Содержание:
Введение
…………………………………………………………………2
1. Исторические этапы
развития земельной реформы в
России
1.1 Регулирование земельных
отношений в России до 1861 г…...….4
1.2 Проблемы аграрного реформирования
в России на рубеже 19-20 веков. Столыпинская
реформа…………………………………………………7
1.3 Земельная реформа 90-х
годов XX века………………………….10
2.
Основные направления современных
земельных преобразований в России
2.1 Основные итоги земельной реформы
в России. Функции государственного регулирования
земельно-имущественных отношений 1990-2008 гг……………………………………………………………………14
2.2 Земельная реформа 2011 года…………………………………….17
Заключение……………………………………………………………...20
Список
литературы…………………………………………………….23
Введение
Земельная
реформа - важнейшая часть экономической
реформы, проводимой в России и имеющей
целью формирование социально ориентированной
рыночной экономики. Одно из основных
ее направлений - установление частной
собственности на землю и создание механизма
земельного рынка. Это обусловливает радикальное
изменение земельного строя России, который
был основан на исключительной собственности
государства на землю.
Первостепенным
компонентом земельной реформы, необходимым
средством решения стоящих перед нею задач
являются право, юридическое закрепление
и развитие реформируемых земельных отношений.
Процесс
реформирования земельных отношений развивается
постепенно. Вначале была законодательно
отменена монополия государственной собственности
на землю. Право частной собственности
на землю в первую очередь было введено
в сельском хозяйстве и лишь для граждан.
Позже право собственности на землю было
установлено также для юридических лиц
(Указы Президента РФ от 25 марта и 14 июня
1992 г.).
В
собственность граждан переданы земельные
участки для ведения личного подсобного
и крестьянского хозяйства, садоводства
и животноводства, а также для иных целей,
связанных с ведением сельскохозяйственного
производства. Членам колхозов, других
кооперативных сельскохозяйственных
предприятий, акционерных обществ, в том
числе созданных на базе совхозов и других
государственных сельскохозяйственных
предприятий, земельные участки передавались
в коллективно-совместную или коллективно-долевую
собственность.
При
проведении земельной реформы в соответствии
с законодательными и иными правовыми
актами земельные участки передавались
в собственность граждан бесплатно и за
плату. Для крестьянского хозяйства земля
передавалась бесплатно в пределах средней
земельной нормы, сложившейся в данном
административном районе в расчете на
одного работающего в сельском хозяйстве.
Дополнительная площадь для ведения крестьянского
хозяйства до установленных предельных
размеров могла приобретаться в собственность
за плату.
Конституция
Российской Федерации, принятая 12 декабря
1993 г., право частной собственности на
землю и свободу распоряжения ею установила
как одно из основных прав граждан и их
объединений, охраняемых законом. Право
собственности гражданина на землю в соответствии
со ст. 17, 35, 36 и 64 Конституции РФ - одна из
основ правового статуса личности в Российской
Федерации. Именно поэтому в новом земельном
законодательстве необходимо принципиально
решить проблемы осуществления права
частной собственности на землю и создания
юридического механизма земельного рынка.
Сегодня
отсутствует целостная система законодательного
регулирования земельных отношений в
сельском хозяйстве. Законы, на основе
которых начиналась земельная реформа,
в значительной мере устарели и отменены,
хотя созданные ими земельные права и
обязанности продолжают существовать.
Некоторые вопросы остаются неурегулированными,
а по ряду вопросов законодательные решения
носят декларативный характер, так как
нет правовых норм, устанавливающих порядок
(механизм) исполнения предписаний закона.
В различных законодательных актах нередко
встречаются противоречия между правовыми
нормами по одному и тому же вопросу.
1. Исторические
этапы развития земельной реформы
в России
1.1 Регулирование
земельных отношений в России
до 1861 г.
Сложившийся земельно-правовой
строй России в дореформенный (до 1861 г.)
период приспосабливался государством
к новым историческим потребностям.
Формировался земельный фонд
России через Генеральное межевание, развернувшееся
с середины XVIII в. и продолжавшееся десятилетия.
Начало Генеральному межеванию
было положено в 1754 г. в рамках правовой
политики «просвещенного абсолютизма».
В 1765 г. правительством Екатерины II был
опубликован манифест о началах предстоящего
отмежевания частновладельческих земель
в России, а в 1766 г. - «Генеральные правила»
и «Наставления землемерам» по проведению
межевания. Эти правовые акты более чем
100 лет играли основополагающую роль в
организации и регулировании земельного
кадастра в России.
Земельная реформа 1861 г. не затронула
в целом земельно-правовые отношения России.
Она была осуществлена в соответствии
с принципами, сформулированными при императоре
Александре II. Все виды поземельной собственности
и поземельных прав, зафиксированные Сводом
законов, сохранились без существенных
изменений.
Причины земельной реформы
в России кратко были выражены в преамбуле
Манифеста Александра II: «...Государственное
законодательство, деятельно благоустроя
высшие и средние сословия... не достигло
равномерной деятельности в отношении
к людям крепостным, так названным потому,
что они, частию старыми законами, частию
обычаем, потомственно укреплены под властию
помещиков, на которых с тем вместе лежит
обязанность устроить их благосостояние.
Права помещиков были доныне обширны и
не определены с точностию законом, место
которого заступали предание, обычай и
добрая воля помещика. В лучших случаях
из сего происходили добрые патриархальные
отношения искренней правдивой попечительности
и благотворительности помещика и добродушного
повиновения крестьян. Но при уменьшении
простоты нравов, при умножении разнообразия
отношений, при уменьшении непосредственных
отеческих отношений помещиков к крестьянам,
при впадении иногда помещичьих прав в
руки людей, ищущих только собственные
выгоды, добрые отношения ослабевали и
открывался путь к произволу, отяготительному
для крестьян и неблагоприятному для их
благосостояния...».
Россия пребывала в тисках феодально-крепостнической
замкнутости и патриархальной обособленности,
слишком поздно вступила на путь капиталистического
развития. Если в Западной Европе прикрепление
крестьян к земле произошло в период раннего
средневековья, то в России - лишь в XVII
в., т.е. когда на Западе от крепостного
права оставались лишь некоторые феодальные
повинности.
Объективные и субъективные
(консервативные традиции) факторы сделали
безуспешными попытки Александра I, издавшего
в 1803 г. указ «О свободных хлебопашцах»,
и Николая I, издавшего в 1842 г. указ «Об
обязанных крестьянах», реформировать
крепостнические отношения в отношении
свободного найма.
Основным законодательным актом,
определяющим способы и пути освобождения
крестьянства от крепостной зависимости,
явилось Высочайше утвержденное Общее
положение о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости, содержащее 207 статей.
Анализ содержания данных нормативно-правовых
актов показывает, что принципы земельной
реформы, избранные Секретным комитетом
(образован в январе 1857 г. для подготовки
проекта освобождения крестьян), - «осторожность
и постепенность» - нашли в них свою реализацию.
Реформа собственности на землю
осуществлялась двумя путями: в порядке
рыночных отношений (купля-продажа земли)
и в порядке выкупа крестьянами у помещиков
в собственность своей усадебной оседлости
(земли, предоставленной помещиком в постоянное
пользование).
В последнем случае был предусмотрен
механизм правительственной помощи крестьянам:
правительство ссужало под приобретаемую
землю определенную сумму с рассрочкой
уплаты ее крестьянами на определенный
срок.
На период реформации земельных
отношений вводился взамен крепостничества
новый правовой институт - «постоянные
поземельные отношения между помещиком
и водворенным на его земле крестьянином»,
оформляемый специальным документом -
уставной грамотой. Этот институт прекращался
по двум основаниям: в случае добровольного
отказа крестьянина от пользования предоставленным
ему наделом или перехода крестьянина
в установленном законом порядке в другое
сословие.
Одновременно был введен новый
институт - сельских обществ и волостей.
Надельная земля предоставлялась
не каждому лицу в отдельности, а крестьянскому
двору, крестьянской семье в лице ее представителя
- домохозяина, который нес ответственность
перед общиной за исправное отбывание
повинностей, а все члены этой семьи находились
в полной зависимости от домохозяина (без
него нельзя было уйти на заработки, изменить
место жительства и т.п.).
В результате реформы, таким
образом, была создана взамен крепостного
права сложная система общинной и семейной
круговой поруки; сельская община («мир»)
отвечала перед государством за каждого
домохозяина, а домохозяин отвечал перед
общиной за членов своей семьи. В результате
крепостное право, будучи отмененным,
фактически трансформировалось в другую
форму.
Вновь образованная система
земельных отношений явилась переходной
к созданию капиталистической (рыночной)
системы сельского хозяйства. Реформа
1861 г. сохранила исторически сложившиеся
две основные формы землевладения: общинное
на большей территории России и подворное
- преимущественно в западной ее части.
Важную роль в вовлечении земли
в орбиту товарно-денежных отношений сыграли
созданные под общим ведомством Министерства
финансов России Крестьянский поземельный
банк (с 1882 г.) и Дворянский поземельный
банк (с 1885 г.). Эти банки давали денежные
ссуды в обеспечение покупки земель в
собственность либо под залог недвижимости.
1.2 Проблемы аграрного
реформирования в России на
рубеже 19-20 веков. Столыпинская реформа
Первая земельная реформа в
России не принесла экономического процветания
крестьянам, получившим за выкупные платежи
от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной
земли. Они не соответствовали трудовым
силам и потребностям земледельческого
населения.
Последовавшая в начале XX в.
вторая реформа в сельском хозяйстве и
землепользовании России стала именоваться
по имени премьер-министра того времени
П.А. Столыпина. Эта реформа, существенно
не затрагивая правового статуса помещичьих
земель, имела своей целью внести коренные
изменения в правовое положение личности
и землевладения крестьянства. Так, Указом
от 8 ноября 1905 г. были отменены выкупные
платежи за надельные земли, отведенные
крестьянам в ходе реформы 1861 г. В основе
последующих указов от 4 марта и от 15 ноября
1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция
замены общинного крестьянского землевладения
и землепользования частной (подворной).
Согласно указам, выход крестьян из общины
был поставлен вне зависимости от согласия
общества. Каждому домохозяину предоставлялось
право требовать закрепления за ним надела
земли в частную собственность и выделения
из общины даже в том случае, если размер
этого надела превышал норму, причитающуюся
на долю двора в данном сельском обществе
на момент выдела.
В тех земельных обществах,
в которых в течение 24 лет не было общих
переделов, общинный порядок землевладения
считался ликвидированным. За отдельными
домохозяевами закреплялись в частную
собственность находящиеся в их владении
участки.
Общество обязывалось выделять
землю выходящим из общины крестьянам
в одном месте (отруб). Крестьянам разрешалось
перенести свои усадьбы и образовать хутор.
Были установлены способы удостоверения
права собственности крестьян на подворные
участки и определен порядок их отчуждения.
Был значительно ограничен принцип семейной
собственности в крестьянском дворе. Собственниками
земли и имущества по указу становились
не семья в целом, а глава семьи - домохозяин.
Помещичье землевладение оказывало
мощное тормозящее давление и на развитие
крестьянского хозяйства. Крестьянство
несло огромную нагрузку платежей за выкуп
надельных, покупку и аренду помещичьих
земель.
В августе 1906 г. принимаются
указы об увеличении земельного фонда,
находящегося в Крестьянском Банке, за
счет передачи ему казенных и удельных
земель. Наконец, 9 ноября 1906 г. выходит
Указ «О дополнении некоторых постановлений
действующего закона, касающихся крестьянского
землевладения и землепользования». Этот
Указ был подкреплен двумя законами, утвержденными
Третьей Государственной Думой: «Об изменении
и дополнении некоторых постановлений
о крестьянском землевладении» и «О землеустройстве»
от 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911 г.соответственно.
Первый закон устанавливал права крестьян
на укрепление и выдел участков общинной
земли, порядок перехода целых обществ
к отрубному владению и право собственности
крестьян на участки надельной земли.
Второй закон определял порядок выдела
земель селениям, выдел земель выселкам
и частям селений, выдел отрубных участков
отдельным членам общества, полное, по
целым обществам разверстание угодий
на отрубные участки, разверстание чрезполосности
надельных земель и порядок других землеустроительных
действий.
Аграрные указы и законы, изданные
царским правительством в период 1906-1916
гг., получили название Столыпинской аграрной
реформы по имени председателя Совета
Министров, министра внутренних дел Петра
Аркадьевича Столыпина (1862-1911), основного
инициатора и руководителя реформы.
Основные цели столыпинской
аграрной реформы состояли в том, чтобы:
1) преобразовать Россию
из помещичье-монархического государства
в буржуазно-монархическое;
2) создать путем расслоения
крестьянства средний слой - крестьянскую
буржуазию;
3) сохранить все формы
собственности, включая помещичью;
4) снять социальную напряженность
на селе, отвлечь крестьян от
мыслей о принудительном отчуждении
помещичьих земель.
Достижение этих целей предполагало
реализацию трех основных задач:
1) разрушение общины;
2) создание индивидуальных
крестьянских хозяйств (частной
крестьянской земельной собственности);
3) переселение крестьян
из центральных губерний России
на окраины (за Урал).
Аграрная реформа была рассчитана
на 20 лет и проводилась по следующим направлениям.
Указ 9 ноября 1906 г. разрешил принудительный
для общины выдел земли по требованию
одного выходящего во время очередного
общего передела. Выходящий из общины
крестьянин получал в частную собственность
все закрепленные за ним наделы, причем
они должны были быть сведены в один участок.
Для ускорения этого процесса в 1908 г. Министерство
внутренних дел разослало губернаторам
циркуляр, в котором разрешалось производить
принудительные выделы постоянно. Указ
поощрял образование отрубного и хуторского
крестьянского хозяйства.