Правовой режим земель лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Вместе с тем естественно-биологические связи земли и лесов в значительной степени определяют сущность и содержание правового понятия «земли лесного фонда». Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь, эксплуатация лесных ресурсов влияет на состояние земель лесного фонда. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются разновидностью земельных отношений и регулируются земельным и лесным законодательством.

Содержание работы

Введение.
Понятие и общая характеристика земель лесного фонда.
Правовые основы использования участков земли лесного фонда.
Право собственности на земли лесного фонда.
Особенности изменения правового режима земель лесного фонда.
Заключение.
Задачи.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по земельному праву..doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение.

Понятие и общая характеристика земель лесного фонда.

Правовые основы использования  участков земли лесного фонда.

Право собственности  на земли лесного фонда.

Особенности изменения  правового режима земель лесного  фонда.

Заключение.

Задачи.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Земли лесного фонда  занимают самую большую площадь  по сравнению со всеми иными категориями  земель в нашей стране. Основное их целевое назначение — использование  в качестве средства производства в  лесном хозяйстве. Земельное законодательство рассматривает земли лесного фонда в качестве самостоятельной категории по отношению к лесному фонду.

  Вместе с тем естественно-биологические связи земли и лесов в значительной степени определяют сущность и содержание правового понятия «земли лесного фонда». Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь, эксплуатация лесных ресурсов влияет на состояние земель лесного фонда. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются разновидностью земельных отношений и регулируются земельным и лесным законодательством.

Для того чтобы иметь  представление о правовом режиме земель лесного фонда, необходимо уяснить  наиболее важные положения лесного  законодательства и его соотношение с земельным законодательством.

Биологические и иные естественно-научные характеристики природных объектов не закрепляются в праве автоматически. Для права имеют значение лишь юридически значимые признаки природных ресурсов. Поэтому российское законодательство о природных ресурсах построено на принципе разграничения предметов регулирования соответствующих отраслей. Земельное законодательство регулирует отношения, связанные с определением порядка использования и охраны земель, т.е. регулирует земельные отношения. Предмет лесного законодательства — лесные отношения, т.е. отношения по поводу эксплуатации лесов, защиты их от пожаров, вредителей, болезней и воспроизводству. Лесное законодательство учитывает естественные природные взаимосвязи, закрепляет нормы, имеющие целью предотвратить причинение вреда другим природным ресурсам в результате эксплуатации лесов.

  Неправильное определение в лесном законодательстве основных понятий приводит к трудностям его применения, возникновению споров и коллизиям. Включение в состав лесного фонда земель этого фонда затрудняет применение норм земельного законодательства в случаях использования земель лесного фонда, порождает противоречия между лесным и земельным законодательством.

  Признавая экологическую связь земли, леса и других природных объектов, следует подчеркнуть, что лес и земля представляют собой природные объекты, правовое регулирование использования которых имеет различный характер. Объединение земли и лесов в единое понятие «лесной фонд» создает неправильное представление о действительных площадях, занятых лесами, площадь которых при этом ассоциируется с площадью земель этого фонда, в состав которых входят и не покрытые лесом земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  и общая характеристика  земель лесного фонда.

Статья 101 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) определяет земли лесного фонда как «лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В Лесном кодексе РФ (далее по тексту ЛК РФ)  основополагающую роль играют понятия «лес» и «лесной фонд». Из определений этих понятий следует, что земля - неотъемлемая часть леса и лесного фонда. В преамбуле ЛК говорится о лесе как совокупности лесной растительности, земли и других элементов природы.

Леса, входящие в лесной фонд, следует отличать, с одной  стороны, от лесов, расположенных на землях обороны, землях городских поселений, а с другой - от древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, землях поселений и иных категорий земель. Наличие на землях лесной, древесно-кустарниковой растительности не означает их принадлежности к землям лесного фонда.

Лес, а также земли, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли) образуют лесной фонд. Лесной фонд нельзя отождествлять  с землями лесного фонда. Земли  являются хоть и неотъемлемой, но все же только составной частью лесного фонда.

ЗК РФ  и ЛК РФ подразделяют земли лесного фонда на лесные земли и нелесные земли.

Состав лесных земель определяется указанными федеральными законами одинаково. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления.

Нелесными землями ЗК РФ признает земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. ЛК РФ решает этот вопрос иначе. В составе нелесных земель этот федеральный закон выделяет земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие земли), и иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).

ЛК РФ более точно определяет структуру нелесных земель. Данная структура сложилась давно и уже на протяжении не одного десятилетия не меняется. Пункт 1 ст.101 ЗК РФ не в полной мере учитывает специфику распределения площадей в лесном фонде. При определении состава нелесных земель целесообразно руководствоваться лесным, а не земельным законодательством РФ.

В юридической литературе указывается, что общность правового  режима всех земель лесного фонда определяется их целевым назначением. При этом в качестве предназначения земель лесного фонда называются нужды лесного хозяйства. В п.1 ст.101 ЗК РФ предназначением этих земель названы восстановление лесной растительности и ведение лесного хозяйства. Целевое назначение земель лесного фонда устанавливается с учетом их предназначения. Структура земель лесного фонда такова, что его составные части могут использоваться для разных целей либо вообще не использоваться.

Лесной кодекс РФ установил  разделение лесов в пределах лесного фонда РФ по целевому назначению на:

  • защитные;
  • эксплуатационные;
  • резервные.

Земли, занятые эксплуатационными  и резервными лесами, выделяются только в составе земель лесного фонда. Защитные леса могут выделяться в  других категориях земель.

К защитным лесам относятся  леса, которые подлежат освоению в  целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным  использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В ст.102 ЛК РФ выделяются следующие категории защитных лесов:

1) леса, расположенные  на особо охраняемых природных  территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции  защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные  в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные  в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные  леса;

в) леса, расположенные  в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное  или историческое значение;

д) орехово-промысловые  зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

В составе защитных и  эксплуатационных лесов могут выделяться особо защитные лесные участки. К ним относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные  участки лесов, расположенных  вдоль водных объектов, склонов  оврагов;

2) опушки лесов, граничащие  с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные  участки;

4) заповедные лесные  участки;

5) участки лесов с  наличием реликтовых и эндемичных  растений;

6) места обитания редких  и находящихся под угрозой  исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные  участки лесов.

В защитных лесах и  на особо защитных участках лесов  запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Отнесение лесов к  ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной  власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

К эксплуатационным лесам  относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально  эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В эксплуатационных лесах  допускается использование лесов  всех предусмотренных ЛК РФ видов.

К резервным лесам  относятся леса, в которых в  течение двадцати лет не планируется  осуществлять заготовку древесины.

Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.

Отнесение лесов к  эксплуатационным и резервным лесам  и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

2. Правовые основы использования участков лесного фонда.

Статья 9 ЛК РФ предусматривает  виды прав, на основании которых  осуществляется использование лесных участков:

1. право аренды лесных  участков;

2. право постоянного  (бессрочного) пользования лесными участками;

3. право безвозмездного  срочного пользования лесными  участками.

4. право ограниченного  пользования чужими лесными участками (сервитут);

При этом юридическим лицам лесные участки предоставляются:

- в постоянное (бессрочное) пользование;

- в аренду;

- в безвозмездное срочное  пользование;

гражданам:

- в аренду;

- в безвозмездное срочное пользование (ч.1 ст.71 ЛК РФ).

Лесной Кодекс РФ подразделяет виды использования лесных участков в зависимости от того, предоставляется  лесной участок или нет:

а) с предоставлением  лесных участков;

б) без предоставления лесных участков;

в зависимости о того, изымаются лесные ресурсы или  нет:

а) с изъятием лесных ресурсов;

б) без изъятия лесных ресурсов.

При этом права на лесные участки лесного фонда возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Лесным Кодексом РФ, Гражданским и Земельным кодексами РФ.

Использование лесов  может ограничиваться только в случаях  и в порядке, которые предусмотрены  ЛК РФ и другими федеральными законами.

Допускается установление следующих ограничений использования  лесов:

1) запрет на осуществление  одного или нескольких видов  использования лесов;

2) запрет на проведение  рубок;

3) иные установленные  ЛК РФ и другими федеральными  законами ограничения использования лесов (ст.27 ЛК РФ).

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими  использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, в том числе в части охраны и защиты лесов (ч.3 ст.51 ЛК РФ), в части воспроизводства лесов (ч.4 ст.61 ЛК РФ) - основание для:

- досрочного расторжения  договоров аренды лесного участка;

- досрочного расторжения  договоров купли-продажи лесных  насаждений;

- принудительного прекращения  права постоянного (бессрочного)  пользования лесным участком;

- принудительного прекращения  права безвозмездного срочного  пользования лесным участком (ч.2 ст.24 ЛК РФ).

Что касается субъектов, управомоченных в области использования  лесных участков лесного фонда, то РФ передает органам государственной  власти субъектов РФ осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

1. Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков:

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда