Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется Консти-туцией РФ (ст. 9, 36), Земельным кодексом РФ 2001 г. (с последующи¬ми изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами, сово-купность которых составляет земельное законодательство.
Осуществляемые в настоящее время реформы в земельно-аграрной сфе-ре вызывают необходимость обновления земельного законодательства.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального использования и охраны земель. Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер……………………………………………5
2. Правовое регулирование платы за землю……………………………….13
3.Виды экономического стимулирования рационального использования и охраны земель…………………………………………………………………..16
4.Земельный налог (порядок его установления, взимания и использования полученных средств)…………………………………………………………..24
5.Арендная плата на землю…………………………………………………..28
6.Нормативная цена земли (кадастровая стоимость)…………………...31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Понятие и  роль экономического механизма  обеспечения рационального использования  и охраны земель. Нормативно-правовые  основы регулирования экономических  мер……………………………………………5

2. Правовое  регулирование платы за землю……………………………….13

3.Виды  экономического стимулирования  рационального использования и  охраны земель…………………………………………………………………..16

4.Земельный  налог (порядок его установления, взимания и использования полученных  средств)…………………………………………………………..24

5.Арендная плата на землю…………………………………………………..28

6.Нормативная  цена земли (кадастровая стоимость)…………………...31

Заключение……………………………………………………………………..33

Список  использованной литературы……………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «земля» многозначно  и употребляется во многих смыслах - как территория государства, планета, природный ресурс и др. С юридической точки зрения, земля представляет интерес в двух основных аспектах: экономическом и экологическом.

Экономическое значение земли состоит  в том, что она является необходимым условием жизнедеятельности человека, вещественным фактором трудового процесса, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также поверхностью, пространственно-территориальным базисом для размещения и развития всех отраслей экономики, городов и т. д.

Экологическое значение земли заключается  в том, что она представляет собой  основу существования и воспроизводства человеческого общества, главное звено биосферы планеты, осуществляющее связь между всеми компонентами окружающей природной среды - воздухом, водой, животным и растительным миром, в том числе между органической и неорганической материей. В этом смысле земля понимается как почва - поверхностный слой определенной толщины, обладающий естественным плодородием, то есть способностью обеспечивать существование и развитие живых организмов.

Таким образом, юридически земля может  рассматриваться, с одной стороны, в качестве объекта различных прав - собственности, пользования, аренды и др., а с другой, - как объект правовой охраны окружающей природной среды.1

Отношения по поводу земли, то есть в связи с ее рациональным использованием и охраной в целях воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды и защиты прав на землю граждан и организаций, называются земельными отношениями.

Правовое регулирование  земельных отношений осуществляется Конституцией РФ (ст. 9, 36), Земельным кодексом РФ 2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами, совокупность которых составляет земельное законодательство.

Осуществляемые в настоящее  время реформы в земельно-аграрной сфере вызывают необходимость обновления земельного законодательства.

Земля в Российской Федерации  охраняется как основа жизни и  деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими  сохранение экологических систем, способности  земли быть средством производства в сельском  и лесном хозяйствах, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Выбранная мною тема актуальна. Так как в настоящее время земля находится  на стадии истощения, поэтому нужно принимать эффективные меры по оздоровлению, а в некоторых случаях восстановления земель.

Вопросы рационального  использования земли вызывают дискуссии ученных, а также правоприменителей.

1. Понятие и роль экономического  механизма обеспечения рационального использования и охраны земель.

Определение понятия  рационального использования земель содержится в государственном стандарте, который не является законом, да и само определение чрезвычайно абстрактно, чтобы его использовать в правоприменительной практике. В частности, оно закреплено как «обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами».  

Бесхозяйственное использование  земель означает такое ведение хозяйства, при котором не соблюдаются общепринятые требования к рациональному использованию земель либо не выполняются задачи нормативного регулирования хозяйственной деятельности.

Это определение позволяет  лишь уловить дух рациональности, но этого мало для правовой сферы, нуждающейся в точных и недвусмысленных  определениях.                     

Определенное уточнение  внесло гражданское законодательство, закрепив в ст. 285 ГК параметры оснований  лишения прав на земельный участок вследствие нерационального его использования и отнеся к ним три критерия: нецелевое использование; использование, приведшее к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, и использование, приведшее к значительному ухудшению экологической обстановки.    

В результате этого конкретизируются три параметра, составляющие понятие  рационального использования земель: соблюдение цели использования, не ухудшение плодородия и экологической обстановки.

Однако этих критериев явно недостаточно для формулирования понятия рационального использования земель, которое должно учитывать не только плодородие и экологическую обстановку, но и другие параметры земли. Например, соблюдение норм отвода земель под линейные сооружения, которые установлены специальными нормативными актами.

Практически любое явление, предмет или объект материального  мира имеет две основные стороны: количественную и качественную. С  этих позиций и должны определяться критерии рационального использования земель. Рассмотрим их по отдельности.

Количественный критерий рационального использования земель выражается в двух основных параметрах.                       

а) Экономное использование  земель, что диктуется необходимостью разрешения противоречия между ограниченностью земельного массива государства и возрастающими потребностями в земельных участках для размещения производственных мощностей и других объектов, расширения распашки для удовлетворения потребностей в продовольствии растущей численности населения и т.д. Поэтому при отводе земель под строения и сооружения отводимая площадь должна быть разумно обоснованна либо не превышать установленных нормативными актами пределов отвода;                   

б) Экономное использование земель должно достигаться не только экономией  земельных площадей при отводе под  те или иные объекты, но и рациональным совмещением размещаемых объектов. Например, совмещением линий электропередач с дорогами; применением сервитутов для смежного участка (проезда, прохода по нему), с тем, чтобы не отводить дополнительные земли под дорожное полотно и т.п.2      

Качественный критерий рационального использования земель выражается в сохранении, прежде всего, производительной силы как главного средства производства сельскохозяйственной продукции. Это заключается в следующем:

а) в установлении обязанностей для всех землепользователей, осуществляющих работы с нарушением почвенного покрова, снимать, хранить и не нарушать почвенный плодородный слой, который в состоянии усилить плодородную силу земли даже будучи отделенным от материнской породы (в качестве средства рекультивации других сельскохозяйственных угодий, при использовании в парниках, теплицах);

б) в ограничении использования  сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. В частности, земли сельскохозяйственного  назначения подразделены на обычные, ценные и особо ценные, и в зависимости от степени ценности они могут отводиться для несельскохозяйственных нужд в исключительных случаях, либо их вообще запрещается отводить для таких целей;

в) в установлении всеобщей обязанности  всех лиц, использующих землю (собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов), повышать уровень плодородия почв независимо от природных свойств;

г) в отводе для сельскохозяйственных нужд земель, не пригодных для сельского  хозяйства, либо земель худшего качества;

д) в установлении всеобщей обязанности охраны почв от эрозии, заражения, загрязнения и других негативных последствий, поскольку эрозия почв, к примеру, съедает на земном шаре ежедневно свыше 40 га, в том числе и в результате естественно происходящих в природе процессов (смыв дождевой массой, дефляция и др.).

Если количественный критерий рационального использования  земель преобладает в несельскохозяйственной сфере использования земель, то качественный критерий - в сельскохозяйственной. При этом как количественный, так и качественный критерии «работают» на сферу сельскохозяйственного использования земли. Если нехватка земельных площадей может быть компенсирована в несельскохозяйственной сфере инженерными решениями (в жилищной сфере - строительством многоэтажных зданий; в транспорте и промышленности -размещением подземных сооружений и т. д.), то дефицит земель сельскохозяйственного использования, как правило, невосполним. А сельское хозяйство является жизнеобеспечивающим для населения и утрата этого свойства катастрофична.

Таким образом, рациональное использование земель имеет две  основные стороны: с количественной стороны оно выражается в экономии земель, предотвращении расточительного  отвода земельных площадей под несельскохозяйственные объекты, а с качественной стороны - предполагает обеспечение плодородия земель, не ухудшения его и т. д.

Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер.

Земельный кодекс называет ряд земельно-правовых вопросов, которые  регулируются непосредственно Президентом России, например установление видов зданий, строений, сооружений, на которые не распространяется преимущественное право покупки или аренды земельного участка иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами - собственниками таких строений . В определенный период развития российского законодательства (90-е годы) земельные отношения регулировались в основном указами Президента РФ.

Важнейшие из них:

- Указ Президента РФ  от 14 февраля 1996 г. N 198 "О праве  собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности";

- Указ Президента РФ  от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении  земельного законодательства Российской  Федерации в соответствие с  Конституцией Российской Федерации";

- Указ Президента РФ  от 16 декабря 1993 г. N 2144 "О федеральных  природных ресурсах";

- Указ Президента РФ  от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании  земельных отношений и развитии  аграрной реформы в России" (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 25 января 1999 г.);

- Указ Президента РФ  от 23 апреля 1993 г. N 480 "О дополнительных  мерах по наделению граждан  земельными участками" (с изм.  и доп. от 25 января 1999 г.);

- Указ Президента РФ  от 12 февраля 1993 г. N 222 "О Международном  финансовом фонде земельной и агропромышленной реформы" (с изм. и доп. от 6 марта 1995 г.)];

- Указ Президента РФ  от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных  мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".

Федеральное Правительство  в соответствии со ст. 115 Конституции  РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет, что акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, — в форме распоряжений. Согласно упомянутой статье Конституции постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

В ряде статей Земельного кодекса прямо указаны земельные  вопросы, непосредственно регулируемые федеральным Правительством. Это, например, установление нормативов предельно  допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву; установление порядка консервации земель (ст. 13), установление общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 22). Правительство России принимает нормативные правовые акты и по другим вопросам. Так, за последнее время были приняты постановления от 1 марта 2001 г. № 154 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения», от 11 января 2001 г. № 22 «Об утверждении Положения о Федеральной службе земельного кадастра в России».

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - правительства, администрации и другие - издают акты (постановления, распоряжения, иные акты, например постановление администрации Нижегородской области от 24 марта 2000 г. № 79 «Об утверждении единых расценок на платные работы (услуги) по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель на территории Нижегородской области»), которые должны соответствовать как федеральному законодательству, так и законам соответствующего субъекта Российской Федерации. Земельный кодекс называет целый ряд земельных вопросов, по которым соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации издают нормативные правовые акты. В частности, они могут устанавливать иные, кроме перечисленных в Кодексе, виды особо охраняемых территорий на землях данного субъекта Федерации (п. 5 ст. 94), определять порядок использования отдельных видов земель промышленности, а также порядок установления зон с особыми условиями использования на территории субъекта Федерации (подп. 2 п. 5 ст. 87).

Информация о работе Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального использования и охраны земель