Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа
Объектом работы являются земельные арендные отношения и их правовое обеспечение в структуре земельного права, а предметом исследования- договор аренды земельных участков.
Основные задачи данной работы:
Проанализировать понятие «договор аренды» и его квалифицирующие признаки;
Выявить предмет и иные существенные условия договора ;
Выявить особенности аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Введение 1
Глава 1. Общая характеристика договора аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. 3
1.1. Понятие договора аренды и его квалифицирующие признаки 3
1.2. Предмет и иные существенные условия договора аренды 8
1.3. Форма и государственная регистрация договора аренды земельного участка. 13
Глава 2. Особенности аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. 17
2.1.Особенности предоставления земельных участков в аренду для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 17
2.2.Особенности предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством 22
2.3.Особенности приобретения права аренды на земельные участки на которых расположены здания, строения, сооружения. 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Определить точно, является тот или иной объект движимым или недвижимым имуществом, поможет организация (орган), осуществляющая государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости - БТИ. Если в справке или выписке БТИ будет написано, что на земельном участке строений нет, то объекты являются временными. Земельные участки, находящиеся под такими объектами, предоставляются для целей, не связанных со строительством.
Порядок приобретения земельных участков, занимаемых зданиями, строениями, сооружениями, регламентирован ст. 36 ЗК РФ.
На практике встречаются такие ситуации, когда неопределенность в статусе объекта, занимающего земельный участок, может привести к ошибкам в оформлении документов. Например, орган, наделенный правом распоряжаться земельными участками (Комитет по управлению имуществом (государственным или муниципальным), может предоставить земельный участок под фактически занимаемую постройку по вышеуказанной статье, то есть под объект недвижимости.26
После получения документов на земельный участок в Комитете по управлению имуществом и Комитете по земельным ресурсам необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию по месту нахождения объекта недвижимости в пределах регистрационного округа.
На регистрацию необходимо представить документ, подтверждающий право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления заявителя на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке.
Если право на здание, строение, сооружение возникло у заявителя после 18 февраля 1998 г.27 и было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, который ведет регистрирующий орган (Росрегистрация), то предоставление правоустанавливающего документа на такое здание, строение, сооружение не требуется.
Если объект, находящийся на земельном участке, не является объектом недвижимости, то он не подлежит государственной регистрации. У заявителя нет и не может быть на него документов как на объект недвижимости. Получается противоречие между решением компетентного органа о предоставлении земельного участка, где указано, что последний занят объектом недвижимости, и реальным положением вещей.
В регистрации будет отказано, поскольку заявитель не сможет представить документ, подтверждающий его право на объект недвижимости, расположенный на земельном участке. В этом случае все придется начинать сначала и оформлять земельный участок в Комитете по управлению имуществом для целей, не связанных со строительством.
К сожалению, нередко органы государственной власти или местного самоуправления заключают договор аренды земельного участка с одним лицом, тем, которое первым обратилось с заявлением, несмотря на то что арендуемый земельный участок занят зданием, помещения в котором принадлежат нескольким лицам. В регистрации такого договора органы Росрегистрации отказывают в случае обнаружения в выписке БТИ, техническом паспорте либо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о том, что здание находится в собственности не только у арендатора.
Таким образом, наличие на земельном участке недвижимого имущества третьих лиц не является препятствием для передачи такого участка в аренду, если к моменту заключения договора арендатор владел этим участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и имеет в собственности недвижимое имущество на данном участке.
Данное утверждение подтверждается судебной практикой.28
Подведем итоги данной главы.
Земельные участки,
которые находятся в
Порядок организации подобных мероприятий и участия в них граждан вступил в действие с 01.01.2009 г. В соответствии с ним на торги (аукцион, конкурс) может быть выставлен только земельный участок с границами, установленными в порядке, предусмотренном Земельным Кодексом РФ. Выставляемый на торги (аукцион, конкурс) земельный участок, предназначенный для целей индивидуального (малоэтажного) строительства, должен отвечать определенным условиям.
Порядок и условия предоставления земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду из категории земель сельскохозяйственного назначения определяются следующими документами:
1) Федеральным Законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
2) Земельным Кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ.
Порядок предоставления земельных участков в аренду для различных целей (для целей, не связанных со строительством или наоборот, для строительства) регламентируется различными правовыми актами на местном уровне.
В данной работе было дано понятие договору аренды, раскрыты существенные условия договора аренды, квалифицирующие признаки, а также освещены основные вопросы регулирования договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В законодательстве, регулирующем вопросы аренды земельных участков много пробелов.
Так, не соответствует действующему законодательству заключение договора аренды, предметом которого будет земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом. Собственникам квартир уже принадлежит право общей долевой собственности на земельный участок. Они не могут быть одновременно собственниками и арендаторами одного и того же земельного участка.
Кроме того, действующим
законодательством просто не предусмотрено
другого вида права на земельный
участок, расположенный под
Поскольку ЖК РФ, установивший, что право общей долевой собственности является единственным видом права на земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом, вступил в законную силу только 1 марта 2005 г., встает вопрос, что же делать, если до указанной даты земельный участок зарегистрирован на праве аренды или ином праве.
Подлежит разъяснению и вопрос определения арендной платы.
Необходимо четкое определение в законодательстве, о рыночной или кадастровой идёт речь. На наш взгляд, это должна быть рыночная стоимость земельного участка, как это принято в большинстве цивилизованных государств.
По действующему законодательству процедура предоставления земельных участков для строительства, является наиболее сложной и запутанной.
Законодательство в данной области требует значительных измений.
Во-первых, необходимо ввести прозрачные процедуры предоставления земельных участков преимущественно на торгах, когда предметом торгов являются сформированные земельные участки.
Во-вторых, необходимо установить четкие сроки прохождения документов и согласований в разных инстанциях, внедрить принцип "одного окна".
Также, необходимо детальное изучение судебной практики по вопросам рассмотрения категорий споров, связанных с арендой земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Стоит продумать, как повысить эффективность применения законодательства, в данной сфере чтобы не допускать использования искусственных оснований для признания сделок недействительными, злоупотребления этим институтом недобросовестными сторонами сделки с целью уклонения от выполнения взятых на себя договорных обязательств.
Нормативно правовые акты:
Специальная и учебная литература:
Юридическая практика
Монографии и статьи