История земельно-правового строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:01, реферат

Описание работы

Исторические исследования не дают оснований для предположения о наличии рабовладельческого землевладения на территории России.
Письменные источники свидетельствуют о том, что, начиная с XI века, на территории современной России стала складываться феодальная земельная собственность – экономическая основа господства класса феодалов. Эти факты подтверждаются и археологическими данными.
Первичной формой экономической реализации феодальной земельной собственности явилось полюдье, представлявшее собой институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором в обнаженной форме выступали отношения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность.*

Содержание работы

Земельно-правовой режим в России до 1861 г.___________________2

Земельная реформа 1861 года и ее правовое содержание_________5


Столыпинская аграрная реформа 1906–1907 годов________________8

Земельный строй в России в годы советской власти ________________11


Земельный строй России с 1990 года по настоящее время__________15

6.Подводя итог сказанному, сделаем общие выводы_________________20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:____________________________________________22

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

Кроме того, феодальная система  России отличалась от стран Европы исключительной тягостностью для крестьянства.

Анализ содержания данных нормативно-правовых актов приводит к выводу, что принципы земельной  реформы, избранные Секретным комитетом (образован в январе 1857 г. для подготовки проекта освобождения крестьян) —  «осторожность и постепенность» — нашли в них свою реализацию. Была создана система земельного строя, позволявшая постепенно, по «прусскому типу» аграрной эволюции перерасти  крепостническому помещичьему хозяйству  в хозяйство рыночного буржуазного  типа. Этому способствовали следующие  основные законоположения:

1) помещики, сохраняя право  собственности на все принадлежащие  им земли, обязаны были предоставить  крестьянам, объявленным поголовно  свободными сельскими обывателями,  указанное в местных положениях  количество земли (ст. 3 Общего  положения о крестьянах, вышедших  из зависимости);

2) крестьяне были обязаны  нести в пользу помещика повинности  работой или деньгами за отведенный  земельный надел в рамках правил, содержащихся, как в Общем, так и в местных положениях (ст. 4 Общего положения);

3) наделение крестьян землею  и другими угодьями, а равно  следующие за это повинности, должны были отвечать таким  условиям:

размер надела не должен быть ниже установленного минимума;

повинности не должны быть противны общему законодательству и  положениям о крестьянах, вышедших из зависимости;

работы в качестве повинности за переданный надел должны были определяться в договорах, заключенных на срок не свыше трех лет; перезаключаемый  договор также не должен был превышать  трехлетнего срока (ст. 6 Общего положения).

При разработке Общего и местных  положений, а также Правил о порядке  применения этих положений, был разработан правовой механизм оптимального разрешения противоречий и гармонизации интересов  собственников с неимущими. Например, если не достигалось добровольного  соглашения между помещиком и  крестьянином относительно получения  надела и отработки повинности, надел  крестьян землей и порядок отправления  повинностей за него определялся  Общим и местным положениями (ст. 6 Общего положения).

Реформа собственности на землю осуществлялась двумя путями: в порядке рыночных отношений (купля-продажа  земли) и в порядке выкупа крестьянами  у помещиков в собственность  своей усадебной оседлости (земли, предоставленной помещиком в  постоянное пользование).

В последнем случае был  предусмотрен механизм правительственной  помощи, крестьянам: правительство  ссужало под приобретаемую землю  определенную сумму с рассрочкой уплаты ее крестьянами на определенный срок, в результате помещик при сделке получал стоимость земельного участка сразу, имея возможность вложить средства в ведение новых форм хозяйствования на земле, а крестьянин не разорялся при покупке этого участка.

На период реформации земельных  отношений вводился взамен крепостничества  новый правовой институт – «постоянные  поземельные отношения между  помещиком и водворенным на его земле крестьянином», оформляемый специальным документом – уставной грамотой.* Этот институт прекращался по двум основаниям: в случае добровольного отказа крестьянина от пользования предоставленным ему наделом или перехода крестьянина в установленном законом порядке в другое сословие.

Одновременно был введен новый институт – сельских обществ  и волостей. Согласно ст. 40 Общего положения, сельское общество составлялось из крестьян, водворенных на земле одного помещика. Волости образовывались из состоящих  в одном уезде и, по возможности, смежных сельских обществ (ст. 42).

Объединение крестьян в общины было обязательным, а выход из них  осуществлялся лишь в порядке, определенном законом. Taк для увольнения крестьян из сельских обществ требовалось, чтобы они, если пользовались наделом помещичьей земли, не имели недоимок в повинностях, причитающихся за такое пользование, чтобы они отказались навсегда от мирского надела в установленном порядке и сдали состоявшие в их пользовании участки земли (ст. 130 Общего положения).

Наконец, надельная земля  предоставлялась не каждому лицу в отдельности, а крестьянскому  двору, крестьянской семье в лице ее представителя – домохозяина, который нес ответственность  перед общиной за исправное отбывание  повинностей, а все члены этой семьи находились в полной зависимости  от домохозяина (без него нельзя было уйти на заработки, менять место жительства и т. п.).

В результате реформы, таким  образом, была создана взамен крепостного  права сложная система общинной и семейной круговой поруки; сельская община («мир») отвечала перед государством за каждого домохозяина, а домохозяин отвечал перед общиной за членов своей семьи. В результате крепостное право, будучи отмененным, фактически трансформировалось в другую форму.

Вновь образованная система  земельных отношений явилась  переходной к созданию капиталистической (рыночной) системы сельского хозяйства. Разрабатывая ее, государство исходило из особенностей России, ее огромных территорий, укоренившихся крепостнических  традиций, которые опасно было сразу  ломать. Предосторожности, соблюденные  государственными чиновниками того времени, имели в России своим  последствием почти 42 года без значительных потрясений государственного строя, не считая, конечно, убийства царя-освободителя Александра II в 1881 г., т.е. через 20 лет  после издания Манифеста об освобождении крестьян.

Реформа 1861 г. сохранила исторически  сложившиеся две основные формы  землевладения: общинное на большей  территории России и подворное –  преимущественно в западной ее части.

 

Приоритетным положением пользовалось общинное землевладение (объединение землепользователей, связанное  обязательной общностью уравнительного землепользования), поскольку оно  являлось гарантией против окончательного обезземеливания и пролетаризации крестьян, а значит, и против социально-государственных  потрясений в России.

Изменения, происходившие  в земельном строе России в  этот пореформенный период, и появление  новых форм крестьянского землевладения  получили отражение в юридической  науке того времени.

Разрешение спора между  сторонниками общинного и подворного землевладения началось после неудач в Русско-японской войне 1904 г. и революции 1905 г.

Развитие рыночных отношений  в земельном строе России работало на укрепление позиций подворного землевладения. Важную роль в вовлечении земли в  орбиту товарно-денежных отношений  сыграли созданные под общим  ведомством Министерства финансов России Крестьянский поземельный банк (с 1882 г.) и Дворянский поземельный банк (с 1885 г.). Эти банки давали денежные ссуды в обеспечение покупки  земель в собственность либо под  залог недвижимости.

Подводя итог изучению данного  периода и сопоставляя его  с предыдущим историческим периодом, можно сделать следующие выводы:

1) феодально-крепостнические  тенденции в регулировании земельных  отношений России пришли в  противоречие с рыночными отношениями,  в которые вступила Россия

2) земельная реформа по  Манифесту от 19 февраля 1861 г. начала  разрушать тормозящий развитие  страны феодально-крепостнический  строй;

3) с учетом закоренелых  традиций феодализма в России, ее особого природно-экономического  положения, резкая ломка феодальных  отношений в земледелии была  чревата социальными потрясениями, а поэтому Секретный комитет  при разработке нормативных актов  руководствовался принципами постепенности  и осторожности;

4) такой подход привел  к замене феодально-крепостнических  земельных отношений в России  общинной формой землевладения,  которая же тормозила проникновение  рыночных отношений в земледелие;

5) общинная форма землевладения  вскоре также стала тормозом  развития сельского хозяйства  России, и со всей остротой  встал вопрос о ее реформации.

3. Столыпинская аграрная  реформа 1906–1907 годов

Революционная ситуация в  России в 1905–1907 гг., встряхнувшая страну, породила новую аграрную реформу, вошедшую в историю под названием столыпинской. Ее центральной идеей явились  насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание на ее развалинах новой системы земледелия, порождающей господство крепких  хозяев (кулаков, фермеров – каждая политическая доктрина называет их по-своему).

Задачи новой реформы  решались не за счет помещичьих земель, а путем облегчения покупки земельных  угодий и создания условий переселения  в Сибирь, где были огромные массивы  неосвоенных земель.

Был принят ряд указов, вносящих коренные изменения в сложившуюся  систему земельных правоотношений того времени: Указом от 3 ноября 1905 г. расширена  деятельность Крестьянского банка  по скупке частноземлевладельческих земель и распродаже их крестьянам трудового  типа на льготных условиях; Указом от 8 ноября 1905 г. отменены выкупные платежи  за надельные земли, отведенные крестьянам после реформы 1861 г.; Указом от 12 августа 1906 г. произошла передача Крестьянскому  банку удельных земель, которые были в сельскохозяйственном пользовании  и не входили в состав лесных дач; Указом от 19 сентября 1906 г. передана свободная  часть кабинетских земель Алтайского округа казне для отвода их поселенцам; Указом от 15 ноября 1906 г. крестьянам предоставлено  право закладывать Крестьянскому  банку не только принадлежащие им, но и приобретенные ими от поселенцев надельные земли.

Переселенческое дело в России было начато и до столыпинской реформы. Так, Законом 1890 г. было разрешено и  стимулировано переселение крестьян в некоторые губернии Сибири, а  законы 1892 и 1893 гг. расширили переселенческую  сферу.

Однако это переселенческое  дело было связано с постройкой Сибирской железной дороги. Столыпинская же реформа имела иную цель – устранение малоземелья крестьян за счет освоения новых земель.

Другой стороной столыпинской политики было совершенствование правоотношений по землеустройству: внося изменения в размеры землевладения и агрикультурную сторону крестьянского хозяйства, правительство стремилось найти исцеление его недугов в отыскании такой новой правовой оболочки, которая могла бы сама по себе устранить тормоза и преграды для развития крестьянского хозяйства и дать толчок его производительности и интенсификации. В основе указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г., Закона от 14 июня 1910 г., Положения о землеустройстве от 29 мая 1911 г. лежала индивидуализация крестьянского землевладения, замена общинного землевладения его личной формой.

Указанными нормативными актами определялся статус двух групп  обществ и селений: обществ и  селений, не производивших общих  переделов земель; обществ и селений, производивших общие переделы.

Землеустроительная политика преследовала две основные цели: формирование хуторских хозяйств как наиболее удачной для хозяйствования формы  размещения угодий и сосредоточение истощенных земель, являющихся собственностью многих крестьян, в руках немногих экономически сильных крестьян-фермеров. Техническая и процессуальная сторона  перехода к отрубному и хуторскому землевладению была закреплена в  Положении о землеустройстве  от 29 мая 1911г.

В результате столыпинского  законодательства в России вместо единой системы землепользования образовалось множество форм землепользования: помещичье, общинное, подворное, хуторское, отрубное. Кроме того, существовали многочисленные формы собственности, введенные  еще в прошлых веках.

Нормы земельного права, регулировавшие в России землевладение и землепользование, были весьма пестры и разнообразны, разбросаны в разных частях Свода  законов Российской империи, что  объяснялось различием прав на землю  в зависимости от характера вещного  объекта, их субъектов, способов владения, направлений государственной политики в изменяющихся условиях.

В период столыпинской аграрной реформы окончательно сложился и  устоялся до октябрьского переворота 1917 г. следующий режим земельного строя:

1.Государственные земли.  Это земли, определенные законом,  как все имущества, не принадлежащие  никому в особенности, т.е. ни  частным лицам, ни сословиям  лиц, ни дворцовому ведомству,  ни установлениям. Таковы казенные  земли, пустопорожние и дикие  поля, леса, морские берега, озера,  судоходные реки и их берега. Если земли состояли в ведомстве  казны, то они именовались также казенными.Порядок управления государственным имуществом, а значит и землями, и все права, связанные с их обладанием, содержались в Сводах учреждений и Уставах о казенном управлении.

Земли, имевшие чисто стратегическое и военное значение (занимаемые крепостями и другими сооружениями), не могли  быть предметом товарного оборота. Казенные же земли могли предоставляться  в пользование частным лицам.

Временным правительством в  марте 1917 г. удельные и кабинетские  земли были включены в состав государственных  земель. В ст. 411 тома Х (ч. 1) Свода  законов Российской империи имеется  лишь единственная статья, прямо относящаяся  к удельным землям: «Удельными имуществами  называются все те, кои или первоначально  поступали в состав уделов, или  впоследствии покупкой или променом приобретены и к оным причислены». Скудность законодательства об удельных землях обусловлена тем, что об этой категории земель не было принято  много распространяться.

Удельные имения были созданы  по Указу императора Павла I «Об учреждении императорской фамилии», по которому огромные земельные массивы были переданы в собственность царской  фамилии. Впоследствии число удельных имений стало увеличиваться за счет новых перечислений из государственных  имуществ.

2. Монастырские земли.  Православному духовенству отводились  лучшие земли в увеличенном размере. Одновременно архиерейским домам и монастырям не запрещалось приобретать в собственность всякого рода ненаселенные недвижимые имения, как покупкой, так и через дар или завещания от частных лиц.

Информация о работе История земельно-правового строя России