраны земель в сфере регулирования  единого экономического пространства, единого рынка. В Конституции  закреплены особенности правового  регулирования земельных отношений. Земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом – земельным кодексом РФ.

Конституционные основы регулирования  отношений собственности на землю. Важнейшее значение имеют конституционные  основы регулирования отношений  собственности на землю. В статье 8 Конституции выражен принцип  равенства всех форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности. Статья 9 (ч.2) Конституции допускает возможность  существования различных форм и  видов права собственности на землю. Земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Право частной собственности  охраняется законом. Каждый вправе иметь  имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно  с другими лицами. Никто не может  быть лишен своего имущества иначе  как по решению суда. это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда это допускается только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Большое значение для защиты права частной собственности на землю имеет конституционное определение пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Конституционные основы обеспечения  охраны земель. В статье 42 Конституции  закреплено право каждого на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением. Это право обеспечивается путем реализации соответствующих  механизмов, содержащихся в Федеральном  законе, а также рядом специальных земельно-правовых и иных норм.

Статья 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого  сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным  богатствам. В земельном законодательстве эта обязанность выражена путем  возложения на всех субъектов земельных  отношений конкретных обязанностей по рациональному использованию и охране земель.

      Международный договор Российской Федерации как источник земельного права:

Согласно Конституции  РФ общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен  принцип приоритета норм международного права над национальным правом. Этот принцип находит подтверждение  и в земельном законодательстве нашей страны. В статье 4 Земельного кодекса предусмотрено, что если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, предусмотрены  иные правила, чем Земельным кодексом, применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных  договоров регулируется Федеральным законом.

Значение международного договора как источника земельного права. На основании международных  договоров РФ определяется линия  государственной границы. В этих случаях международный договор  определяет территориальную сферу  действия норм национального права, в том числе земельного права. Также на основании международного договора определяется режим использования  природных ресурсов, в том числе  земель в пограничной зоне. Международные  договоры могут служить основой  для установления режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях.

Закон как источник земельного права:

Порядок принятия федеральных  законодательных актов установлен Федеральным законом. Этот закон  предусматривает, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Федеральные конституционные  законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления и в силу.

«Специальные» законодательные  акты как источники земельного права. Центральное место среди специальных  источников земельного права, основной целью которых является регулирование  главным образом земельных отношений, занимает Земельный кодекс РФ, принятый 25 октября 2001 г.

К числу специальных источников земельного права относится Федеральный  закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ, в нем  урегулированы полномочия органов  государственной власти РФ, органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том  числе арендаторов земельных  участков в области обеспечения  плодородия земель сельскохозяйственного  назначения; закреплены меры государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и государственной поддержки деятельности в этой области и некоторые другие. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ регулирует порядок землеустроительных работ в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.17 июля был принят Федеральный закон, определивший правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Вопросы реализации права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ.

Источником земельного права является Лесной кодекс РФ 2008 г. В нем урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда.

Иные законодательные  акты как источники земельного права. Среди этой группы источников земельного права особое значение имеет Гражданский  кодекс РФ. В Гражданском кодексе  закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого  имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю.

Указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права:

Указы Президента РФ. Согласно статье 90 Конституции РФ Президент  РФ издает указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории страны. Указы и  распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и  федеральным законам. Указы Президента РФ также являются источниками земельного права.

Нормативные правовые акты Правительства РФ. Большую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые  Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти. Такие  акты относятся к категории подзаконных актов.

В числе подзаконных нормативных  актов, регулирующих земельные отношения, следует выделить постановления  Правительства РФ. Содержание постановлений  должно соответствовать действующему федеральному земельному законодательству. Основная задача постановлений Правительства  РФ – конкретизировать положения  федеральных законов или указов Президента РФ. Основанием такой конкретизации  нередко являются нормы Земельного кодекса, которые предусматривают  необходимость принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства  РФ. Возможны случаи, когда Правительство  РФ в пределах своих полномочий принимает  постановления, регулирующие отношения  по вопросам, по которым отсутствуют  прямые указания в федеральных законах.

В сфере регулирования  земельных отношений следует  отметить в первую очередь ведомственные  нормативные акты, принятые Федеральной  службой земельного кадастра России. К ее компетенции относится, в  частности, участие совместно с  другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной  правовой базы по вопросам ведения  государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценке земель, мониторинга земель и государственного контроля за исполнением и охраной земель.

Информация о работе Источники земельного права