Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:41, курсовая работа
Целью исследования является разработка теоретического механизма формирования, закрепления и реализации принципов земельного права. Эта цель достигалась решением следующих задач:
1) исследование понятия и классификации принципов земельного права;
2) рассмотрение конституционных основ земельного права в части формирования, закрепления и реализации принципов земельного права;
3) пути применения принципов земельного права в практической деятельности.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика принципов земельного права……………………..5
1.1. Понятие принципов земельного права……………….............................5
1.2. Классификация принципов земельного права………………………....7
1.3. Конституционные принципы регулирования земельных отношений15
2. Практическое значение принципов земельного права…………………...20
Заключение………..………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………..…………………………..25
В современных условиях формирования рыночной экономики велика роль ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право частной собственности граждан и их объединений, право иметь в частной собственности землю. В этой же статье определены пределы осуществления земельным собственником своих правомочий. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Право частной собственности на землю согласно ст. 17 Конституции РФ рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Очень важное значение для регулирования земельных отношений имеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда изъятие может допускаться только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Значение этой конституционной нормы заключается в том, что частный земельный участок может быть изъят при соблюдении следующих условий. Во-первых, изъятие допустимо только для государственных нужд. Во-вторых, убытки должны быть возмещены собственнику до момента фактического изъятия. И в-третьих, размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. справедливым, соответствующим рыночным ценам за данный земельный участок. Эти положения должны быть закреплены в земельном законодательстве.
Большое значение для защиты права частной собственности на землю имеет конституционное определение пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина. Они могут быть, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Практическое значение принципов земельного права.
Применение принципов земельного права как норм-принципов имеет особенность, заключающуюся в том, что их реализация с помощью властно-организующей деятельности компетентных органов и лиц происходит лишь в определенных случаях. К таковым относится реализация права при наличии пробелов в правовом регулировании земельных отношений и при разрешении коллизий правовых норм.
Поскольку дела по спорам, возникающим из земельных отношений, составляют гражданские дела и дела связанные с осуществлением экономической деятельности, которые подведомственны судам общей юрисдикции или арбитражным судам, соответствующий суд не может отказать в правосудии, ссылаясь на отсутствие конкретного закона.
Это правило применимо и для случаев рассмотрения некоторых дел, возникающих из публичных отношений, связанных с земельными, например, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя. Здесь публичный характер отношений не является преградой для применения аналогии права.
В Земельном кодексе РФ прямого предписания о применении норм земельного права по аналогии не установлено. Однако это не является препятствием для применения принципов земельного права в качестве аналогии права при отсутствии норм права, регулирующих сходные отношения.
Более того, суд должен решить дело на основе общих начал и смысла законодательства при выявлении пробелов в правовом регулировании земельных отношений.
Правовой основой применения принципов земельного права в качестве аналогии права служат положения п. 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, в котором предусмотрено, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права), и схожее положение п. 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При разрешении земельных споров третейским судом в соответствии с п.2 статьи 64 Земельного кодекса РФ принципы земельного права могут быть применены в качестве аналогии права согласно п.4 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»10.
Принципы земельного права не могут быть применены по аналогии к основаниям возникновения прав на земельные участки, а также к основаниям любого вида юридической ответственности за земельные правонарушения.
Однако в других случаях, например, когда в законе или подзаконном нормативном правовом акте установлены широкие дискреционные полномочия органов исполнительной власти, других органов и должностных лиц без необходимой конкретизации, в частности, по срокам принятия решения, по условиям (основаниям) принятия решения, по порядку принятия решений, в случае наличия параллельных полномочий по решению одного вопроса в сфере земельных отношений, нормы-принципы земельного права могут быть применены по аналогии в целях восполнения пробелов в праве по конкретизации полномочий органов и должностных лиц при защите прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Принципы земельного права занимают важное место в разрешении коллизий правовых норм. Их использование для этой цели все чаще можно встретить в материалах судебной практики.
Примеры из судебной практики подтверждают ещё одну важную роль принципов земельного права — при систематическом толковании.
Часто можно встретить решения судов, в которых, хотя прямо и не содержится ссылка на принципы земельного права, но они основаны на систематическом толковании закона. В таких случаях часто происходит раскрытие принципов земельного права, их развитие, а также возникает юридическая основа для формирования новых принципов, взаимосвязанных с существующими.
Некоторые рассмотренные судами дела показывают, что не сложилось единообразной практики применения отдельных принципов земельного права.
Заключение
Принципы земельного права являются важнейшей составляющей отрасли права в целом. Они определяют ее эффективность действия отрасли в настоящем и способствуют прогнозированию путей развития отрасли в будущем. На основе принципов строится вся последующая нормотворческая работа по созданию норм права.
Следует помнить, что сами по себе декларативные принципы являются малоэффективным средством регулирования общественных отношений и нуждаются в подробной конкретизации в детальных нормах отрасли. При этом каждый раз требуется создавать специальный правовой механизм, посредством которого будет исполняться конкретная норма.
Позитивным свойством принципов земельного права можно считать очень детальную формулировку каждого принципа, которая позволяет с достаточной определенностью судить о тех целях, для достижения которых данный принцип был введен.
Детальное исследование принципов земельного права, в том числе целей и задач земельного права, типа правового регулирования земельных отношений, позволили бы подготовить теоретическую основу для кодификации природоресурсного законодательства. Важнейшие смежные направления в этом деле — исследования основных начал природоресурсных отраслей права, экологического права, разработка концепции экологического кодекса России.
Другой значимый результат теории принципов земельного права видится в правоприменительной деятельности, прежде всего, органов правосудия. Шаг за шагом будет появляться всё больше судебных решений, основанных, в том числе, на принципах земельного права. Это позволит «отполировать» систему принципов земельного права, даст новый импульс для совершенствования законодательства.
Отрасль земельного права в сегодняшнем виде только начинает действовать. В отдельных случаях возможны коллизии, либо пробелы в правовом регулировании. В этой ситуации именно основополагающие принципы земельного права должны служить теми «маяками», которые будут направлять дальнейшее развитие отрасли.
Список используемой литературы
Нормативно правовые акты.
Научная и учебная литература.
1 Волков Г.А. Принципы земельного права России. // М. 2005. С. 18.
2 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
3 Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О землеустройстве»;
4 «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 23.07.2013);
5 «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 07.05.2013).
6 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об охране окружающей среды»;
7 Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения»;
8 Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
9 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
10 Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О третейских судах в Российской Федерации».
Информация о работе Общая характеристика принципов земельного права