Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется Консти-туцией РФ (ст. 9, 36), Земельным кодексом РФ 2001 г. (с последующи¬ми изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами, сово-купность которых составляет земельное законодательство.
Осуществляемые в настоящее время реформы в земельно-аграрной сфе-ре вызывают необходимость обновления земельного законодательства.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального использования и охраны земель. Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер……………………………………………5
2. Правовое регулирование платы за землю……………………………….13
3.Виды экономического стимулирования рационального использования и охраны земель…………………………………………………………………..16
4.Земельный налог (порядок его установления, взимания и использования полученных средств)…………………………………………………………..24
5.Арендная плата на землю…………………………………………………..28
6.Нормативная цена земли (кадастровая стоимость)…………………...31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Кадастровая стоимость земли – рыночная стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, а также применяется в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Определение кадастровой  стоимости необходимо для земель сельскохозяйственного назначения, поскольку от этой стоимости зависит  и процедура изъятия таких  земель для несельскохозяйственных нужд (ст. 79 ЗК РФ).

Государственная кадастровая  оценка земель основывается на классификации  земель по целевому назначению ввиду  функционального использования.

В процессе государственной  кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается  кадастровая стоимость единицы  площади в границах этих зон. В  тех случаях, когда определена рыночная стоимость земельного участка, его кадастровая стоимость устанавливается в пропорциональном отношении к рыночной.11 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Стержневым правилом рационального использования земель является приоритет земель сельскохозяйственного  назначения, а поэтому расширение площадей под выращивание сельскохозяйственной растениеводческой продукции всячески поощряется государством, если это расширение не входит в противоречие с правилом, закрепленным в ст. 33 Закона РФ от 10 января 2001 г. «Об охране окружающей среды», запрещающим превышать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду.

На обеспечение приоритета земель сельскохозяйственного назначения «работают» и такие правила в  сфере несельскохозяйственного  использования земель, как охрана почвенного слоя при вынужденных  повреждениях почвенного покрова, поскольку сохраненный почвенный слой направляется на обеспечение нужд земледелия; экономия земель при размещении несельскохозяйственных объектов, чем смягчается прессинг на сельское хозяйство потребности в землях для несельскохозяйственных нужд.

Анализ правового режима категорий земель земельного фонда  России позволяет сделать выводы о наличии следующих особенностей в правилах рационального использования  земель в каждой из этих категорий.

1. Главной особенностью  земель является то, что земля  здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану и повышение плодородия почв, регулирование хозяйственной деятельности пользователей земли с целью недопущения выведения этих земель из сельскохозяйственного оборота.

Эти земли состоят  из угодий - участков земли с определенным хозяйственным использованием (пашни, пастбища, луга и т.п.), земель под сельскохозяйственными объектами - фермами, дорогами и др.), а также неудобьев (овраги, болота и др.). Вся площадь земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, подлежит приоритетному использованию. Это означает следующее:

предоставление таких  земель производится прежде всего для  сельскохозяйственных целей. Пригодность  земель для нужд сельского хозяйства устанавливается по данным земельного кадастра. Для строительства же промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются, согласно ЗК РФ, земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке;

установлены некоторые  ограничения на сделки с землей, предназначенной для сельскохозяйственных целей. Так, продажа земельного участка, используемого в сельскохозяйственном производстве, с изменением его целевого назначения производится по решению органа исполнительной власти субъекта РФ (Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»);

хозяйственная эксплуатация сельскохозяйственных земель должна не только не ухудшать состояние земли в результате производственной деятельности, но и восстанавливать и повышать ее плодородие и другие полезные качества;

запрещено изъятие особо  ценных сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд. Перечень и площади этих земель устанавливаются субъектами РФ;

для сельскохозяйственных земель, почвы которых деградированы  и их восстановление невозможно в  ближайшее время, а также земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, предусмотрена консервация в порядке, предусмотренном законодательством;

поскольку земля в  сфере сельского хозяйства функционирует  в двух качествах как его территориальная  основа и как средство производства -понятие земель сельскохозяйственного назначения в правовом отношении не однородно. Прежде всего - это земельные участки, используемые в растениеводстве (пашня, земельные участки, занятые многолетними насаждениями, сенокосы, пастбища и т.д.), которые в системе государственного учета земель определяются как сельскохозяйственные угодья. Второй элемент в структуре земель сельскохозяйственного назначения - все иные земельные участки, закрепленные за сельскохозяйственными предприятиями. К этим землям относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, постройками и  сооружениями; необходимыми для сельскохозяйственного производства. Такое деление земель сельскохозяйственного назначения должно найти законодательное закрепление.

Поскольку эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения сопряжена повышенным воздействием на окружающую природную среду, сельскохозяйственная деятельность должна быть в максимальной мере экологизирована. В частности, лица, ведущие сельское хозяйство, должны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, растительности и животного мира от побочных последствий применения сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние природной среды и причиняющих вред здоровью человека (ст, 46 Закона об охране окружающей среды).              

Степень экологизации должна возрастать при усилении воздействия  аграрной деятельности на окружающую среду и быть адекватной этому  воздействию. В частности, при осуществлении мелиоративных работ и эксплуатации мелиоративных систем должны приниматься все необходимые меры по соблюдению водного баланса (п. 1 ст. 47 указанного закона).

2. Использование земель  специального назначения (для нужд  промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и др.) связано с антропогенным воздействием на окружающую среду и не сопряжено, как правило, с эксплуатацией природных процессов, что присуще сельскохозяйственному производству. Например, в таких отраслях сельского хозяйства, как пахотное земледелие, использование земель полностью основано на эксплуатации природных процессов, поскольку земледелец осуществляет лишь посев, уход за урожаем и уборку его, весь же процесс произрастания осуществляют природные процессы земли, на которые земледелец воздействует (поливами, подкормками, борьбой с сорняками и др.).

Земли специального назначения заняты по своему целевому назначению такими объектами, которые неизбежно  оказывают на окружающую среду определенный антропогенный прессинг. Полностью экологически чистого производства в природе нет и быть не может, это утопия, аналогичная утопии вечного двигателя. Поэтому обязательным правилом рационального использования земель этой категории является обеспечение размещаемых на этих землях антропргенных объектов (промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и т. п.) специальными зонами, играющими роль «буфера» между антропогенным воздействием на окружающую микросреду обитания людей и природу и необходимостью охраны природы и общества от этого воздействия.         

Земельные участки, на которых  устанавливаются эти зоны, не изымаются  у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, на них лишь вводится специальный режим использования, вытекающий из необходимости нейтрализации указанного антропогенного прессинга.

3. Использование земель  поселений имеет своим приоритетом  обеспечение в первую очередь  благополучия живущего в них  населения. В силу этого принцип  рационального использования земель проявляется здесь, наряду с принципом экономного отвода земельных участков, в соблюдении санитарно-гигиенических нормативов при отводе и застройке земельных участков населенных пунктов.               

4. Использование земель природоохранного, природо-заповедного, лесного и водного фондов производится в подчиненном служебном режиме данных земель произрастающей на них растительности и разместившихся на них водоемах. В силу этого рациональное использование этих земель заключается в установлении режима допусков и ограничений размещения или не размещения тех или иных объектов, создания или поддержания тех или иных ландшафтов и т. д.

Таким образом, понятие  рационального использования земель заключает в себе как общее  для использования всех земель понятие, так и специфические для определенных категорий земель. Правила рациональности, в силу этого, включают в себя общие и особенные правила рационального использования земель. Первые имеют универсальный характер, а вторые зависят от особенностей используемых земель как по природным качествам (земли природно-заповедного фонда и др.), так и по целевому назначению (земли населенных пунктов и др.).

Правовое обеспечение  рационального использования земель выражается в совокупности правовых форм и методов, направленных на создание условий, делающих возможным и принудительным использование всех земельных участков рационально.

Само значение термина  «рациональный» означает «разумный», т.е. совершаемый расчетливо, с учетом всех обстоятельств использования  земель.

 

 

 

 

 

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция РФ от 12 декабря 1993.// Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

2.Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание Законодательства РФ   от 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

3. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

4.Гражданский кодекс  часть первая от 30.11.1994 №51// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

5. Гражданский кодекс часть вторая от 26.01.1996 "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.

6.Закон Российской Федерации от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» // Ведомости СНД и ВС РФ", 31.10.1991, N 44, ст. 1424.

7. Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» // Собрание законодательства РФ", 31.03.1997, N 13, ст. 1539.

8.Федеральный закон  от 29.07.1998 № 135 «Об оценочной деятельности в РФ» // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3813.

Список использованной литературы

1. Учебно-методический комплекс «Земельное право». А.Г. Нецветаев. Москва 2000г.

2.Учебное пособие «Земельное право».Пандакова К. Г. Издательство: ««Ай Пи Эр Медиа»», Саратов 2010г.

3.Учебное пособие «Земельное право». Чубуков Г. В., Волкова Н. А., Москва 2009г.

4.. Конспект лекций «Земельное право» Соловьев А. А. Издательство: «ПРИОР», Москва  2010г.

5. Курс лекций. Земельное право.  Сыродоев Н. А. Издательство: «Проспект» Москва  2010г.

6.. Учебник. Земельное право. Боголюбов С. А. Издательство: «Юрайт-Издат» Москва  2011г.

7.Учебник. Земельное право. Анисимов А.П. Издательство: «Юрайт-Издат» Москва 2011г.

1Курс лекций. Земельное право.  Сыродоев Н. А. Издательство: «Проспект» М.. 2010г.С.120

2 Учебное пособие. Земельное право. Чубуков Г. В., Волкова Н. А., 2009г. 351 с.

3 . Конспект лекций «Земельное право»  Соловьев А. А. Издательство: «ПРИОР», Москва  2010г.С.111

4Учебник. Земельное право. Боголюбов С. А. Издательство: «Юрайт-Издат» Москва  2011г.С.86-100.

5 Учебное пособие «Земельное право». Чубуков Г. В., Волкова Н. А., Москва  2009г.С.845

6. Учебное пособие «Земельное право».Пандакова К. Г. Издательство: ««Ай Пи Эр Медиа»», Саратов  2010г.С.765-790.

7 Налогообложение использования природных ресурсов. Автор: Пышкина Г.М., редактор: С.Г. Масленникова. Издательство «Проспект» М.2010.С. 456.

8 Учебно-методический комплекс «Земельное право». А.Г. Нецветаев. Издательство «Просвещение»Москва 2000г.С.632

9 Статья 65 .Земельный кодекс РФ  от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание Законодательства РФ   от 29.10.2001, N 44, ст. 4147

10 Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли"// "Собрание законодательства РФ", 31.03.1997, N 13, ст. 1539

11 Закон Российской Федерации от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» // Ведомости СНД и ВС РФ", 31.10.1991, N 44, ст. 1424.


 



Информация о работе Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального использования и охраны земель