Правовое регулирование перевода земель из одной категории в другую

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное изучение вопроса о классификации земельного фонда страны по целевому назначению.
Задачи:
- раскрыть понятие, содержание и краткая характеристика классификации земель;
- изучить общую характеристику правового механизма перевода земель из одной категории в другую;
- исследовать особенности перевода земель из одной категории в другую.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие положения о переводе земель из одной категории в другую………………..……………………………………………………...........5
1.1. Понятие, содержание и краткая характеристика классификации земель …………………………….…………………………………..……..5
1.2. Общая характеристика правового механизма перевода земель из одной категории в другую ……………………………………………….12
Глава 2. Правовое регулирование перевода земель из одной категории
земель в другую ……………..……………………..…………………………..21
2.1. Виды перевода земель из одной категории в другую …………….21
2.2. Особенности перевода отдельных категорий земель из одной категории в другую ………………………………………………………25
2.2.1.Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию…………………………………….25
2.2.2.Особенности перевода земель лесного фонда в другую категорию……………………………………………………………..26
2.2.3 Особенности перевода земель особо охраняемых
территорий и объектов в другую категорию……………………....29
Заключение………………………………………………………………….….36
Список литературы и источников….…………………………………………38

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ.docx

— 76.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Земельное право»

ТЕМА: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ»

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

Зайцев В.В.

 

 

 

Казань 2013.

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общие положения о переводе земель из одной категории в другую………………..……………………………………………………...........5

1.1. Понятие, содержание и краткая характеристика классификации земель …………………………….…………………………………..……..5

1.2. Общая характеристика правового механизма перевода земель из одной категории в другую ……………………………………………….12  

Глава 2. Правовое регулирование перевода земель из одной категории

 земель в другую ……………..……………………..…………………………..21

2.1. Виды перевода земель из одной категории в другую …………….21

2.2. Особенности перевода отдельных категорий земель из одной категории в другую ………………………………………………………25

2.2.1.Особенности перевода  земель сельскохозяйственного назначения  в другую категорию…………………………………….25

2.2.2.Особенности перевода  земель лесного фонда в другую  категорию……………………………………………………………..26

2.2.3 Особенности перевода  земель особо охраняемых 

территорий и объектов в другую категорию……………………....29

 

Заключение………………………………………………………………….….36

Список литературы и источников….…………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Юридическое и экономическое выделение  различных категорий земель, их правовых режимов обусловлено объективными факторами: наличием групп относительно однородных человеческих потребностей, деятельность по удовлетворению которых  необходимо обеспечивать территориальной  базой.

Вместе с тем, виды человеческой деятельности, их соотношение и значимость постоянно меняются и юридическая практика не всегда успевает приводить структуру землепользования в соответствие с меняющимися потребностями общества.

Несоответствие структуры землепользования реальным потребностям общества препятствует его устойчивому развитию и вызвано, в том числе, недостатками законодательства, принятого в развитие принципа деления  земель на категории и содержащего  в себе ряд коррупциогенных факторов.

Актуальность темы исследования обусловлена  тем фактом, что принцип деления всех земель в границах нашего государства на категории по их целевому назначению уже почти столетие является основным отраслевым принципом отечественного земельного права, его концептуальным каркасом. В действующем Земельном кодексе Российской Федерации он получил и законодательное закрепление, став нормой-принципом.

Данный принцип, как правило, непосредственно  реализуется в содержании земельного законодательства, а к общественным отношениям применяется преимущественно  при наличии пробелов или коллизий в нормативно-правовом регулировании.

Целью работы является комплексное  изучение вопроса о классификации земельного фонда страны по целевому назначению.

Задачи:

- раскрыть понятие, содержание  и краткая характеристика классификации  земель;

- изучить общую характеристику правового механизма перевода земель из одной категории в другую;

- исследовать особенности перевода земель из одной категории в другую.

Информационно-эмпирической базой курсовой работы послужили  работы отечественных юристов, статистические и аналитические материалы профильного  ведомства, комментарии законодательства, а так же ресурсы сети Интернет.

Нормативно-правовую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ в сфере земельного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О  КЛАССИФИКАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА  СТРАНЫ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

1.1.Понятие, содержание  и краткая характеристика классификации  земель

 

 

   Целевое использование  земель - основное предназначение  земель данной категории. Конкретное  целевое назначение - вид использования  земли, который исключает иные  формы ее хозяйственной эксплуатации, нельзя возводить никаких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных культур и выращивания корнеплодов и овощей.  

 В понятие земли как объекта  правового регулирования включаются только наиболее важные ее свойства, которые  многообразны в своих отличиях и их можно лишь типизировать в правовом плане. Именно этим и объясняется классификация земель по категориям, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и др.  

Категории земель, входящих в государственный земельный фонд России. 

1. Земли сельскохозяйственного назначения служат главным средством производства в сельском хозяйстве, наиболее важная категория земель в земельном фонде России. 

2. Земли поселений (городов, поселков городского типа — дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения) - предназначаются для обслуживания городов, поселков городского типа и сельских поселений. 

3. Земли специального назначения - промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и т.п., не связаны с сельскохозяйственным производством.  

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историков культурного назначения -  природные и биосферные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты). 

5. Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земля выступает здесь в двояком значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная растительность, и как средство производства, питающее корневую систему лесов почвенными компонентами (влагой, питательными веществами и др.).  

6. Земли водного фонда - водопокрытые земли, т.е. такие, которые покрыты водой относительно устойчиво (вечно или большую часть времени года) и которые заняты естественными водоемами. 

7. Земли запаса — это резерв государства1.   

 Землями сельскохозяйственного  назначения признаются земли  за чертой поселений, предоставленные  для нужд сельского хозяйства,  другие земли, предназначенные  для этих целей в соответствии  с территориальным планированием использования земель.  

Земли сельхозназначения включают в себя сельскохозяйственные угодья, земли, занятые зданиями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства и др, их перечень является открытым.  

 К сельскохозяйственным угодьям относят сенокосы, пашни, пастбища, залежи и иные угодья.  

 В составе земель сельскохозяйственного  назначения выделяются виды земель в зависимости от их роли в сельском хозяйстве (главного средства производства или пространственно-территориального базиса): сельскохозяйственные угодья; земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями; земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земли от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений; земли, занятые водными объектами; земли, занятые постройками и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции2.  

 Земли сельскохозяйственного назначения как категории земельного фонда нельзя отождествлять с землями сельскохозяйственного использования. Первые — это определенная категория земель, вторые — земельные угодья, которые могут находиться и в других земельных категориях.  

 Землями специального назначения  признаются земли, отведенные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения соответствующих задач.   

 В связи с развитием науки,  техники, форм хозяйствования  появляются новые формы целевого использования земель, не известные ранее в сфере землепользования.   

 Общим признаком всех видов  земель данной категории является  то обстоятельство, что данные  земли выступают в качестве  территориального базиса и не являются сельскохозяйственными, т.е. средством производства в сельском хозяйстве.  

 Правовой режим земель специального  назначения распространяется и на земли других категорий. В зависимости от нахождения в той или иной категории земли специального назначения имеют определенный правовой статус.  

 Земли специального назначения  имеют две основные формы —  в виде компактных либо разрозненных  земельных участков и «ленточную». К первым относятся земельные участки под предприятиями, учреждениями, организациями, станциями железных дорог и т.п.; ко вторым — земли под автомобильными, железными дорогами, под трубопроводным транспортом и т.п.

В земельном законодательстве не отработан должным образом правовой механизм управления некоторых видов использования земель специального назначения. В частности, землепользование атомных электростанций, в прилегающих местностях к которым должен осуществляться специальный режим обеспечения радиационной безопасности; землепользование полигонов по испытанию ядерного и иного оружия и др.  

 Земли особо охраняемых природных  территорий относятся к объектам  общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности3.  

 Земли особо охраняемых территорий, несмотря на их значительные различия, обладают единством правового режима; все они изъяты из активной хозяйственной деятельности в интересах настоящего и будущих поколений в установленном государством порядке.  

 Согласно ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.  

 В состав земель особо  охраняемых территорий относятся  земли:  

1. Государственные природные заповедники (ст. 6—9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ)4. Они расположены на землях природно-заповедного фонда. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами и финансируются за счет средств федерального бюджета;   

2. Национальные парки (ст. 12—17 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Они размещены на землях природно-заповедного фонда (ст. 95 ЗК РФ)5. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.  

3. Природные парки (ст. 18—21 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Они находятся на землях природно-заповедного фонда.  

 Природные парки являются  природоохранными рекреационными  учреждениями, находящимися в ведении  субъектов РФ, территории (акватории)  которых включают в себя природные  комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Природные парки являются юридическими лицами и финансируются за счет средств субъектов РФ.  

4. Государственные природные заказники (ст. 22—24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Заказники могут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ. Они расположены на землях природно-заповедного фонда. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.   

5. Памятники  природы  (ст.  25—27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Земли, занятые памятниками природы, относятся к землям природно-заповедного фонда6. Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ.     

6. Дендрологические парки и ботанические сады (ст. 28—30 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). Они расположены на землях природно-заповедного фонда. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.    

Информация о работе Правовое регулирование перевода земель из одной категории в другую