Основные направления современных земельных преобразований в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:40, реферат

Описание работы

Земельная реформа - важнейшая часть экономической реформы, проводимой в России и имеющей целью формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одно из основных ее направлений - установление частной собственности на землю и создание механизма земельного рынка. Это обусловливает радикальное изменение земельного строя России, который был основан на исключительной собственности государства на землю.
Первостепенным компонентом земельной реформы, необходимым средством решения стоящих перед нею задач являются право, юридическое закрепление и развитие реформируемых земельных отношений.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………2
1. Исторические этапы развития земельной реформы в России
1.1 Регулирование земельных отношений в России до 1861 г…...….4
1.2 Проблемы аграрного реформирования в России на рубеже 19-20 веков. Столыпинская реформа…………………………………………………7
1.3 Земельная реформа 90-х годов XX века………………………….10
2. Основные направления современных земельных преобразований в России
2.1 Основные итоги земельной реформы в России. Функции государственного регулирования земельно-имущественных отношений 1990-2008 гг……………………………………………………………………14
2.2 Земельная реформа 2011 года…………………………………….17
Заключение……………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

земельное.docx

— 40.66 Кб (Скачать файл)

Столыпинская реформа дала мощный толчок развитию различных форм крестьянской кооперации. Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно.

Проекты реформ Столыпина включали не только аграрные преобразования, но и затрагивали все прочие стороны социально-экономической жизни российского общества: установление гражданского равноправия, реформирование местного самоуправления, высшей и средней школы, введение всеобщего начального обучения, расширение рабочего законодательства, реформирование судопроизводства.

 

 

 

 

 

1.3 Земельная реформа 90-х годов XX века

Земельная реформа, начатая в России в 1990 г., имела следующие цели: осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования; обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель; создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.

Государство отказалось от монопольной собственности на землю, но приватизация земли шла медленно, непоследовательно, что порождало путаницу и множество ошибок, особенно в вопросах получения крестьянами права собственности на имущество сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили друг другу.

В апреле 1990 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был изменен порядок землепользования в сельских населенных пунктах. Из сельскохозяйственных земель выделялись участки для передачи сельским и поселковым советам. Было разрешено также арендовать земельные участки.

На основании Закона РСФСР от 14 июля 1990 г. «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» был создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе.

В конце 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе»; «О социальном развитии села». Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» было установлено, что член колхоза (работник совхоза) имел право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия трудового коллектива или администрации предприятия. Кроме того, этот закон определил права собственников земельных долей.

В России была провозглашена частная собственность на земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства (земли фермеров, садоводов, земли под личными подсобными хозяйствами, индивидуальным жилищным строительством, животноводческими кооперативами, а также находящиеся в колхозно-кооперативной и коллективно-долевой собственности). Другим категориям граждан и юридических лиц право частной собственности на землю предоставлено не было. Был введен мораторий на куплю-продажу земли (от 5 до 10 лет).

В декабре 1991 г. в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РСФСР» и Постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» коллективы колхозов и совхозов должны были по своему усмотрению принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности. При этом разрешалась продажа земли для ведения гражданами крестьянского (фермерского) хозяйства.

23 декабря 1992 г. был  принят Закон РФ «О праве  граждан Российской Федерации  на получение в частную собственность  и на продажу земельных участков  для ведения личного подсобного  и дачного хозяйства, садоводства  и индивидуального жилищного  строительства».

В конце 1991 г., как и во многих государствах мира, в России были введены платежи за землю: земельный налог, арендная плата, цена земли в случае ее купли-продажи.

С ноября 1992 г. по декабрь 1993 г. было продолжено дальнейшее совершенствование системы регистрации различных форм землевладения и землепользования, проведение учета количественных и качественных характеристик земель, определение подходов к экономической оценке земель в условиях рыночного оборота. За короткий срок было принято более 50 основных нормативных документов для реализации земельной реформы.

Постановлением Правительства РФ от 30 мая 1993 г. был утвержден «Порядок купли-продажи гражданам Российской Федерации земельных участков», в соответствии с которым мораторий на куплю-продажу земель действовал только для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий.

В 1992-1993 гг. были также решены многие политические, экономические, технологические и социальные проблемы, такие как ликвидация монополии государственной собственности на землю и осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, владения и пользования ею; формирование слоя средних и мелких земельных собственников; улучшение структуры управления земельными ресурсами; обеспечение всех желающих граждан приусадебными и садово-огородными участками; внедрение нового экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земельной собственности, образование крестьянских и фермерских хозяйств.

Важным шагом в правовом регулировании земельных отношений являлся Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», который впервые отнес землю к объектам недвижимости. Указом были отменены большинство ограничений на отчуждение земли, расширен перечень сделок с земельными долями.

Принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г. разрешило главный спорный вопрос в сфере земельных отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в РФ.

Затем наиболее значимым документом явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. «О порядке определения нормативной цены земли», установившее нормативную цену земли, равную 200-кратной ставке земельного налога на единицу площади земельного участка.

С 1 января 1995 г. была введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, который определил, что к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

1997 г. ознаменовался важным  для развития земельных отношений  в Российской Федерации событием: принятием в июле Федерального  закона «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» (вступившим  в силу в феврале 1998 г.). Закон  установил основные принципы  и порядок государственной регистрации  прав на недвижимость и формирования  единой системы регистрации, исключив  из этой системы органы Госкомзема  России.

В 1998-2001 гг. был принят ряд важных законов: «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю» и Земельный кодекс Российской Федерации, значительно продвинувшие проблемы формирования земельных отношений в стране.

В России в 1991-2001 гг. возникло приблизительно 275 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; были расширены земли сельских населенных пунктов; создан фонд перераспределения земель; начался процесс приватизации земли под предприятиями; приняты законодательные земельные акты; начался рыночный оборот земель; введена платность землепользования; стала формироваться автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра, была обеспечена потребность населения в земельных участках для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства; существенный рост получило индивидуальное жилищное строительство.

 

2. Основные направления  современных земельных преобразований  в России

2.1 Основные итоги земельной  реформы в России. Функции государственного  регулирования земельно-имущественных  отношений 1990-2008 гг.

Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. В законе РСФСР от 27 декабря 1990 г. «О земельной реформе» были обоснованы цели, задачи и основные этапы реализации земельной реформы. Основным стержнем земельной реформы являлся переход от единой государственной собственности на землю к многообразию видов собственности, в том числе - к частной. В комплексе мер, направленных на преобразование земельных отношений центральное место занимает институт частной собственности граждан на земельные участки. Вместе с тем, установление прав частной собственности на землю было ограничено определенными рамками.

Существенную роль в сфере перераспределения земель и юридическом закреплении прав на землю за собственниками сыграл закон РФ от 23 декабря 1992 г., который снял мораторий на продажу земельных участков гражданами, получившими участки в частную собственность для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства. Однако начатая в 1991 г. земельная реформа не доведена до конца. Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

В России завершен 1-ый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность миллионы гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских хозяйств. В ходе земельной реформы к январю 1999 г. произошли значительные преобразования:

1) ликвидирована монополия государственной  собственности за землю;

2) проведена реорганизация 23,5 тысяч  колхозов и совхозов, осуществлена  приватизация 115,9 млн. га земли;

3) сформирован значительный слой  крестьянских (фермерских) хозяйств, им  передано 13,8 га земель;

4) создан фонд перераспределения  земель;

5) решена в основном проблема  обеспечения граждан земельными  участками. 43,6 млн. граждан имеют  земельные участки для личных  нужд. Введена плата за пользование  землей. Ставки земельного налога  и арендной платы дифференцированы  в зависимости от местоположения  и качества участков. земельный  реформа россия столыпин

Основные результаты земельной реформы 1990-2008 гг.:

1. Ликвидирована государственная  монополия на владение землей.

2. Осуществлен переход к платному  землепользованию.

3. Созданы условия для гражданского  оборота земельных участков.

4. Сформирован слой крестьянско-фермерских  хозяйств.

5. Созданы целевые земельные фонды, существует специальная категория - земли запаса.

6. Развернута система государственного  земельного кадастра и регистрации  прав на недвижимое имущество  в настоящее время.

7. Разработана система государственной  кадастровой оценки всех категорий  земель

Для эффективной реализации земельной политики, реальное регулирование земельных отношений в настоящее время осуществляется только на правовой основе, хотя механизмы реализации этой правовой основы разные, в том числе экономический, административный психологический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Земельная реформа 2011 года

Как известно, в законах, регулирующих земельные отношения, имеются значительные пробелы и нестыковки. Эти нестыковки планируется устранить в законодательном порядке в самое ближайшее время.

С 1 июля 2011 г. началась реализация глобальной земельной реформы в Российской Федерации. Цель проводимой реформы заключается в том, что граждане смогут получать в собственность и распоряжаться по своему усмотрению земельными участками, а муниципальные поселения получат право распоряжения землей и смогут получать дополнительные доходы.

Уже сейчас претерпели значительные изменения законы, касающиеся оборота земель сельскохозяйственного назначения. На данный момент процедура оформления документов на земельные паи существенно упростилась. И эта процедура для муниципальных образований стала стоить значительно дешевле, так как органы кадастрового учета будут бесплатно предоставлять сведения, касающиеся земли (выписку из кадастра, план территории, кадастровой паспорт объектов недвижимого имущества). Администрация муниципальных образований также должна бесплатно предоставлять гражданам информацию и документы, которые нужны для подготовки к межеванию земельных участков. Также должны быть предусмотрены меры, которые ограничат участие посредников в решении земельных вопросов. Все процедуры, связанные с межеванием земель и проведением кадастровых работ, должны выполняться четко в самые кратчайшие сроки на местах, так, чтобы граждане не тратили время на дорогу.

Законом будут предусмотрены меры, которые не позволят при передаче в собственность россиянам земли сельскохозяйственного назначения, заниматься спекуляцией. Участки земли могут быть попросту изъяты у собственников, в случае если земли не будут в течение трех лет использоваться по назначению. Правительство Российской Федерации уже готовит постановление, определяющее признаки неиспользования земель для сельскохозяйственных нужд.

Информация о работе Основные направления современных земельных преобразований в России