Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:58, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является определение современного состояния правового регулирования оборота земельных участков в Российской Федерации, выявление наиболее актуальных теоретических и практических проблем в данной сфере, а также возможных путей их решения, включая меры по совершенствованию действующего законодательства и корректировке правоприменительной практики.
Для достижения указанной цели в рамках курсовой работы решаются следующие задачи:
- дается характеристика системы действующего законодательства Российской Федерации об обороте земельных участков;
- исследуются сложившиеся в теории и правоприменительной практике понятия оборота земельных участков;
- рассматривается соотношение частноправового и публично-правового регулирования отношений оборота земельных участков;
Введение
1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
2. ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
2.1 Понятие и принципы земель сельскохозяйственного назначения
2.2 Особенности совершения сделок с землями сельскохозяйственного назначения
2.2.1 Особенности купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения
2.2.2. Особенности аренды земель сельскохозяйственного назначения
2.2.3 Предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность
2.2.4 Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения
2.2.5 Особенности определения порядка распоряжения, владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности
2.3 Правовое регулирование оборота земельных долей
Заключение
Список источников
Согласно положению п. 1 ст. 10 Закона
об обороте земельные участки
из земель сельскохозяйственного
Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Следует учесть, что в соответствии со ст. 3. Закона об обороте иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды9.
2.2.4 Особенности совершения
сделок с долями в праве
общей собственности на земли
сельскохозяйственного
К сделкам с долями в праве
общей собственности на земли
сельскохозяйственного
В случае если участников общей собственности более пяти, правила ГК РФ применяются с учетом особенностей, установленных статьями 12, 13 и 14 Закона об обороте10.
2.2.5 Особенности определения
порядка распоряжения, владения
и пользования земельным
Решение о порядке владения и
пользования земельным
Аренда, купля-продажа или другая
сделка с земельным участком из земель
сельскохозяйственного
В случае, если согласие участников долевой собственности на совершение указанной сделки не достигнуто, часть участников долевой собственности, выразивших несогласие с совершением указанной сделки, вправе выделить земельный участок или земельные участки в счет своих долей и распорядиться выделенным земельным участком по своему усмотрению11.
2.3 Правовое регулирование
оборота земельных участков
Многовековая практика свидетельствует о том, что главным источником жизнеобеспечения и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию (пространство) государства, но и все, что находится “над” и “под” этим пространством.
Территория России составляет 1709 млн. га земли и отличается уникальной инфраструктурой, созданной многими поколениями людей.
Основной задачей аграрной реформы в России, проводимой с 1991 года, явилась приватизация земли и реорганизация совхозов и колхозов с целью формирования эффективного сельскохозяйственного производства на основе частной собственности на землю и личной предприимчивости производителей сельскохозяйственной продукции.
Передача земли в
Российская модель земельных преобразований на селе изначально исходила из принципа социальной справедливости, а не экономической эффективности. Так значительную часть земельных долей получили пенсионеры и работники социальной сферы. Основная часть крестьян передала свои земельные доли в аренду. Размер арендной платы колеблется от 5 - 10 % стоимости годового урожая в южных районах до суммы ежегодного земельного налога в северных районах.
Важной для реформирования земельных отношений задачей является осуществление на всей территории России государственной кадастровой оценки земли и обеспечение перехода на систему земельных платежей, формирующихся исходя из рентной стоимости земли12.
Анализ системы земельных
Причины несоответствия состоят в
том, что низки ставки платежей, существует
огромное количество льготников, освобожденных
от платежей, средства от земельных
платежей используются не целевым образом.
В связи с этим, очевидно, что
в действующую систему
Земельный кодекс провозгласил ряд основополагающих принципов, которые должны лечь в основу всех принимаемых в России актов земельного законодательства, среди них:
- охрана земли и окружающей среды;
- право граждан на участие
в принятии решений по
- единство земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости;
- платность использования земли;
- определение правового режима земель, исходя из их целевого назначения, и другие.
Согласно новому Земельному кодексу
земли по принадлежности делятся
на земли Российской Федерации, земли
субъектов Российской Федерации, земли
находящиеся в собственности
муниципальных образований и
земли, находящиеся в частной
собственности юридических и
физических лиц. При этом разграничение
государственной собственности
на землю на собственность Российской
Федерации, собственность субъектов
Российской Федерации и собственность
муниципальных образований
Нельзя не отметить деятельность Минсельхоза
России, который совместно с другими
заинтересованными ведомствами
разработал проект федерального закона
«Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения», который был одобрен
на заседании Правительства
Указанный законопроект соответствует
основным положениям Земельного кодекса
Российской Федерации и прописывает
регулирование следующих
- оборот земель
- использование земельных долей,
- условия предоставления
Учитывая социально-
Участниками отношений
в области оборота земельных
участков сельскохозяйственного
Субъектами отношений в
Установлены требования, в соответствии
с которыми предельные размеры земельных
участков и их местоположение должны
соответствовать требованиям
Механизмы регулирования, заложенные
в проект федерального закона «Об
обороте земель сельскохозяйственного
назначения», ориентированы на введение
в России цивилизованного рынка
земельных участков сельскохозяйственного
назначения с учетом интересов государства
в целом, агропромышленного сектора
экономики и
Без вовлечения земли в рыночный
оборот нельзя сформировать полноценный
институт частной собственности
на землю, а без него - развитую систему
рыночных отношений в
Законодательство, создающее нормальное
функционирование рынка земли, в
том числе рынка
Заключение
В качестве вывода к работе можно сказать, что правовое регулирование отношений в области оборота долей и участков земель сельскохозяйственного назначения требует решения многих вопросов, в частности, определения процедуры выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения и требований землеустройства при установлении на местности границ участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности.
В законодательных актах, регулирующих земельный рынок, вопросы ценообразования на земли сельскохозяйственного назначения отражены не в полной мере, несмотря на то, что базовая цена на землю является основным экономическим регулятором купли-продажи, аренды, залога и других сделок с земельными участками.
Практическое применение федерального
законодательства об обороте земель
сельскохозяйственного
Анализ динамики площади и количества
сделок аренды, купли-продажи, залога,
дарения, наследования участков земель
сельскохозяйственного
В случае применения в российских регионах проверенных на практике методик регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения следует ожидать значительного увеличения размеров земельного рынка за счет роста количества сделок и возрастания площади оборота земельных участков в сегменте сельскохозяйственных земель. Должны открыться и возможности проникновения на рынок пользователей, владельцев и собственников долей и участков земель сельскохозяйственного назначения. Ожидаемое повышение темпов роста сделок земельного рынка в сегменте сельскохозяйственных земель будет способствовать переходу таких земель пользователям и владельцам, способным организовать эффективное сельскохозяйственное производство. Быстро растущий рынок сельскохозяйственных земель будет привлекательным для инвесторов.
Поэтому можно ожидать восстановления
сельскохозяйственного
Список источников
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. ст. 4147. Вступил в силу 30 октября 2001 года.
Указ Президента РФ от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»
Постановление Правительства РФ № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 года.
Указ Президента РФ № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 года.
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ
Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ1
Указ президента «О неотложных мерах
по осуществлению земельной
Закон «О собственности в СССР»
Законы РСФСР «О земельной реформе»
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Закон «О плате за землю»
ст. 20 декрета «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г.
Антуфьев И.В. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛОК С ЗЕМЛЯМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. / «Недвижимость без риска». Информационный портал. Режим доступа: riskam-net/part/zeml/
Информация о работе Правовое регулирование оборота земельных участков