Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:41, курсовая работа
Целью исследования является разработка теоретического механизма формирования, закрепления и реализации принципов земельного права. Эта цель достигалась решением следующих задач:
1) исследование понятия и классификации принципов земельного права;
2) рассмотрение конституционных основ земельного права в части формирования, закрепления и реализации принципов земельного права;
3) пути применения принципов земельного права в практической деятельности.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика принципов земельного права……………………..5
1.1. Понятие принципов земельного права……………….............................5
1.2. Классификация принципов земельного права………………………....7
1.3. Конституционные принципы регулирования земельных отношений15
2. Практическое значение принципов земельного права…………………...20
Заключение………..………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………..…………………………..25
Исходя из данного принципа, указанные в нем лица наделяются определёнными правами и приобретают статус непосредственных участников отношений в области управления земельными ресурсами, а у органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают соответствующие обязанности по предоставлению им такого права. Так граждане, общественные организации (объединения) и религиозные организации вправе участвовать в подготовке решений воздействующих на комплекс характеристик по градо¬строительным, технологическим и экологическим свойствам земли, а так же юридических актов, прямо или косвенно затрагивающих их земельные участки.
Все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Настоящий принцип указывает на то, что в совокупности с земельным участком, к примеру, при сделке купли продажи неотделимыми от него будут считаться и все здания, сооружения и т.д. возведённые на нём. По сути, такое объединение можно назвать земельно-имущественным комплексом, который участвует в гражданском обороте.
Смысл указанного принципа заключается в том, что изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается. При этом следует учесть, что установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.
Статья 65 ЗК РФ устанавливает платность использования земли и предусматривает две формы платы – земельный налог и арендная плата. Особенностью принципа платности использования земель является то, что платежи за землю непосредственно покрывают расходы на мероприятия по стимулированию рационального использования земельных участков. В этих рамках обязательным требованием является эффективная эксплуатация земли, что выражается в повышении плодородия почв, выравнивании социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах, а так же охране и освоения земли.
Все земли Российской Федерации относятся к различным категориям. И в зависимости от того, к какой категории принадлежит земельный участок, на нем разрешен или не разрешен тот или иной вид деятельности. В связи с этим устанавливается соответствующий правовой режим, учитывающий определённые экономические, природные, социальные, и иные факторы.
В настоящее время вопросы разграничения государственной собственности на землю регулируются п. 10 ст. 3 и ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»9. В соответствии с названным законом распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Данный принцип определяет соблюдение интересов всего общества и в частности каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком при регулировании использования и охраны земель. Цель, которую преследует этот принцип, заключается в сбалансировании публичных и частных интересов. Примером реализации данного принципа является установление в земельном законодательстве процедуры принудительного отчуждения (изъятия) земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также ограничения прав собственников земельных участков путем установления публичных сервитутов.
Пункт 3 ст. 3 ЗК РФ закрепляет приоритет земельного законодательства перед гражданским при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними. Исходя из того, что гражданское законодательство содержит общие нормы регулирования имущественных земельных отношений, а земельное – специальные, то при регулировании конкретных земельных правоотношений превалировать будет специальная норма, содержащееся в ЗК РФ или другом земельном правовом акте, а не общая норма гражданского законодательства РФ.
Перечень принципов, закреплённых в ст. 1 ЗК РФ не является исчерпывающим. Ряд иных принципов закреплен как в самих статьях ЗК РФ, так и в других федеральных законах, составляющих систему земельного законодательства РФ.
Особенная часть земельного права устанавливает правовые режимы для различных категорий земель:
Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ «Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей». В сельском хозяйстве земли данной категории служат главным средством производства, устанавливается перечень земельных участков, представляющих особую ценность для данного региона, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, изъятие которых не допускается. Земли не пригодные для сельского хозяйства или, в исключительных случаях, худшего качества могут быть предоставлены для иных нужд.
Землями поселений, согласно ст. 83 ЗК РФ, признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских, сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий. Здесь земля применяется, как основание для возведения различного рода строений, сооружений и предназначена для обслуживания городов, поселков городского типа и сельских поселений. Поэтому понятие рационального использования этих земель существеннейшим образом отличается от рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 87 ЗК РФ это земли, расположенные за чертой поселений и предназначенные для обеспечения соответствующих видов деятельности и специальных целей, как правило, не связанных с сельскохозяйственным производством.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ст. 94 ЗК РФ). На этих землях осуществляют свою деятельность государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные, дендрологические и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных воздействий могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
К землям лесного фонда относятся как лесные земли (покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления), так и нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Они представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земля выступает здесь в двояком значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная растительность, и как средство производства, питающее корневую систему лесов почвенными компонентами (влагой, питательными веществами и др.).
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Данная категория земель урегулирована водным законодательством, связанным с правовым режимом земель, на которых расположены водные объекты, в силу чего земли водного фонда выделены в самостоятельную категорию.
Запасы земли составляют резерв государства и находятся в государственной или муниципальной собственности. Они не предоставляются гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ.
1.3. Конституционные
принципы регулирования
Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.
В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности, в том числе и на землю; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; земельное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Конституции РФ сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, что, естественно, имеет прямое отношение к обеспечению охраны земель. Правительство РФ осуществляет также управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимися в федеральной собственности.
В ст. 74 Конституции РФ выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе и охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка. Конституция РФ предусматривает, что на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Исключением из этого общего правила являются случаи, когда ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В Конституции РФ закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений: принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.
Учитывая роль и значение земли в жизни общества, особенности земли как природного объекта, в ч. 3 ст. 36 Конституции РФ специально установлено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом — Земельным кодексом Российской Федерации.
Конституция РФ определяет также сферу действия земельного законодательства — это территория Российской Федерации, включающая в себя территории ее субъектов. Кроме того, земельное законодательство регулирует отношения, связанные с использованием земель, занятых внутренними водами и территориальным морем. В этой же статье Конституции предусмотрено, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ выражен принцип равенства всех форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 Конституции РФ допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Информация о работе Общая характеристика принципов земельного права