Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа
Правовое регулирование земельных отношений осуществляется Консти-туцией РФ (ст. 9, 36), Земельным кодексом РФ 2001 г. (с последующи¬ми изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами, сово-купность которых составляет земельное законодательство.
Осуществляемые в настоящее время реформы в земельно-аграрной сфе-ре вызывают необходимость обновления земельного законодательства.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального использования и охраны земель. Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер……………………………………………5
2. Правовое регулирование платы за землю……………………………….13
3.Виды экономического стимулирования рационального использования и охраны земель…………………………………………………………………..16
4.Земельный налог (порядок его установления, взимания и использования полученных средств)…………………………………………………………..24
5.Арендная плата на землю…………………………………………………..28
6.Нормативная цена земли (кадастровая стоимость)…………………...31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………….38
Содержание
Введение…………………………………………………………
3.Виды
экономического стимулирования
рационального использования и
охраны земель……………………………………………
4.Земельный
налог (порядок его
5.Арендная плата на землю…………………………………………………..28
6.Нормативная
цена земли (кадастровая
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….38
Введение
Понятие «земля» многозначно и употребляется во многих смыслах - как территория государства, планета, природный ресурс и др. С юридической точки зрения, земля представляет интерес в двух основных аспектах: экономическом и экологическом.
Экономическое значение земли состоит
в том, что она является необходимым
условием жизнедеятельности человека,
вещественным фактором трудового процесса,
главным средством производства в сельском
и лесном хозяйстве, а также поверхностью,
пространственно-
Экологическое значение земли заключается в том, что она представляет собой основу существования и воспроизводства человеческого общества, главное звено биосферы планеты, осуществляющее связь между всеми компонентами окружающей природной среды - воздухом, водой, животным и растительным миром, в том числе между органической и неорганической материей. В этом смысле земля понимается как почва - поверхностный слой определенной толщины, обладающий естественным плодородием, то есть способностью обеспечивать существование и развитие живых организмов.
Таким образом, юридически земля может рассматриваться, с одной стороны, в качестве объекта различных прав - собственности, пользования, аренды и др., а с другой, - как объект правовой охраны окружающей природной среды.1
Отношения по поводу земли, то есть в связи с ее рациональным использованием и охраной в целях воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды и защиты прав на землю граждан и организаций, называются земельными отношениями.
Правовое регулирование
земельных отношений
Осуществляемые в настоящее
время реформы в земельно-
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйствах, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Выбранная мною тема актуальна. Так как в настоящее время земля находится на стадии истощения, поэтому нужно принимать эффективные меры по оздоровлению, а в некоторых случаях восстановления земель.
Вопросы рационального использования земли вызывают дискуссии ученных, а также правоприменителей.
Определение понятия
рационального использования
Бесхозяйственное
Это определение позволяет
лишь уловить дух рациональности,
но этого мало для правовой сферы,
нуждающейся в точных и недвусмысленных
определениях.
Определенное уточнение внесло гражданское законодательство, закрепив в ст. 285 ГК параметры оснований лишения прав на земельный участок вследствие нерационального его использования и отнеся к ним три критерия: нецелевое использование; использование, приведшее к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, и использование, приведшее к значительному ухудшению экологической обстановки.
В результате этого конкретизируются
три параметра, составляющие понятие
рационального использования
Однако этих критериев явно недостаточно для формулирования понятия рационального использования земель, которое должно учитывать не только плодородие и экологическую обстановку, но и другие параметры земли. Например, соблюдение норм отвода земель под линейные сооружения, которые установлены специальными нормативными актами.
Практически любое явление, предмет или объект материального мира имеет две основные стороны: количественную и качественную. С этих позиций и должны определяться критерии рационального использования земель. Рассмотрим их по отдельности.
Количественный критерий
рационального использования
а) Экономное использование земель, что диктуется необходимостью разрешения противоречия между ограниченностью земельного массива государства и возрастающими потребностями в земельных участках для размещения производственных мощностей и других объектов, расширения распашки для удовлетворения потребностей в продовольствии растущей численности населения и т.д. Поэтому при отводе земель под строения и сооружения отводимая площадь должна быть разумно обоснованна либо не превышать установленных нормативными актами пределов отвода;
б) Экономное использование земель должно достигаться не только экономией земельных площадей при отводе под те или иные объекты, но и рациональным совмещением размещаемых объектов. Например, совмещением линий электропередач с дорогами; применением сервитутов для смежного участка (проезда, прохода по нему), с тем, чтобы не отводить дополнительные земли под дорожное полотно и т.п.2
Качественный критерий рационального использования земель выражается в сохранении, прежде всего, производительной силы как главного средства производства сельскохозяйственной продукции. Это заключается в следующем:
а) в установлении обязанностей для всех землепользователей, осуществляющих работы с нарушением почвенного покрова, снимать, хранить и не нарушать почвенный плодородный слой, который в состоянии усилить плодородную силу земли даже будучи отделенным от материнской породы (в качестве средства рекультивации других сельскохозяйственных угодий, при использовании в парниках, теплицах);
б) в ограничении использования сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. В частности, земли сельскохозяйственного назначения подразделены на обычные, ценные и особо ценные, и в зависимости от степени ценности они могут отводиться для несельскохозяйственных нужд в исключительных случаях, либо их вообще запрещается отводить для таких целей;
в) в установлении всеобщей обязанности всех лиц, использующих землю (собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов), повышать уровень плодородия почв независимо от природных свойств;
г) в отводе для сельскохозяйственных нужд земель, не пригодных для сельского хозяйства, либо земель худшего качества;
д) в установлении всеобщей обязанности охраны почв от эрозии, заражения, загрязнения и других негативных последствий, поскольку эрозия почв, к примеру, съедает на земном шаре ежедневно свыше 40 га, в том числе и в результате естественно происходящих в природе процессов (смыв дождевой массой, дефляция и др.).
Если количественный
критерий рационального использования
земель преобладает в
Таким образом, рациональное использование земель имеет две основные стороны: с количественной стороны оно выражается в экономии земель, предотвращении расточительного отвода земельных площадей под несельскохозяйственные объекты, а с качественной стороны - предполагает обеспечение плодородия земель, не ухудшения его и т. д.
Земельный кодекс называет ряд земельно-правовых вопросов, которые регулируются непосредственно Президентом России, например установление видов зданий, строений, сооружений, на которые не распространяется преимущественное право покупки или аренды земельного участка иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами - собственниками таких строений . В определенный период развития российского законодательства (90-е годы) земельные отношения регулировались в основном указами Президента РФ.
Важнейшие из них:
- Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности";
- Указ Президента РФ
от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении
земельного законодательства
- Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 "О федеральных природных ресурсах";
- Указ Президента РФ
от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании
земельных отношений и
- Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" (с изм. и доп. от 25 января 1999 г.);
- Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 222 "О Международном финансовом фонде земельной и агропромышленной реформы" (с изм. и доп. от 6 марта 1995 г.)];
- Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".
Федеральное Правительство в соответствии со ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет, что акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, — в форме распоряжений. Согласно упомянутой статье Конституции постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
В ряде статей Земельного
кодекса прямо указаны
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - правительства, администрации и другие - издают акты (постановления, распоряжения, иные акты, например постановление администрации Нижегородской области от 24 марта 2000 г. № 79 «Об утверждении единых расценок на платные работы (услуги) по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель на территории Нижегородской области»), которые должны соответствовать как федеральному законодательству, так и законам соответствующего субъекта Российской Федерации. Земельный кодекс называет целый ряд земельных вопросов, по которым соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации издают нормативные правовые акты. В частности, они могут устанавливать иные, кроме перечисленных в Кодексе, виды особо охраняемых территорий на землях данного субъекта Федерации (п. 5 ст. 94), определять порядок использования отдельных видов земель промышленности, а также порядок установления зон с особыми условиями использования на территории субъекта Федерации (подп. 2 п. 5 ст. 87).