История земельно-правового строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:01, реферат

Описание работы

Исторические исследования не дают оснований для предположения о наличии рабовладельческого землевладения на территории России.
Письменные источники свидетельствуют о том, что, начиная с XI века, на территории современной России стала складываться феодальная земельная собственность – экономическая основа господства класса феодалов. Эти факты подтверждаются и археологическими данными.
Первичной формой экономической реализации феодальной земельной собственности явилось полюдье, представлявшее собой институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором в обнаженной форме выступали отношения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность.*

Содержание работы

Земельно-правовой режим в России до 1861 г.___________________2

Земельная реформа 1861 года и ее правовое содержание_________5


Столыпинская аграрная реформа 1906–1907 годов________________8

Земельный строй в России в годы советской власти ________________11


Земельный строй России с 1990 года по настоящее время__________15

6.Подводя итог сказанному, сделаем общие выводы_________________20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:____________________________________________22

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

3. Майоратные земли. Их  правовой институт утвердился  в России в XIX веке. Правовой  режим майоратных земель был  специфичен следующим:

а) этот вид землевладения  возникал по инициативе царя, который  своей властью жаловал имения отдельным преданным ему сановникам на праве майората (потомственного владения);

б) майоратное владение не могло  быть дробимо, отчуждаемо, закладываемо или иным путем уменьшаемо;

в) имение в целом переходило только к старшему наследнику. Остальные  наследники не только не получали никакой  части из имения, но даже не могли  требовать какого-либо вознаграждения. С прекращением наследников мужского пола майоратное имение отбиралось в  казну.

Законом от 21 октября 1906 г. было разрешено владельцам майоратных имений отчуждать крестьянам за деньги участки  из состава этих имений. Данное изменение  было внесено для расширения крестьянского  землевладения.

4. Частновладельческие земли.  До столыпинской реформы данное  право принадлежало исключительно  дворянам-помещикам. Лишь Указом  от 9 ноября 1906 г. субъектом права  собственности на надельную землю  был признан и крестьянин.

5. Посессионные земли.  Особенности их правового режима  выражались в наличии ограничений  частной собственности. Например, по одному земельному спору  Сенат указал, что «посессионное  право есть право частной собственности,  но неполное, ограниченное условиями,  вытекающими из назначения горнозаводской деятельности».

Субъектами права собственности  посессионных земель были владельцы  посессионных заводов (имеющих пособие  от казны или в людях, или в  землях, или в лесах, или в рудниках).

 

6. Общественные земли.  Правовой режим их в законодательстве  России не был разработан. В  ст. 414 т. Х Свода законов Российской  империи было дано лишь общее  перечисление субъектов права  собственности на общественные  земли: это города и городские  общества; дворянские общества; общества  сельских обывателей; земства и  земские учреждения.

Отсутствовало четкое определение  того, что нужно понимать под общественными  землями.

Общественные земли оказались  в числе земель, на национализации, которых настаивали крестьяне в 1917 г., однако они, вероятно, имели в виду не всех субъектов права собственности на общинные земли, а помещичьи товарищества, которых к тому времени было свыше тысячи и они владели около 4 млн. десятин земли.

Возникновение в России земель различных форм собственности и  с разнообразным режимом использования  привело к выделению в составе  российского права особой отрасли  – земельного права, которое в  работах разных авторов имело  различное наименование и содержание.

Вносила свои коррективы в  развитие земельного права и первая мировая война. Так, в период со 2 февраля 1915 г. по 8 февраля 1917 г. был издан  ряд законов, ограничивавших по политическим мотивам землевладение лиц немецкой, еврейской, польской, австрийской, венгерской и других национальностей.

Анализируя период столыпинской аграрной реформы и период развития земельных отношений до 1917 г., можно  сделать вывод о том, что в  земельные отношения России проникли, наконец, рыночные отношения, следствием которых явилось повышение эффективности  сельскохозяйственного производства.

Новые рыночные отношения  в этот период сосуществовали со старыми  полукрепостническими, что и обусловило сложности в правовом регулировании  земельных отношений, дробность  и запутанность земельного законодательства, неразработанность земельного права  на теоретическом уровне.

4. Земельный строй в  России в годы советской власти

С первых дней февральской  революции 1917 г. начались работы по подготовке аграрной реформы, руководство которыми постановлением Временного правительства  от 21 апреля 1917 г. было возложено на Главный земельный комитет при  Министерстве земледелия. Однако дело двигалось медленно, отставая от потребностей обстановки. Стремление учесть все  мнения и все обдумать с крайней основательностью не только замедляло работы по подготовке реформы, но и ослабляло ее размах и энергию реформаторского творчества.

Соображения государственного характера о постепенности и  законности земельной реформы, необходимости  принятия ее Учредительным собранием  оказались чуждыми крестьянской массе России, задыхавшейся от земельной  тесноты и тягот войны. Охваченное мыслью о всеобъемлющем переделе земли, крестьянство стихийно стремилось, невзирая ни на что, овладеть землей, что  вынудило Временное правительство  издать ряд карательных постановлений. Так, постановлением от 11 апреля 1917 г. «Об  охране посевов» на продовольственные  и земельные комитеты были возложены  обязанности принимать меры против самовольного нарушения чьих-либо земельных  и имущественных прав, возмещать  убытки, происходившие в результате народных волнений. Главком Юго-Западного фронта генерал Корнилов издал приказ от 8 июля 1917 г., согласно которому лица, препятствовавшие помещикам убирать урожай в зоне фронта, могли подвергнуться заключению сроком до трех лет.

Несмотря на принимаемые  меры, земельные и имущественные  правонарушения в стране приобретали  все больший размах. Например, в  приказе министра продовольствия говорилось, что во многих местах население предпринимает  незаконные насильственные действия, препятствующие землевладельцам в  уборке полей и посевов, снимает  с работ военнопленных, принуждает землевладельцев платить повышенную плату за сельхозработы; захватывает  хлеба, покосы, инвентарь и т. п.

Кризис в использовании  земель России усугублялся последствиями  первой мировой войны, продолжавшей свой разрушительный ход: почти на 1/5 сократились посевные площади,* поля зарастали бурьяном и чертополохом; несмотря на благоприятные климатические  условия 1917 г., валовой урожай хлебов, по сравнению с 1913 г. сократился почти  на 1/3. Основная часть урожая приходилась  на помещичьи и кулацкие хозяйства, которые и в военное время  не утратили своей экономической  силы.

В этих условиях от крестьянских масс поступило 242 наказа делегатам I Всероссийского Съезда Советов крестьянских депутатов.

Ознакомившись с ними, В.И. Ленин решил положить их в основу первого земельного закона пролетарского государства. Как известно, это было реализовано в знаменитом Декрете о земле, получившем название ленинского.

Основные положения Декрета  сводились к отмене частной собственности  на землю, обращению ее в народное достояние, приоритетному пользованию  землей трудящимися, принудительному  характеру земельных преобразований и т. п.

Декрет действовал в течение шести лет, но положения его легли в основу советского законодательства, регулировавшего земельные отношения на протяжении всего периода строительства социализма в России.

Реализация положений  Декрета о земле на местах, в  губерниях, уездах России была обеспечена заменой земельных комитетов, посылкой эмиссаров, созданием посевкомов и т.п.

Декрет о земле быстро дополнялся специальными декретами. Так, были приняты Декрет ВЦИК от 9 февраля  1918 г. «О социализации земли», Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью» Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли».

Одновременно с нормативно-правовыми  актами, устанавливающими правовой статус земель и других природных объектов, принимались акты о порядке пользования  этими объектами, вносившие коренное изменение в систему земельных, водных, горных, лесных и т.п. правоотношений. Например, Положением о социалистическом землеустройстве вся земля в пределах РСФСР была объявлена единым государственным земельным фондом, что положило начало введению монополии государственной собственности на землю, принесшей немало проблем в использование земель России; устанавливался приоритет общественных форм землепользования; земля была исключена из товарно-денежных отношений, был создан колхозно-совхозный порядок и т. п.

С 1922 г. началась кодификация  земельного законодательства, преследовавшая цель «создать стройный, доступный  пониманию каждого земледельца свод законов о земле». Вначале кодификация была осуществлена на республиканском уровне созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 года и аналогичных кодексов в союзных республиках, а затем – на союзном уровне принятием Общих начал землепользования и землеустройства. Впоследствии ход кодификации и изменений законов шел в обратном направлении: вначале кодификация осуществлялась на союзном уровне, а затем – на республиканском. Так, в 1968 году были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1970 году на базе этих Основ принят Земельный кодекс РСФСР.

Правовое регулирование  земельных отношений в русле  социалистических принципов шло  с большими трудностями, поскольку  реализация таких принципов осуществлялась вопреки объективным законам  общества и природы: не был задействован интерес собственности, производители  сельхозпродукции исключались из механизма  отношений собственности, ставка делалась на принуждение, апеллирование к  сознательности субъектов правоотношений и т.п. Например, начиная с 1928 и  по 1986 г. почти ежегодно принимались  постановления о мероприятиях по посевным и уборочным работам. Как  правило, они принимались совместно  правительством и ЦК правящей коммунистической партии. Эти постановления вводили  принудительные обязанности.

С неменьшей сложностью проводилась  и правотворческая работа по совершенствованию  земельного законодательства. Например, Общие начала землепользования и  землеустройства, будучи разработанными, свыше года не утверждались, дебатировались положения проекта этого закона; Основы земельного законодательства разрабатывались  с 1948 г. и были приняты лишь через 20 лет и т. д.

В основе реформации земельного строя лежала идея приоритетного  положения в земледелии крупного государственного хозяйства (совхоза). Сельскохозяйственная кооперация крестьянства – колхозы – должна была в  последующем трансформироваться в  государственные хозяйства. Таким  образом, была бы национализирована  земля у крестьян (Декрет о земле  не предусматривал национализации крестьянской земли, в противном случае не удалось  бы партии большевиков одержать победу в гражданской войне и удержаться у власти).

Реформа земельных отношений, проходившая в исследуемый период, характеризовалась следующими особенностями:

1) укреплением правового  статуса госхозов (совхозов) – государственных  сельскохозяйственных предприятий:

а) созданием условий для  полного перехода к коммунистическому  земледелию;

б) созданием и развитием  культурно-агрономических центров;

2) организацией массовой  кооперации крестьянства в колхозы  и иные формы коллективных  хозяйств. Так, постановлением ЦИК  и СНК СССР от 1 февраля 1930 г.  «О мероприятиях по укреплению  социалистического переустройства  сельского хозяйства в районах  сплошной коллективизации и по  борьбе с кулачеством» местным  органам давалось право «раскулачивания»  крупных крестьянских хозяйств, мешающих принудительной коллективизации,  вплоть до конфискации их имущества  и высылки в отдаленные неосвоенные  районы страны';

3) наступлением на частный  сектор земледелия. Например, ст. 46 Положения  о социалистическом землеустройстве  запрещала рабочим или служащим  совхозов заводить в хозяйствах  собственных животных, птиц, огороды;

4) применением преимущественно  административных методов государственного  руководства, управления и регулирования  земельных отношений. Так, постановлением  СНК СССР от 21 июня 1945 г. «О мерах  по улучшению дела ведения  и освоения севооборотов в  колхозах» колхозникам (т. е.  коллективным собственникам своего  хозяйства) навязывались требования  по ведению земледелия; постановлением  Совета Министров СССР и ЦК  ВКП(б) от 20 октября 1948 г. «О  плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов  для обеспечения высоких и  устойчивых урожаев в степных  и лесостепных районах «европейской  части СССР» устанавливались  принудительные объемы указанных  работ, не считаясь с экономикой  хозяйств;* постановлением Совета  Министров СССР от 17 августа 1950 г. «О переходе на новую систему  орошения в целях более полного  использования орошаемых земель  и улучшения механизации сельскохозяйственных  работ» было дано указание  ликвидировать на полях постоянные  оросительные каналы, увеличить  размеры поливных участков и  т. д.;

5) опорой на добросовестность  людей без увязки с личным  интересом в результатах производства. Лишь после провалов задуманного  производились соответствующие  корректировки в законодательстве. Например, в первом Примерном  уставе сельскохозяйственной артели 1930 г. не были в должной мере  урегулированы вопросы оплаты  труда колхозников, норм выработки  и т.п. Лишь в 1933 г. Наркомзем  СССР издал постановление «О  примерных нормах выработки в  1933 году» и «Об оценке в трудоднях  различных сельскохозяйственных работ в колхозах»;

Свыше 70 лет социалистического  строительства в России доказали необходимость и профессивность товарно-денежных отношений и опасность  их ущемления.

Возврат рыночных отношений  в землепользование начался с 1987 года, когда после длительного  запрета была, наконец, предоставлена  возможность арендных отношений  в земледелии, а также свободной  кооперации граждан. Однако расширение сферы товарно-денежных отношений  шло медленно, сдерживалось устоявшимися за годы советской власти консервативными  традициями. Кроме того, структуры  союзного (Союза ССР) уровня долгое время не давали России обрести надлежащий суверенный статус.

 

Несмотря на препятствия, чинимые реформам, они зрели, чтобы  проявиться в нормативных актах, раскрепощающих земельные и хозяйственные  отношения в стране. Радикальный  перелом наступил в 1990 году с обретением Российской Федерацией суверенитета и  началом кардинальной земельной  реформы.

Информация о работе История земельно-правового строя России