Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:58, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является определение современного состояния правового регулирования оборота земельных участков в Российской Федерации, выявление наиболее актуальных теоретических и практических проблем в данной сфере, а также возможных путей их решения, включая меры по совершенствованию действующего законодательства и корректировке правоприменительной практики.
Для достижения указанной цели в рамках курсовой работы решаются следующие задачи:
- дается характеристика системы действующего законодательства Российской Федерации об обороте земельных участков;
- исследуются сложившиеся в теории и правоприменительной практике понятия оборота земельных участков;
- рассматривается соотношение частноправового и публично-правового регулирования отношений оборота земельных участков;
Введение
1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
2. ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
2.1 Понятие и принципы земель сельскохозяйственного назначения
2.2 Особенности совершения сделок с землями сельскохозяйственного назначения
2.2.1 Особенности купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения
2.2.2. Особенности аренды земель сельскохозяйственного назначения
2.2.3 Предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность
2.2.4 Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения
2.2.5 Особенности определения порядка распоряжения, владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности
2.3 Правовое регулирование оборота земельных долей
Заключение
Список источников
Правовое регулирование оборота земельных участков
Содержание
Введение
1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
2. ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ
2.1 Понятие и принципы земель
сельскохозяйственного
2.2 Особенности совершения сделок
с землями
2.2.1 Особенности купли-продажи
2.2.2. Особенности аренды земель
сельскохозяйственного
2.2.3 Предоставление земель
2.2.4 Особенности совершения сделок
с долями в праве общей
2.2.5 Особенности определения
2.3 Правовое регулирование
Заключение
Список источников
Введение
Актуальность темы исследования. В Советской России земля была изъята из гражданского оборота и объявлена исключительной собственностью государства. Земельные участки не могли быть предметом частного оборота. Владение землей осуществлялось только на праве пользования, в результате чего земельные отношения утратили товарно-денежный характер, и вплоть до наступления 1990 года фактически сводились к административным процедурам предоставления и изъятия участков.
Существование земельного оборота
в виде распределения и
В 1990 - 2000 годы под воздействием проводимых в нашей стране экономических, политических и правовых реформ оборот зданий, строений, сооружений существенно активизировался. Уже на начальном этапе земельной реформы стала доминирующей тенденция отчуждения максимально большего количества государственного имущества в частную собственность. Создание благоприятных с точки зрения мировой практики инвестиционных условий для развития производства потребовало предоставления частным лицам высокого уровня гарантий прав собственности на земельные участки, на которых расположены приобретаемые ими объекты недвижимого имущества.
Ранее традиционно вещные и обязательственные
права граждан и юридических
лиц в земельных отношениях возникали
только на основании административных
актов компетентных государственных
органов и органов местного самоуправления.
Закон ограничивал земельную
правоспособность граждан и юридических
лиц как субъектов права
С появлением различных форм собственности
на землю, восстановлением деления
вещей на движимое и недвижимое имущество,
введением государственной
До принятия в 2001 году Земельного кодекса
Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ1
(далее - ЗК РФ) правовое регулирование
оборота земельных участков осуществлялось
преимущественно на основании множества
разрозненных подзаконных нормативных
правовых актов, таких как указы
Президента Российской Федерации и
постановления Правительства
Цели и задачи исследования. Основной
целью настоящего исследования является
определение современного состояния
правового регулирования
Для достижения указанной цели в рамках курсовой работы решаются следующие задачи:
- дается характеристика системы
действующего законодательства
Российской Федерации об
- исследуются сложившиеся в
теории и правоприменительной
практике понятия оборота
- рассматривается соотношение
частноправового и публично-
-раскрываются наиболее
- анализируются отдельные
1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Основной целью земельной
Известно, что в советский период
союзное государство обладало монополией
собственности на землю, возникшей
в результате ее национализации и
закрепленной в Конституции СССР:
«В исключительной собственности государства
находятся: земля, ее недра, воды, леса».
Первая попытка изменить эти положения
была предпринята в конце 1980-х
годов в рамках реформирования социалистической
системы. Закон «О собственности
в СССР» и Основы законодательства
Союза ССР и союзных республик
о земле, вступившие в силу в 1990 году,
ликвидировали монополию
Официальный старт денационализации земли и земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной. Закрепляя институт пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей, эти законы предусматривали также возможность приобретения участков земли в частную собственность.
С целью ускорения аграрных преобразований
в 1991 году был издан указ президента
«О неотложных мерах по осуществлению
земельной реформы в РСФСР» и
ряд постановлений
За 1992–1994 годы большинство предприятий
аграрного сектора прошли перерегистрацию
с изменением организационно-правового
статуса, однако во многих случаях происходила
лишь формальная «смена вывески», не затрагивающая
основ внутриколхозных
В основу приватизации сельскохозяйственных
земель и иной собственности коллективных
хозяйств был положен принцип
социально справедливого
В отсутствие соответствующих федеральных законов отношения по использованию земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных предприятий, регулировались почти исключительно на основании указов президента и постановлений правительства. В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» владельцы долей должны были получить документы, удостоверяющие их права на земельные участки, и принять решение по их использованию. Они получали право передавать долю по наследству, получать земельные участки в натуре при выходе из хозяйства, вносить их в уставный капитал сельскохозяйственных предприятий, сдавать в аренду, продавать и покупать. В последующих указах президента и постановлениях правительства1 подтверждались права крестьян на земельные доли и устанавливался порядок их использования, при котором разрешались практически все виды операций с землей, включая ее куплю-продажу. Однако в действительности процесс регистрации права на земельные доли и заключения договоров по сделкам с землей шел крайне медленно. К середине 1995 года многие субъекты РФ из политических или иных соображений задерживали (а некоторые и вовсе не начинали) выдачу свидетельств на земельные доли. При этом местными законодателями нередко вводились дополнительные ограничения на сделки с землей. К 1995 году свидетельства на земельные доли получили около 70 процентов собственников; к 2000 году, по данным Госкомзема России, — 91,2 процента, из которых около 2/3 распорядились правами на свои земельные доли.
К середине 1990-х годов в земельном законодательстве сложилась довольно парадоксальная ситуация. Основной массив норм, регулирующих земельные отношения, содержался в пакете указов президента и постановлений правительства 1992–1993 годов, изданных в условиях противоборства между исполнительной и законодательной ветвями власти. Эти нормативные акты, отменявшие большую часть статей Земельного кодекса РСФСР и снимавшие мораторий на сделки с землей, содержали наиболее либеральные нормы, не запрещавшие практически никаких операций с землей. Полные права собственности на землю были также провозглашены в положениях Конституции РФ и развиты в регулирующей сделки с землей 17-й статье нового Гражданского кодекса. Однако президентские указы, по мнению многих законодателей, не отражали степени достигнутого согласия в обществе по вопросу о гражданском обороте земель; 17-я глава Кодекса была заморожена и должна была вступить в силу лишь после принятия нового Земельного кодекса.
История принятия этого правового акта стала, возможно, наиболее драматичной законодательной коллизией за всю работу Государственной думы. Начавшись уже в 1993 году, работа над новым Земельным кодексом продолжалась в течение восьми лет. Летом 1994 года в нижнюю палату парламента Правительством РФ и фракцией «Выбор России» были внесены два законопроекта, но, ни один из них не набрал необходимого числа голосов. В 1995 году состоялось новое голосование по правительственному варианту проекта, доработанному в Комитете ГД по аграрным вопросам с учетом многочисленных замечаний, высказанных субъектами Федерации, различными министерствами, депутатскими объединениями.
Принять Земельный кодекс удалось
лишь в 1996 году Государственной думе
второго созыва, однако его концепция,
не предусматривавшая куплю-
В этой ситуации политического пата,
когда ни одна из конфликтующих сторон
не могла настоять на принятии ее версии
закона о земле, законодательную
инициативу стали активно проявлять
регионы. Одними из первых легализовали
сделки с землей, в том числе
ее свободную куплю-продажу, законодатели
Саратовской области. На федеральном
уровне работа над земельным
Информация о работе Правовое регулирование оборота земельных участков